КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫК КТ 1. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ.
ПРИМЕРЫСИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ И ТЕСТОВ
1. Предмет и задачи гигиены питания. Основные виды питания и их назначение.
2. Виды государственного санитарного надзора в гигиене питания и примеры их проведения.
3. Основные методы гигиенических исследований в гигиене питания.
Нормы питания населения, какие показатели учитываются при их составлении. Современные проблемы питания населения.
4. Основные принципы рационального питания здорового человека и методы проверки их соблюдения у отдельного человека.
5. Классификация алиментарных и алиментарно-обусловленных заболеваний, примеры. Тактика врача при лечении различных групп таких заболеваний.
6. Способы дифференциальной диагностики первичных и вторичных алиментарных заболеваний (ожирения).
7. Методы санитарной экспертизы качества продуктов питания, в каких случаях она проводится?
8. Классификация качества продуктов питания, примеры. Правила отбора проб продуктов для анализа.
9. Санитарная экспертиза экспертиза молока: основные показатели качества, методы их определения и нормы.
10. Роль белков в питании. Признаки полноценности белков. Понятие о белковой норме и белковом минимуме.
11. Белковая проблема и гигиеническая оценка путей ее решения.
12. Незаменимые аминокислоты, роль в организме, продукты-поставщики.
13. Незаменимые аминокислоты для детей, причины отличий по сравнению с взрослым человеком.
14. Роль жиров в питании. Классификация и гигиеническая характеристика разновидностей жирных кислот.
15. Полиненасыщенные жирные кислоты. Представители, роль в организме, продукты-источники.
16. Фосфолипиды. Представители, роль в организме, продукты-источники.
|
17. Значение холестерина в организме, алиментарные антисклеротические факторы, продукты-источники.
18. Принципы антисклеротической коррекции питания, использование в превентивном питании.
19. Роль углеводов в питании. Классификации. Гигиеническая характеристика их основных групп.
20. Значение сверхзащищенных углеводов и пектиновых веществ в рациональном и лечебном питании, продукты-поставщики.
21. Роль минеральных веществ в питании. Классификация минеральных веществ. Примеры заболеваний, связанных с этими нутриентами.
22. Классификация заболеваний, связанных с нарушением содержания микроэлементов в пище (микроэлементозов), их причины и примеры.
23. Значение макроэлементов в питании на примере кальция и фосфора, условия их усвоения, продукты-поставщики.
24. Пищевые отравления микробной этиологии: разновидности, патогенез, продукты-источники.
25. Токсикоинфекции, причины возникновения, клинические формы, профилактика.
26. Бактериальные токсикозы, виды, причины возникновения, клиника, профилактика и лечение.
27. Ботулизм, особенности возбудителя, продукты-источники, патогенез, клиника и лечение. Профилактика ботулизма.
28. Пищевые отравления ядовитыми растениями: представители, основные токсины, патогенез, особенности клиники, профилактика.
29. Пищевые отравления ядовитыми грибами: представители, основные токсины, патогенез, особенности клиники, профилактика.
30. Пищевые отравления солями тяжелых металлов (свинец, цинк, медь): причины, патогенез, особенности клиники, профилактика.
|
31. Пищевые отравления нитратами: причины, патогенез, профилактика. Проблема нитрозосоединений.
32. Пищевые отравления пестицидами: причины, патогенез, профилактика.
33. Микотоксикозы, виды, причины возникновения, профилактика. Эрготизм, причины возникновения, клинические формы, профилактика.
34. Фузариоз и алиментарно-токсическая алейкия: причины возникновения, клиника, профилактика.
35. Афлотоксикозы: причины возникновения, клиника, профилактика. Проблема афлотоксикозов в южных регионах РФ и в Крыму.
36. Пищевые отравления недостаточно изученной этиологии: виды, клиника, вероятные причины возникновения.
37. Тактика врача лечебного профиля при обнаружении пищевого отравления.
38. Правила оформления документации в случае пищевого отравления: наименование, цели их заполнения.
39. Назначение и состав лечебно-профилактического питания. Основные нутриенты с протекторными свойствами.
40. Основные принципы лечебного питания. Виды диет в лечебном питании и их назначение.
Образцы тестов.
1. Определить энергетическую ценность пищевого рациона студента, основной обмен которого составляет 900 ккал, а энергозатраты на все виды деятельности на протяжении суток составляют 2100 ккал.
А.*Энергетическая ценность суточного рациона - 3090 ккал
В.Энергетическая ценность суточного рациона - 900 ккал
С.Энергетическая ценность суточного рациона - 2100 ккал
Д.Энергетическая ценность суточного рациона - 90 ккал
Е.Энергетическая ценность суточного рациона - 1545 ккал
2. В лабораторию для проведения исследования поступила проба молока. Установлены такие данные: цвет – беловатый, запах – без особенностей, вкус – характерный для молока, плотность – 1,038, кислотность – 35° Тернера, жирность – 3,2%. Определите степень качества молока.
|
А.*Молоко условно-годное,
В.Молоко недоброкачественное,
С.Молоко доброкачественное,
Д.Молоко сниженного качества,
Е.Молоко фальсифицировано
3. Во время проведения медицинского осмотра врач обратил внимание на студентку Н., ростом 162 см и массой тела 59 кг, которая жаловалась на то, что в вечернее время теряет способность к четкому видению предметов, которые окружают. Объективно наблюдается сухость кожи, гиперкератоз. В составе суточного рациона студентки выявлено такое содержимое основных витаминов: витамин А – 0,5 мг, витамин В1-2,0 мг, витамин В2-2,5 мг, витамин В6-2 мг, витамин С – 70 мг. Определите диагноз заболевания.
А.*А – гиповитаминоз,
В.В1 – гиповитаминоз,
С.В2 – гиповитаминоз,
Д.В6 – гиповитаминоз,
Е.С – гиповитаминоз
4. При диспансерном обследовании гражданки Н, в возрасте 35 лет врач поставил диагноз: алиментарно-конституциональное ожирение ІІІ ст. Из пищевого анамнеза известно, что пациентка не придерживается правил рационального питания: часто переедает, последний прием пищи за 10-15 мин. перед сном, отдает предпочтение жирной и углеводистой пище. Что из перечисленных алиментарных факторов риска является главным при ожирении?
А.*Энергетическая избыточность питания
В.Повышенное употребление углеводов
С.Повышенное употребление жирел
Д.Недостатное употребление клетчатки
Е.Нарушение режима питания
5. Больной М. страдает язвенной болезнью желудка в фазе затухающего обострения. Для обеспечения процессов репарации слизистой оболочки желудка и нормализации желудочной секреции больному показана:
А.*Диета №1, В.Диета №2, С.Диета №3, Д.Диета №4, Е.Диета №5
6. Случай пищевого бактериального отравления имел место 20 июля в семье служащего после употребления жареных котлет из телятины (теленок неделю болел и был вынужденно забит без ведома ветеринарного надзора). Основные симптомы заболевания: инкубационный период 12-16 часов, высокая температура, сильные боли в области живота, рвота, частый жидкий стул, общая слабость, головная боль. Наиболее вероятный возбудитель данного отравления:
А.*Сальмонеллы, В.Энтеротоксигенные стафилококки,
С.Патогенные серотипы E. Coli, Д.Cl. Botulinum, Е.Бактерии рода Proteus
7. Рацион питания женщины – оператора ЭВМ в возрасте 25 лет с суточными энергозатратами 2000 ккал (I группа интенсивности труда, КФА – 1,4) содержит белков 40 г, жиров 55 г, углеводов 320 г. Пищевой рацион необходим откорректировать путем:
А.*Увеличения содержания белков,
В.Уменьшения содержания жиров,
С.Увеличения содержания жиров,
Д.Уменьшения содержания белков,
Е.Уменьшения содержания углеводов
8. На прогулке в лесу дети ели ягоды, собирали цветы. Через время у одного из детей появилась сухость во рту, сонливость. Объективно: отмечалось возбуждение, зрительные галлюцинации, покраснение лица, хриплый голос, резкое расширение зрачков, непроизвольный акт дефекации, мочеиспускания. Пульс 150 уд/мин, дыхание затруднено, замедленно. Дома ел консервы из баклажанной икры. Что послужило причиной отравления?
А.*Дурман, В.Ботулизм, С.Вех ядовитый, Д.Волчьи ягоды,
Е.Красавка (беладонна)
Образцы ситуационных задач.
Задача
При обследовании больного Е. в порядке первой помощи установлено: больному 18 лет, студент, питается в студенческой столовой. Из беседы с больным выяснено, что 18 мая почувствовал сухость во рту, затруднение глотания, ухудшилось зрение (видит как в тумане). Расстройства стула не было. Объективные данные: температура тела 36,20С. Пульс 70 уд./мин., хорошего наполнения. Живот безболезнен, мягкий при надавливании. Зрачки расширены и не реагируют на свет, небольшой птоз, сухость слизистых полости рта. Голос хриплый, небольшое опускание мягкого неба.
Поставьте и обоснуйте диагноз заболевания. Как подтвердить диагноз заболевания? Какие документы врач обязан оформить в данном случае? Назовите лечебные и профилактические мероприятия в данном случае.
Задача
Ребенок 3 месяцев находится на искусственном вскармливании смесью «Малыш». С целью профилактики рахита врач назначил прием витамина Д. Мать не придерживалась назначений, вместо 3 капель давала до 10 капель в день в течение 3-х месяцев. После этого мать заметила, что ребенок стал вялым, плохо ест, после кормления периодически возникает рвота, жадно пьет, несколько раз был жидкий стул. При осмотре кожные покровы бледные, чистые, тургор тканей снижен, большой родничок 1,5х1,5 см., слизистые суховаты. Патологии внутренних органов не выявлено. При лабораторном исследовании выявлено повышенное содержание солей кальция в моче.
Определите причину данного состояния ребенка. Укажите суточную дозу витамина Д. Дайте необходимые рекомендации.Как проводить в данном случае профилактику рахита?
Задача
К врачу обратился больной Н. 63 лет, пенсионер, который страдает избыточной массой тела, имеются выраженные признаки атеросклероза коронарных сосудов, гипертония.
При опросе выявлено, что больной питается 3 раза в день, избегает жирной и острой пищи. При анализе рациона питания за день установлено: содержание белков 70г, жиров – 50г, углеводов – 400г. По витаминному и минеральному составу рацион соответствует нормам.
Дайте оценку адекватности питания больного согласно основным принципам рационального питания. Каковы причины избыточного веса у больного? К какой группе алиментарных заболеваний относится данная патология? Какие рекомендации по коррекции питания антисклеротической направленности необходимы в данном случае?