Тема 3. Снабжение государственной организации как логистический процесс
Специфика государственного снабжения
В самом укрупненном виде процесс снабжения любой государственной организации включает три обязательные группы действий (три последовательные стадии процесса снабжения):
• покупка (закупка) государственной организацией продукции у рыночного поставщика;
• транспортная доставка продукции в расположение покупателя на условиях, указанных в государственном контракте на закупку товара;
• помещение купленной и доставленной продукции на ее временное хранение (складирование) у покупателя.
Государственное снабжение – это снабжение государственных организаций, которые не являются ни частными собственниками, ни производителями товаров для рынка. Из этого вытекают и специфические особенности государственного снабжения:
1) нерыночность. Государственная организация не является частным собственником, поэтому ее закупки (покупки) не чисто рыночный процесс, что проявляется в том, что государство законодательно регулирует весь процесс государственных закупок, а организационно весь этот процесс снабжения существует в виде государственной контрактной системы.
2) обособленность процесса снабжения от процесса сбыта. Государственный покупатель, как правило, не связан с процессами производства продукции и платных услуг, а потому его покупки экономически не связаны с какими бы то ни было продажами, как это имеет место у частных участников рынка, которые на рынке выступают попеременно то в качестве продавцов, то в качестве покупателей товаров.
Предметами снабжения государственной организации являются:
1. По стадии производства – готовая продукция независимо от ее материального вида, т.е. это могут быть и товары, процесс использования которых протекает достаточно быстро, например канцелярские товары, продукты питания, электроэнергия и т.п., и товары, процесс использования которых может растягиваться на более-менее длительные сроки, например мебель, сложная техника или здания (помещения).
2. По стадии потребления – предмет конечного потребления. Готовая продукция, которую закупает государство, употребляется для целей непроизводительного функционирования государственных организаций, а потому она не является ни предметом труда, ни средством труда. Компьютер в производственной компании есть средство труда, а тот же компьютер в государственной организации — предмет потребления.
2. Предснабженческие логистические процедуры.
Процесс покупки товара предваряют следующие действия:
1) планирование и нормирование предстоящих снабженческих процессов;
2) создание снабженческих органов (органов управления государственными закупками);
3) установление критериев снабжения, т.е. показателей, на основе которых органы управления закупками могут контролировать все снабженческие процессы;
4) выбор видов закупаемой продукции, установление их качественных и количественных характеристик;
5) выбор поставщика;
6) обеспечение увязки снабжения с функциональной деятельностью участника рынка по срокам поставки, выполняемым операциям;
7) контроль за процессом снабжения государственной организации.
1) планирование снабжения государственной организации включает определение размеров партий, которые должны быть закуплены за установленный интервал времени, обычно в течение квартала или за год в целом. В свою очередь, эти закупки зависят от потребностей государственной организации (или государственных нужд), т.е. от того, какую продукцию и в каких количествах необходимо закупить в планируемом периоде (периодах).
Планирование закупок невозможно без их нормирования, т.е. основывается на установленных государством нормах расхода тех или иных продукции и услуг в расчете на заданную единицу функциональной деятельности государственной организации. Нормирование осуществляется методом прямого счета:
П = Н * К,
где П — количество соответствующего продукта в натуральном или денежном выражении, которое следует закупить в процессе снабжения; К — количественный показатель деятельности государственной организации в натуральном или денежном выражении; Н — норма расхода соответствующего продукта в натуральном или денежном выражении в расчете на единицу показателя деятельности государственной организации.
2) Снабженческая деятельность государственной организации осуществляется либо ею самой (отделом или подразделением), либо частично централизуется в лице уполномоченного на это государственного органа. Чем крупнее государственная организация, тем большее место в ней должны занимать звенья, обеспечивающие ее систематическое снабжение товарами и услугами. При этом возможна и дальнейшая специализация снабженческих органов по видам их собственной деятельности, например, возможно выделение звеньев или иных организационных структур, отвечающих за доставку (транспортировку) грузов, за складское хозяйство и т.д.
3) К важнейшим показателям снабжения обычно относятся (взять из др. лекции):
• уровень и структура затрат на снабжение (в том числе в разрезе отдельных снабженческих процессов);
• сроки и надежность поставок грузов;
• уровень сохранности и потерь доставляемых грузов;
• уровень работы складского хозяйства;
• сравнительные затраты на покупку однотипной продукции;
• наличие (количество) претензий к закупаемой продукции;
• размеры полученных штрафов от поставщиков грузов и уплаченных ими штрафов и др.
4) выбор закупаемой продукции и ее характеристики. Состав, размеры и качественные характеристики партий закупаемой продукции определяются потребностями функциональной деятельности государственной организации или представляют собой государственные нужды.
В зависимости от типа государственной организации закупаемая ею продукция часто разделяется на две группы:
· товары, которые свободно обращаются на рынке и типовые характеристики которых обычно уже заданы производителями и учтены в уровне рыночной цены (закупки производятся обычно на основе аукциона, где продавцы конкурируют по уровню предлагаемой цены);
· товары, которые необходимы преимущественно для данной государственной организации, а потому они производятся на заказ (государственные закупки обычно проводятся в виде конкурса, на котором продавцы конкурируют между собой не столько по уровню цены товара, сколько по качественным характеристикам товара и его поставки, которые затем определенным образом сводятся в единый рейтинговый показатель, на основании которого и устанавливается победитель заданного конкурса).
Проблемы государственного «предснабжения»:
1) необходимость изменения ассортимента спустя определенный срок (обычно год—два);
2) необходимость внесения существенных изменений в условия государственных закупок из-за изменения роста цен на закупаемые товары.
5) выбор поставщика и способа (формы) снабжения.
В зависимости от того, как устанавливается связь между продавцом и покупателем продукции на рынке, возможны два способа поставки продукции, или две формы снабжения:
• транзитная — способ доставки продукции напрямую от ее производителя к ее потребителю (покупателю);
• складская — способ доставки продукции к покупателю через распределительный склад.
На рынке транзитная форма снабжения чаще применяется в случаях, когда поставка продукции осуществляется в размерах, которые позволяют в достаточной мере заполнить транспортное средство доставки, или когда между производителем и потребителем продукции установлены прямые связи и они не нуждаются в торговом посреднике. Данный способ доставки особенно выгоден для поставки крупных партий продукции, которая не требует особых операций по ее подготовке к употреблению в производстве или потреблении.
При небольших объемах более выгодна складская форма снабжения. При этом склад осуществляет комплектацию транспортной партии в адрес одного покупателя из набора необходимой ему продукции. В результате покупатель имеет возможность заказывать разную продукцию сразу с одного склада, что позволяет сокращать его общие транспортные затраты.
В случае государственных закупок продукции транзитный способ более пригоден, если закупка осуществляется для отдельной государственной организации. Если же продукция закупается сразу для многих государственных организаций, например расположенных в каком-то регионе, то в этом случае закупленный товар лучше направлять на централизованный склад, с которого он будет отпускаться государственным потребителям по мере необходимости в нем (с учетом установленных для них лимитов потребления).
Следовательно, для государственной организации необходимо различать понятие складской формы снабжения в двух смыслах:
• во-первых, складская форма снабжения как составная часть процесса государственной закупки. Сначала торговый дилер закупает товар у его производителя и складирует его на своем распределительном складе. Затем торговый дилер (или дистрибьютор – вспомнить, чем отличаются) продает этот товар всем потребителям, включая и государственные организации, в процессе осуществления государственных закупок;
• во-вторых, складская форма снабжения как составная часть процесса употребления или использования ранее закупленной государством продукции для целой группы государственных организаций. В этом случае получение продукции с соответствующего распределительного склада, обслуживающего государственные организации, уже не сопровождается процессом ее покупки, т.е. какими-либо рыночными действиями, а есть лишь транспортная (доставочная) операция.
Критерием выбора той или иной формы снабжения являются совокупные затраты государственной организации как покупателя на покупку и доставку купленной продукции.
6) увязка снабжения с процессом функционирования государственной организации.
Снабженческий процесс в государственной организации не существует сам по себе, это составная часть ее совокупной функциональной деятельности. С данной деятельности должны быть согласованы не только покупка, но и временные процессы доставки, а также дальнейшее распределение.
7) контроль за процессом снабжения государственной организации.
В государственном снабжении контроль включает две взаимосвязанные стороны:
внутренний снабженческий контроль, т.е. контроль, который осуществляется в самой государственной организации за снабженческими процессами (соблюдением всех установленных ею условий покупки и поставки необходимых продукции n услуг), прежде всего, со стороны руководящего состава организации. По результатам контроля могут приниматься самые разнообразные необходимые управленческие решения, касающиеся улучшения снабженческого процесса со стороны его документов, процедур и самих снабженческих работников;
внешний снабженческий контроль, осуществляемый разнообразными органами государственного контроля, в том числе государственными органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения государственных заказов. Его цель: соблюдение государственного законодательства в процессе государственных закупок, недопущение коррупции в данной сфере и минимизация расходов государства на закупки товаров и услуг в целом. На федеральном уровне таким органом является Федеральная антимонопольная служба.