Характеристика гимнастики, ее средства




Характеристика и виды гимнастики

Оглавление

1. Характеристика гимнастики, ее средства

2. Методы, применяемые в гимнастике

3. Задачи гимнастики

4. Виды гимнастики

Характеристика гимнастики, ее средства

Гимнастика - это определённая, исторически сложившая совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Существует несколько толкований понятия «гимнастика»: одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос - обнаженный, впервые появилось у древних греков, так как они занимались гимнастикой обнаженными. В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо - упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование - упражняю, тренирую.

Если в играх, туризме физические упражнения заимствованы из жизни и отличаются естественными для человека формами движения, то Гимнастика представляет собой систему специально подобранных физических упражнений и научно-разработанных методических приемов, направленных на решение задач всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления занимающихся, эстетического и нравственного воспитания их. Ею занимаются в дошкольных учреждениях, школах, средних высших учебных заведениях, на производстве и в быту. Разнообразные упражнения позволяют благотворно воздействовать на все звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы и системы. Поэтому не случайно лица, регулярно занимающиеся гимнастикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой выправкой и осанкой, ловкими движениями. Велико значение гимнастики и как эффективного средства эстетического воспитания человека. Четкость, выразительность и эмоциональность выполнения гимнастических упражнений, их техническое совершенствование способствует этому. Гимнастика - это яркий пример умственного образования и физического воспитания. Процесс обучения основан на широком использовании анализа и синтеза движений, на воспитании умений владеть и управлять своими действиями, на творческом созидании новых двигательных координаций, на развитии познавательной способности. Все это стимулирует интеллектуальную деятельность, формирует умственную деятельность занимающихся, умственную активность, пластичность и мобильность центральной нервной системы.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение при их исполнении, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психорегулирующее воздействие.

Гимнастические упражнения возникли в связи с необходимостью удовлетворения жизненных потребностей человека. Поэтому многие из них основаны на движениях, заимствованных из трудовой, боевой и бытовой деятельности человека (ходьба, бег, лазание, прыжки, переноска груза). По мере развития общества и научных знаний о практике физического воспитания стали возникать абстрактные упражнения, представляющие собой элементарные движения, выделенные из целостных двигательных действий. Они составляют большинство гимнастических упражнений и применяются главным образом для обучения основам движений, для развития физических качеств и решения различных педагогический задач. Сюда входят упражнения для отдельных частей тела, упражнений на различных гимнастических снарядах. Арсенал гимнастических упражнений очень разнообразен. Их принятоклассифицировать в соответствии с педагогическими задачами, которые решаются с помощью упражнений: строевые упражнения - состоят из различного рода построений, перестроений и совместных или одиночных действий занимающихся в строю, содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к коллективным действиям, развивают чувство ритма и такта, формируют правильную осанку.

Общеразвивающие упражнения (с предметами и без) - выполняются различными частями тела, а также на снарядах. Они оказывают избирательное воздействие на отдельные группы мышц, части тела и на весь двигательный аппарат в целом, способствуют развитию функциональных возможностей организма, формирования правильной осанки, облегчают овладение двигательными умениями и навыками. Физические нагрузки регулируется соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений. Числа повторений, темпа, интенсивности и последовательности их выполнения.

Вольные упражнения - представляют собой разнообразные динамические сочетания системы простых и сложных движений рук, ног, головы, шагов, прыжков, поворотов, равновесий, акробатических и хореографических упражнений, композиционно связанных в единый комплекс и соответствующих требованиям разносторонней физической подготовки. Основная цель - развитие и совершенствование координационных способностей, пластичности и выразительности, воспитание чувства ритма и красоты движений у занимающихся. А также способностью выполнять движения одновременно и последовательно, симметрично и несимметрично.

Прикладные упражнения состоят из разнообразных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метания, лазанья, перелазанья, преодоление препятствий, переноска груза, равновесия). Простота двигательных движений прикладных упражнений делает их доступными любому контингенту занимающихся. Они служат хорошим средством разностороннего физического развития, способствуют овладению основными жизненно важными двигательными навыками и умениями, совершенствуют физические качества человека (сила, быстрота, выносливость, ловкость).

Прыжки служат для развития важных физических (ловкости, прыгучести, быстроты) и волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость) занимающихся. В гимнастики применяются простые (неопорные) и опорные прыжки. Простые прыжки выполняются в глубину с различных гимнастических снарядов, в длину с места и с разбега, в высоту, со скакалкой. Опорные прыжки выполняются через различные гимнастические снаряды (козел, конь с ручками, конь в длину) с дополнительной опорой рук о снаряд.

Упражнения на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, конь, скамейка, лестница, канаты) представляют собой разнообразные положения и движения тела в самых разнообразных условия опоры. Оказывают интенсивное влияние на развитие всего организма.

Акробатические упражнения объединяют большую группу искусственно созданных и специально подобранных упражнений, которые используются в гимнастике как одно из лучших средств общей физической подготовки, развития смелости, ловкости, решительности, находчивости и ориентировки в пространстве.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются целостностью, динамичностью и танцевальным характером движений. Они служат средством воспитания пластичности и выразительности движений. Упражнения художественной гимнастики неразрывно связанны с музыкой, способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма.

Помимо указанных выше упражнений, на занятиях гимнастикой используют подвижные игры и эстафеты. Они способствуют воспитанию чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, смелости, активности и сознательной дисциплины. Также они придают эмоциональную окраску урокам гимнастики, взбадривают занимающихся, повышают их настроение.

С учетом преимущественного воздействия на физическое развитие человека гимнастические упражнения можно разделить на:

Упражнения, преимущественно направленные на общие развитие физических качеств и двигательных возможностей (строевые, общеразвивающие, различное сочетание этих упражнений в форме игры и эстафеты);

Упражнения, преимущественно направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (прикладные упражнения, простые прыжки);

Упражнения, преимущественно направленные на развитие и совершенствование двигательных способностей и волевых качеств человека (в/упр., опорные прыжки, упражнения на снарядах, акробатические упражнения, упражнения художественной гимнастики).

Средства гимнастики сказываются не только на формировании красивых форм тела, они и сами по себе красивы. Эффективность техничного исполнения других видов физических упражнений определяется количественными мерами: секундами, минутами, метрами и др., тогда как гимнастические движения оцениваются впечатлением от их выразительного, технически правильного исполнения. Выполнение двигательных действий в гимнастике точно заранее обусловлено, существует твердый, детально регламентированный порядок занятий, имеются свои традиции и свой стиль организации процесса обучения. Все это дисциплинирует занимающихся, приучает их внимательно относиться к процессу физического воспитания, способствует воспитанию трудолюбию, воли и характера. Изменением способов проведения можно с помощью одних и тех же упражнений решать различные педагогические упражнения. Так, при медленном выполнении упражнения преимущественно развивается сила, а при быстром - скоростные качества. Лазание по канату в одних случаях применяется для формирования и совершенствования навыка лазания, в других - как упражнение для развития скоростно-силовых качеств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: