Социально-психологические особенности ранней социализации




Социализация личности: понимание, этапы и механизмы

I. Понимание социализации:

- процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества;

- усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом;

- становление личности в контексте конкретной культуры;

- процесс навязывания социальной группой или обществом в целях социальной доктрины. Они не противоречат друг другу. Проблема активности-пассивности личности в процессе социализации.

Социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде (желательные компоненты).

II. Активность личности

2) осознаность процесса социализации (если неосознанность, то навязывание определенных стандартов);

3) системность социализации (многоуровневость, фрагментарность социализации).

Основные сферы жизнедеятельности:

1) Социализация имеет место в различных видах деятельности (трудовая, познавательная, игровая).

2) Общение человека с другими людьми, меняющее свое качество.

3) Самосознание личности, основанное на рефлексии себя в социуме.

Уровни социализации

I. 1) включенность в микросреду;

2) включенность в мезосреду (на другие организмы);

3) включенность в макросреду (крупные общности).

II. в гносеологическом смысле

1) психологический аспект социализации;

2) социально-психологтический аспект социализации;

3) социальный аспект социализации.

Психологический аспект - влияние индивидуального психологического свойства человека на процесс социализации (на процесс усвоения норм, характер, свойство *, развитость-неразвитость тормозных процессов. Пример: люлди с неразвитыми тормозными процессами имеют проблемы с коммуникацией. Также - речевая несдержанность - говорит о социальной неразвитости человека.

Стадии социализации

1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет);

2) подростковая 12 - 16-18 лет;

3) взрослая после 18.

Рубеж социализации - это рубеж полового созревания.

1 - стадия

Большинство исследователей этнической и политической социализации.

Исследователи задаются вопросом: “в каком возрасте, в каких возрастных группах появляется феномен этического самосознания,этнической идентичности.

- Американские социальные психологи отвечают так: первые симпатии к себе как к представителю одной социальной общности и антипатии к другим как к представителям другой социальнйо общности начинается в 3-4 года.

- Переживание враждебности к другой этнической группе возникает в 6-7 лет.

Политическая социализация наступает достаточно рано: уже на детях 4-6 лет обнаруживается феномен политической социализации.

Пример: эксперимент с флагами

флаг США - самый любимый

флаг СССР 0- самый нелюбимый

Это - влияние семьи, средств массовой информации.

Этот эе эксперимент был выполнен на советских детях (московских) 4-6 лет, во второй половине 80-х годоы. Результаты показали: нравились 1 - США, 2 - Китай, 3 - Югославии, 4 - СССР. Почему? Предпочтение флага осуществляется по эстетическому критерию (много различных цветов, много звездочек, как на небе).

Далее эксперименты на детях 9-10 лет. Нравится 1 - СССР. Политическая социализация у детей в СССР наступает позже.

Исследования Пиоже по политической социализации. Он поставил задачи: как формируется, в каком возрасте у детей представления о флагах.

Эксперимент на швейцарских детях

Вы оказываетесь (дети) на необитаемом острове, и оттуда они должны выбрать страну проживания. обнаружился у детей этноцентризм от хочет жить в швейцари, т.к. это самая лучшая страна. Шведы выбирают свою страну даже для других национальностей.

На советских детях результаты: американские дети выбирают себе США, т.к. их папы, мамы, друзья. Российские дети предпочитают США и Японию, Франция и Россия, т.к. связано с влиянием экономических условий.

Социально-психологические особенности ранней социализации

1) Неразрывные когнитивные компоненты. Ведущим в социализации становится аффективно-эмоциональный компонент.

2) Ведущим видом деятельности является игровая деятельность и учебно-познавательная.

3) Родители, семья в целом - являются ведущим каналом (ведущая роль принадлежит матери; в США ведется борьба за голоса женщин, т.к. они в основном ответственны за политическую организацию у детей).

По мнению американских социологов-психологов дети 5-6 лет в 25% случаях занимают свою (автономную) позицию в 50% случаев; в 9-10 лет вступают в противоречивые споры с родителями по политическим вопросам и этническим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: