Предлагаемый рынок сбыта продукции - Киевская область и город Киев. На данном рынке были изучены уже существующие рыбообрабатывающие цеха и предприятия. К ним относятся:
1. Боярский рыбокоптильный цех, расположенный в городе Боярка;
2. Новоселковский рыбокоптильный цех, с.Новоселки;
3. “Киеврыба”, предприятие, расположенное в г.Киев;
4. Другие мелкие рыбобрабатывающие цеха.
Проанализируем деятельность этих цехов.
Боярский рыбокоптильный цех - недавно организованное частное предприятие (действует на рынке уже 3 года). Основные направления деятельности - соление и горячее копчение рыбы. Имеет большие производственные площади, а также мощности - 3 дымовые печи для копчения, 5 ванн для соления и 2 больших холодильника для хранения рыбы. Цех способен перерабатывать до 80 тонн сырья в месяц, однако, из-за плохо налаженных контактов с поставщиками предприятие не полностью используют производственные мощности. Кроме того, следует учесть, что из-за высоких цеховых расходов цена на рыбу выше, чем в других рыбообрабатывающих цехах.
Новоселковский рыбокоптильный цех - частное предприятие также занимающееся солением и горячим копчением рыбы.
Цех имеет малые производственные мощности - 1 дымовая печь для копчения, две ванны для соления, и 1 холодильник для хранения рыбы. Может перерабатывать до 20 тонн рыбы в месяц.
Предприятие “Киеврыба” - государственное предприятие еще недавно занимающее львиную долю рынка (около 80%), однако, в настоящий момент предприятие убыточно и простаивает. Таким образом, в данное время не представляет собой конкуренции.
Другие рыбообрабатывающие цеха очень малы и имеют малую долю на рынке, чтобы представлять серьезную конкуренцию “Аквариуму”.
Вишневский рыбокоптильный цех имеет 3 дымовые печи, 10 ванн для соления, 3 больших холодильника, способен перерабатывать около 80-100 тонн сырья в месяц.
Соотношение долей на рынке рыбной продукции указанных выше предприятий и фирмы “Аквариум” представлены на рисунке:
другие малые Новоселковский рыбокоптильный
цеха цех
Боярский цех
Вишневский
рыбокоптильный
цех
Соотношение долей рынка на 3-й год деятельности Вишневского рыбокоптильного цеха.
5.3. Мотивации потребителей.
При проведении маркетингового исследования какого-либо рынка неоходимо иметь четкое представление о его потребителях,а именно: об их предпочтениях, о принципах, которыми руководствуется покупатель при выборе товара и т.д.
На совершаемые потребителем покупки большое влияние оказывают внешние факторы, а также внутренние факторы индивида, которые не поддаются контролю со стороны деятелей рынка. Однако все эти факторы необходимо принимать во внимание.
Основным товаром рассматриваемого нами рынка является рыба. Копченая и соленая рыба как пищевой продукт не является предметом первой необходимости в питании человека. При покупке нашей продукции потребитель скорее руководствуется факторами психологического порядка, а именно: мотивации, восприятие, усвоение, убеждение, отношение. Сейчас на рынке рыбной продукции появилось большое количество аналогичного товара зарубежного производства. Однако, “наш” потребитель в силу уже сложившихся традиций и отношений предпочитает отечественную продукцию зарубежной. Это можно обьяснить, например, уверенностью потребителя в том, что при производстве “нашей” продукции используются натуральные ингридиенты. То есть покупатель мало осведомлен и иногда не доверяет или сомневается в качестве импортных продуктов питания.
На выбор потребителя влияют и внешние факторы, такие как цена, качество товара, его внешний вид, а также характерные особенности продукта.
Со стороны производителя (в данном случае производителем является рыбокоптильный цех “Аквариум”) предлагаемая готовая продукция имеет ряд преимуществ перед аналогичной продукцией конкурентов:
во-первых, рыба холдного копчения является более полезным