Философское осмысление проблемы бытия




Осмысление проблемы бытия с необходимостью привело к включению в систему философского и научного познания природы. Причём оно стало осуществляться на самых ранних стадиях их развития. Всё это было связано с тем, что знание о природе имеет высокую мировоззренческую значимость. Данную сторону проблемы природы очень ярко выразил И.Гёте: «Природа! Окружённые и охваченные ею, мы не можем не выйти из неё, ни глубже в неё проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и несётся с нами, пока, утомлённые, мы не выпадаем из рук её». В цитируемом суждении фиксируется целостное видение природы и суть человеческого бытия – его вечная включённость в мир природы. Вот почему человек всегда пытается создать теоретический образ природы, воспроизвести её строение и организацию в философских и естественнонаучных понятиях и суждениях.

В наши дни важность всестороннего постижения природы осознаётся представителями, прежде всего, науки. Именно в период усиливающегося обострения противоречий в системе «общество – природа» первостепенными для научного знания становятся вопросы организации природных систем, их функционирования в условиях нарастания антропогенного воздействия. При этом очевидным является и тот факт, что только на основе таких знаний могут строиться отношения человека и общества с природой, решаться задачи оптимизации их взаимоотношений. Тем самым знания о природе должны включаться в систему образования, подготовки специалистов и кадров науки.

В истории философии и науки можно выделить следующие этапы постижения и создания картин природы: природа в философии античности и средних веков, природа у мыслителей эпохи Возрождения, концепции природы в философии и науке Нового времени и эпохи Просвещения, природа в немецкой классической философии, природа в философии марксизма, природа в современном в естествознании. Результатом такого длительного познания природы стала обоснование ее бытия как объективной реальности. Объектами и явлениями природы выступают и свет далеких звезд, и элементарные частицы, и горные системы, моря и океаны, все существующие на Земле формы живого и т.д. Понятием «природа» охватывается все сущее, весь Универсум и в этом смысле оно близко к понятию «материя». В современном научном знании природа определяется и как та часть объективного мира, который противостоит человеку и обществу и с которым они взаимодействуют. В этом смысле она представляет собою всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Важным итогом познания природы следует считать раскрытие ее целостности и системной организованности. Оказалось, что все объекты природы и ее процессы существуют в форме системных образований. Природа – это «система связей и процессов» (Ф. Энгельс), которая должна раскрываться естествознанием. Одним из результатов такого направления исследований следует считать открытие явлений самоорганизации, происходящих в живой и неживой природе, что привело к становлению такого междисциплинарного направления исследований, как синергетика. Тем самым было подтверждено еще положение древних мыслителей о безграничности познания природы, наличие в ней все новых и новых свойств и связей.

Следующим существенным результатом постижения природы стало обоснование положения о ней как носителе разного рода ценностей: экономических, этических, эстетических, рекреационных и т.д. Эти особенности природы получают свое выразительное отражение в художественной литературе (И. Гёте, Л. Леонов, К. Паустовский, А. Чехов, Ф. Шиллер и др.). В настоящее время становится все более очевидной необходимость сочетания естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию природы, единства языка науки и художественной литературы, в особенности его образности, для выражения результатов ее постижения. Ведь описание природы только языком науки не позволяет, в должной мере, выразить многообразие ее явлений, их красоту и т.д. А вне учета этих сторон картина природы будет схематичной и невыразительной. Вот почему выдающиеся представители естествознания (В. И. Вернадский, В. Гейзенберг, А. Гумбольдт и др.) отмечали важную роль художественной литературы в описании природы, необходимости использования ее приемов выражения природы естествоиспытателями.

Ценностные аспекты природы нашли свое отражение и в тех концепциях природы, в которых она трактуется как среда обитания человека – биосфера. Так понимал природу В.И. Вернадский. «Биосфера, - писал он, - это среда нашей жизни, это та «природа», которая нас окружает, та «природа», о которой мы говорим в разговорном языке». Им была создана биогеохимическая концепция биосферы. Для В.И. Вернадского биосфера – это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется совокупной жизнедеятельностью организмов. Хотя он выделял и другие структурные компоненты биосферы (косное вещество, биогенные вещества, биокосное вещество и др.), но ведущим среди них выступает живое вещество – совокупность существующих в данный момент живых организмов. Это особое место живого вещества в биосфере В.И. Вернадский связывал с его энергетическими и геохимическими функциями. Благодаря этим функциям в биосфере накапливается биогенное и биокосное вещество.

Наличие в составе биосферы живого вещества, биокосного и косного есть свидетельство ее неоднородности. Неоднородность строения биосферы Вернадский считал весьма важной ее особенностью. В ней он видел источник саморазвития биосферы. Именно взаимодействие разнородных структур и обеспечивает ее изменение и эволюцию.

Многообразие разнородных структур в биосфере, их взаимосвязь между собой цепями миграции вещества и энергии есть свидетельство целостности биосферы как системы. Биосферы относится к органическому типу систем. Как подчёркивал В.И. Вернадский, она – саморегулирующаяся открытая система. С этой особенностью биосферы он связывал и ее организованность. Он утверждал, что организованность биосферы «должна рассматриваться как равновесия, подвижные, все время колеблющиеся в историческом и в геологическом времени около точно выражаемого среднего». В настоящее время такие равновесия и способность открытых системы их поддерживать называют гомеостазом. Гомеостатические особенности биосферы обеспечиваются энергетическими и геохимическими функциями живого.

Представления В.И. Вернадского об организованности и равновесии биосферных процессов являются теоретической основой современных стратегий оптимизации социоприродных взаимодействий. При их обосновании принципиальное значение имеют мысли В.И. Вернадского о месте и роли человека в биосфере. Для него биосфера – не просто оболочка Земли. Она есть и среда жизни человека. Человек уже своим происхождением «обязан» биосфере и его нынешнее существование возможно только в ней. Он, как и «всякое живое вещество», есть «функция биосферы ». Вот почему «человек во всех его проявлениях, - писал В.И. Вернадский, - составляет определенную закономерную часть строения биосферы».

Важное место в биосфере В.И. Вернадский отводил и научной мысли. Она возникла в процессе эволюции биосферы, а потому и является частью ее структуры и организованности. Кроме того, она, с момента своего зарождения, становится и фактором эволюции биосферы. Еще большую роль научная мысль будет играть в будущем биосферы. В.И. Вернадский полагал, что только под влиянием трудовой деятельности человека и научного знания (научной мысли) биосфера перейдет в новое качественное состояние – ноосферу.

Что же понимал В.И. Вернадский под ноосферой? В отличие от идеалистических трактовок понятия «ноосферы» его первыми авторами (Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден), для В.И. Вернадского ноосфера – последняя из многих состояний эволюции биосферы. Своеобразием этого состояния биосферы является то, что ход естественных процессов будет протекать в ней уже не стихийно, а под контролем человека и его сознательной деятельности. Иначе говоря, ноосфера – это управляемое, сопряженное развитие общества и биосферы. Такое развитие станет возможным при осознании людьми необходимости бережливого и рачительного отношения к природе, утверждении в обществе демократических норм жизни, повышении уровня жизни людей и других социальных изменений. На важность такого рода изменений особое внимание обращал В.И. Вернадский. Для него ноосфера – это длительный направленный процесс эволюции, прежде всего, общества, его «включения» в систему биосферной эволюции и управления ее процессами. Вот почему говорить сегодня, что мы живем в эпоху ноосферы, не приходится. Но от этого не снижается научная ценность идей В.И. Вернадского о характере становления ноосферы.

Их усвоение приводит к новому характеру осмысления бытия природы. Человечество стало осознавать, что без сохранения природы, дальнейшее существование современной цивилизации будет стоять под вопросом. В силу этого в систему научных представлений о природе, взаимодействия с нею человека и общества, будущего характера их взаимоотношений, стало включаться идея коэволюции человека и природы. Но чаще всего она выражается в форме коэволюции человека и биосферы. У истоков этой идеи стоял Н.В. Тимофеев-Ресовский. Им ещё в 1968 году была обоснована возможность совместного, сопряжённого развития всего человечества и биосферы. В этом и состоит смысл коэволюционного сосуществования и развития данных материальных систем. Поскольку человечество – часть биосферы, постольку и его развитие с её другими структурными компонентами может быть только совместным. Обеспечить такой характер их развития – одна из актуальных проблем человека и человечества. Н.В. Тимофеев-Ресовский говорил, что она является комплексной проблемой, «решение которой является задачей всего естествознания, включая математику». Он призывал научное сообщество включиться в её реализацию.

Н.В. Тимофеев-Ресовский полагал, что только с помощью науки человек будет в состоянии контролировать и управлять этими процессами. Ведь коэволюционное развитие есть управляемое развитие. В настоящее время человек ещё не в состоянии управлять эволюцией всей биосферы. Научное знание не разработало даже методы управления микроэволюционными процессами непосредственно в природе. Всё это пока не в силах человека. Данная проблема будет решаться на пути перехода биосферы в ноосферу. Овладение человеком механизмами управления природными процессами в биосфере есть одно из необходимых условий становления ноосферы. Коэволюционное развитие человека и биосферы – это предпосылка и условие ноосферного развития.

Коэволюционная стратегия задаёт качественно новые установки в науке и культуре. Она существенно меняет характер осмысления всего спектра вопросов социального и природного развития, характера взаимоотношения человека и общества с природой. В настоящее время идея коэволюции человека и биосферы становится парадигмальной для науки и культуры. Коэволюционная парадигма есть долгосрочная программа совместного развития общества и природы и задающая научному знанию и культуре новое направление исследования и целостные установки на осмысление путей такого развития и их реализацию. Она выражает стратегию ноосферного развития биосферы, человека и общества, ориентирует научное знание и культуру на его осуществление.

Проявлением этой стратегии может быть обоснование рациональной формы природопользования, особенно потребления живых ресурсов биосферы. Данная форма строится на учете взаимосвязи экономических оценок потребления и сохранения всех видов живой природы и экологической оценки их роли в поддержании нормального функционирования биосферы. Действительно, многие виды живого, даже в естественной среде их обитания, обладают высокой практической ценностью и являются источником материальных благ для человека (материал для селекционных работ, пищевая продукция, древесина, сырье для фармацевтической и парфюмерной промышленности и т.д.). В силу этого они являются носителями стоимости и подлежат экономической оценке. В настоящее время и их сохранение имеет свою стоимость. Причем последняя постоянно возрастает.

Но при всех экономических оценках ресурсов живой природы следует иметь ввиду и то, что ценность каждого из ныне существующих видов живого определяется и его значением для биосферы. Сохранение сложившегося разнообразия растительного и животного мира является условием поддержания длительного экологического равновесия природных систем и биосферы в целом. При наметившейся тенденции выпадения многих видов из природных систем может произойти необратимое нарушение экологического равновесия. С потерей даже одного вида утрачивается не только ценнейший генетический фонд, но и расшатывается тончайший механизм функционирования биосферы, являющийся условием и средой развития человека и общества. Вот почему сохранение ныне существующих видов живого является одной из глобальных проблем современности. Стратегию их сохранения разрабатывает современная экология.

Учет экологических и экономических сторон при решении задач охраны и использования живых ресурсов биосферы позволяет сформулировать гармоничную форму отношения человека и общества к миру живой природы. Это отношение может сложиться на пути рационального использования ее ресурсов. Под ним следует понимать такое их использование, при котором человек и общество получают необходимые для своего существования материальные и другие блага, но при этом поддерживается существующее разнообразие живого и повышается его продуктивность.

Сохранение существующего многообразия живого и его генетического разнообразия, поддержание и повышение численности редких видов — эти и другие принципы экологии уже в наши дни могут стать теоретической основой всех форм взаимодействия человека с миром живой природы. Природопользование, опирающееся на них, будет идеальным, поскольку при его осуществлении воспроизводится и сохраняется все существующее разнообразие живого, а, следовательно, и устойчивость биосферы. Этот идеал формулирует экология. Именно ее представления о биосферной ценности каждого из ныне существующего вида живого и стратегии его сохранения выступают эталоном и для других наук, ориентирующихся на решение проблем рационализации природопользования. Обеспечение такой формы использования природных ресурсов можно считать и экологическим идеалом всей науки. Но его реализа­ция будет зависеть от степени проникновения идей экологии в другие области научного знания, их экологизации. Сделанные выводы свидетельствуют о важности коэволюционной парадигмы в обосновании наиболее перспективной формы природопользования.

В современных стратегиях познания природы обнаруживается высокая ценность детерминистской исследовательской парадигмы. Детерминистская установка классического этапа развития науки, опиравшаяся на принципы механицизма, уступила место новой форме детерминизма. В ней особое положение занимают статистические закономерности с их вероятностным характером проявления, идея многообразия форм причинных связей, состояния детерминированного хаоса и т. д.. На методологической основе такого детерминизма становится возможным выявлять специфические особенности детерминации в разного рода совокупностей объектов и процессов природы. Понятийный аппарат современной формы детерминизма используется и при описании природных процессов. Генетика, синтетическая теория эволюции, экология, физика, химия и многие другие естественные науки могут быть тому примером. В них надёжно «прописалась» и положения этого детерминизма. Так, в понятийном аппарате современной химии стали фигурировать качественно новые для нее термины: «бифуркация», «флуктуация», «распределение вероятностей» и т.д., с помощью которых описывается статистический характер химических реакций и процессов.

Детерминистская парадигма ориентирует познавательный процесс на выявление различных форм связей и взаимообусловленностей предметов и явлений природы, опосредованности этих связей самими исследуемыми предметами и явлениями. Такая стратегия познания позволяет наиболее полно отразить реальную картину природы и её отдельных компонентов. Сами исследователи природы пришли к выводу, что в процессе постижения, например, статистических закономерностей в природных объектах и процессах открываются и глубинные основы их упорядоченности и системной организованности.

Именно реализация новой детерминистской парадигмы в познании объектов живой и неживой природы приводит научное знание к необходимости включения в число его методологических установок системной парадигмы. Она исторически вырастает из детерминистской, но не отменяет последнюю. Системная парадигма ориентирует научное знание на познание любых объектов и процессов как системных образований, выявление их дискретного строения, иерархичности уровней организации и особого характера управления в них. Основные особенности системной парадигмы были обоснованы Л. фон Берталанфи. Большой вклад в раскрытие роли системной методологии в познании природы внёс В.И. Вернадский. Хотя он исследовал только одну природную систему – биосферу, но ему удалось на её основе раскрыть основные характеристики системной методологии. Им было обосновано положение, что биосфера является открытой системой. Она существует благодаря обмену веществом и энергией со своим окружением. Биосфера имеет сложное строение и специфическую организацию, иерархическую выраженность своей структуры. Выявить, что ведущим структурным компонентом её организации является живое вещество, а в настоящее время – человек и его деятельность, опирающаяся на глубокое знание природы.

В настоящее время системная парадигма наиболее эффективно используется в биологии. Свидетельством сказанному может быть обоснование положения об организме как целостной системе (И.И. Шмальгаузен), теории функциональной системы (П.К. Анохин), открытие «нелинейных» эффектов при синтезе макромолекул живого (В.А. Энгельгардт) и т.д. Результаты ее использования познаний явлений жизни обогащают не только биологию. Они стали привлекательными и для других естественных наук. В работах выдающегося ученого второй половины ХХ века И. Пригожина отмечается, что знания о системной организации живого и ее «исторической» обусловленности «дают импульс физическим наукам для лучшего понимания сложности». Осуществленное им исследование сложности физических и химических объектов и процессов позволило сделать вывод и о их системной организованности, проникновении системной парадигмы в физику и химию.

Использование системной парадигмы не ограничивается биологией, физикой и химией. Она весьма результативно осваивается и в географии. Стремление географов постичь особенности природных объектов различной степени сложности и размерности привело к признанию их как системных образований и включению в понятийный аппарат географии понятия «геосистема» (В.Б. Сочава). Ориентация географов на исследование своего объекта познания как системного образования способствует усилению их внимания к выявлению системообразующих связей внутри природных объектов, роли внутренних и внешних факторов в их динамике, особенностям функционирования в прошлое и настоящее время. Все это приводит не только к получению нового знания, но и упорядочению и расширению понятийного аппарата самой географии, усилению интеграционных связей между ее отдельными направлениями и другими смежными с нею науками.

Характер проявления и использования системной пардигмы во многих других естественных и гуманитарных науках раскрывается авторами коллективной работы («Системный подход в современной науке». – М., 2004). Ее содержание свидетельствует, что системная парадигма становится методологической основой современного научного познания.

На современном этапе познания природы стали использоваться и другие парадигмы – эволюционная, экологическая и синергетическая. Их эвристическая значимость будет отмечаться в следующих темах настоящего учебно-методического комплекса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: