ОП.08 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности.. Дата 09.10.2020 г. Группа № 26.




ОП.08 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности.

Дата 09.10.2020 г. Группа № 26.

Тема 1.9. Организация труда на транспорте.

Занятие № 6. Контингент работников транспорта и его классификация.

Цели: Дать представление об общих принципах формирования контингента, методах планирования контингента.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Контрольная проверка знаний

III. Изучение нового материала

 

Трудовые ресурсы железнодорожного транспорта являются ведущей составляющей производственных ресурсов отрасли. В составе текущих транспортных расходов около 35 % – расходы на оплату труда. Это свидетельствует о высокой трудоемкости производства транспортной продукции и выдвигает особые требования к формированию и необходимости снижения численности работников.

Контингент работников железнодорожного транспорта сложен и разнообразен по составу и насчитывает более 600 профессий. Большая часть работников железных дорог обслуживает процесс грузовых и пассажирских перевозок – 60%.

4% - работники, занятые на капитальных ремонтах зданий и сооружений.

6% - на работников заводов по ремонту подвижного состава и щебеночных заводов.

2% - на строительных работах.

28% - прочие работники (крановое хозяйство в депо, экипировочные хозяйства по подготовке и хранению песка).

 

Плановая потребность в контингенте во всех структурах управления железнодорожным транспортом на момент их формирования определяется на основе общих принципов и положений нормирования труда с использованием следующих методов:

· По плановому объему работы и установленным отраслевым нормам выработки. Этот метод используется при определении нормативной потребности в работниках локомотивных бригад, работниках, занятых на ремонте вагонов, работниках грузового хозяйства.

· По плановой трудоемкости работ, нормам времени и номинальному годовому фонду рабочего времени одного работника. Этот способ преимущественно используется при планировании контингента, обслуживающего объекты инфраструктуры транспорта и занятых на ремонте локомотивов. Установление нормированного задания на основе трудоемкости управленческих функций применяется и при расчете потребности в работниках производственного или организационно-адми­ни­стративного аппарата управления различных транспортных структур.

· По числу объектов (оборудования, технических устройств, рабочих мест) и нормам обслуживания одного объекта в смену. Этот способ планирования используется при определении численности персонала, занятого на экипировке локомотивов, в пунктах технического обслуживания вагонов, некоторых групп работников обслуживающих постоянные устройства транспортной инфраструктуры.

· По числу структурных подразделений и штатному расписанию. Так определяется нормативная потребность руководителей, специалистов и технических исполнителей аппарата управления внутрипроизводственных структур управления транспортом.

Данные методы планирования численности определяют его явочный состав, соответствующий рабочим местам транспортного технологического процесса или функциональным задачам организации управления отрасли и ее структурных подразделений. Списочный состав контингента учитывает необходимость замещения работников, находящихся в отпуске или отсутствующих по иным причинам, не связанным с нарушением трудовой дисциплины (болезнь, учеба, повышение квалификации, производственные командировки и др.).

 

Изменение объема перевозок неоднозначно влияет на изменение нормативной численности работников. Здесь определенное влияние оказывает степень зависимости производственного контингента от объема перевозок. По степени влияния изменения объема перевозок на численность работников контингент можно разделить на четыре группы.

1. полностью зависящий контингент. К этой группе работников относятся локомотивные бригады, проводники пассажирских вагонов, составители поездов на станциях.

2. частично зависящий контингент. Это бригады по экипировке локомотивов, бригады ПТО вагонов на станциях, грузчики и приемосдатчики, рабочие по выполнению технического осмотра локомотивов и др.

3. частично независящий контингент. Изменение потребности в этом контингенте происходит лишь в том случае, если объем перевозок возрастает выше уровня пропускной способности участков сети. К этой группе относится наибольшая численность производственного штата РЖД – 60–65 %.

4. независящий контингент. В его состав входят работники аппарата управления отрасли и ее внутрипроизводственных структур (руководители, ведущие специалисты, исполнители управленческих функций).

Внедрение новой техники и технологий производства, использование прогрессивных методов организации и нормирования труда, а также улучшение качественных показателей работы обеспечивают снижение трудоемкости работ и приводят к уменьшению потребности в производственном контингенте в подразделениях РЖД.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: