Раздел 2.Формы трансферта технологий




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Дзержинский филиал

Кафедра экономики и финансов

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формы трансферта технологий

 

Специальность: Финансы и кредит

 

Выполнила: студент(ка)

Оценка за курсовую работу: ______________ _____________________ (подпись руководителя)
ЗОУО, гр. 04-ФД-02

АПОЛОНОВА МАРИЯ

СЕРГЕЕВНА

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

КОСЫРЕВ ВЛАДИМИР

МИХАЙЛОВИЧ

 

г. Дзержинск

2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Раздел 1. Основные понятия трансферта и коммерциализации технологий……………………………………………………………………5

Раздел 2. Формы трансферта технологий во внешнеэкономической деятельности. 19

2.1. Объекты интеллектуальной собственности. 22

2.2. Формы трансферта технологий. 27

2.3. Прямой и непрямой путь трансферта технологий. 40

2.4. Финансирование трансферта технологий. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА. 46

 


Введение

Эффективность осуществления инновационного процесса определяется эффективностью его инструмента - трансферта технологий, а именно передачей научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции.

Тема данной работы актуальна и ее актуальность определяется тем, что перед Россией стоит задача скорейшего формирования экономики инновационного типа и интеграции в мировой хозяйство на новых принципах, что возможно лишь при условии формирования эффективной национальной инновационной системы, интенсивном использовании и воспроизводстве научно-технического потенциала, в направлении повышения конкурентоспособности с точки зрения долгосрочного технико-экономического развития.

Несмотря на постоянное повышение значимости проблемы трансферта технологий на мировом рынке в конце XX в., отсутствуют статистические базы данных, позволяющие количественно и качественно оценить международные технологические потоки, теоретические исследования также практически отсутствуют. Однако существуют отдельные работы, которые в той или иной степени отражают практику международного трансферта технологий.

Действительно, к сожалению, до настоящего времени вопросы трансферта технологий, как в рамках национальной инновационной системы, так и в контексте развития мировой экономики рассматривались в отечественной литературе в незначительной степени.

В современной зарубежной научной литературе теория международного трансферта технологий также недостаточно разработана и отстает от практики. Именно малая степень изученности в отечественной литературе теории и практики трансферта технологий и международного трансферта технологий, в частности, подчеркивает актуальность данной работы.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе изучения и обобщения теоретического и практического материала исследовать понятие трансферта технологий, а также формы трансферта.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

1) рассмотреть теоретические подходы к инновационной деятельности, инновационному процессу и трансферту технологий;

2) рассмотреть формы трансферта и его финансирование;

Объектом исследования является трансферт технологий, а предметом - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе трансферта технологий.

Теоретическую основу исследования образуют работы российских и зарубежных авторов, опубликованные в монографических изданиях, учебниках и учебных пособиях, ведущих экономических и научно-популярных журналах, а также информационные ресурсы электронной сети Интернет.


Раздел 1 Основные понятия трансферта и коммерциализации технологий

 

На современном этапе развития мировой экономики трансферт технологий является одним из источников экономической независимости региона, поскольку предоставляет хозяйствующим субъектам ряд стратегических возможностей, а именно: развитие внутреннего рынка, развитие восходящих отраслей, адаптацию и перенос достижений развитых стран и встраивание в транснациональную инфраструктуру.

В целом логистика научно-технического трансферта строится на осознании того, что «трансферт технологий подразумевает применение знаний, целевое их использование, являясь особенно сложным видом коммуникации, поскольку зачастую требует слаженных действий двух и более индивидуумов или функциональных ячеек, разделенных структурными, культурными и организационными барьерами.

Трансферт технологии представляет собой передачу научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции. Критерий наличия факта передачи - активное применение переданной технологии для производственных целей [1].

Трансферт технологий, по своему экономическому содержанию, осуществляется как в некоммерческой, так и в коммерческой (коммерциализация разработок) формах. Основной поток передачи в некоммерческой форме приходится на непатентованную информацию: фундаментальные исследования, деловые игры, научные открытия и технологические изобретения. Некоммерческий трансферт технологий чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов. Коммерческий трансферт или коммерциализация технологий означает процесс перехода результатов научных исследований в сферу практического применения, производства и маркетинга новых продуктов с целью получения коммерческой выгоды.[2]

Таблица 1. Инструменты некоммерческого трансфера технологий

Инструменты некоммерческого трансфера технологий
Свободная научно-техническая информация: научно-техническая и учебная литература справочники, обзоры стандарты, описания патентов каталоги проспектов и т.п. Доклады и выступления на: международных конференциях; семинарах; симпозиумах; выставках. Обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.

 

Основными формами коммерческого трансферта являются следующие:

1) продажа технологии в овеществленном виде,

2) передача технологии при прямых и портфельных инвестициях,

3) продажа патентов,

4) продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.,

5) продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности - ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, инструкции, схемы, спецификации и т.д.

Трансферт разработок имеет место тогда, когда предприятие-разработчик новой технологии по тем или иным причинам не может успешно коммерциализировать научно-технические разработки, уступая их другому предприятию, или же оно осуществляет целенаправленную деятельность по нетрадиционному (отличному от первоначального) использованию этих результатов в других отраслях или областях применения.

 

Таблица 2. Объекты некоммерческого трансферта технологий

Объекты коммерческого трансфера технологий
Объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии. Ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров. Технические и технологические знания.

 

Трансферт разработок нацелен на внедрение научно-технических разработок в практику и не связан непосредственно с получением коммерческого эффекта, поэтому началом трансферта разработки можно считать формирование технически реализуемой идеи, а завершением — доведение новой разработки до производства.

Коммерциализация разработок нацелена на получение коммерческого результата и начинается с момента выявления перспектив коммерческого использования новой разработки, а заканчивается реализацией разработки (технологии, полученного с ее помощью товара или оказанной услуги) на рынке и получением коммерческого эффекта.[3] В общем случае место трансферта и коммерциализации разработок иллюстрирует рисунок 1.

 

Рисунок 1. Место трансферта и коммерциализации научно-технических разработок в процессе получения коммерческого эффекта от имеющегося научно-технического задела

 

Процесс коммерциализации научно-технических разработок, также как физические, биологические и любые другие процессы в природе, обществе и науке, имеет различные параметры на входе (начинается с идеи, макета, малой серии) и является многокомпонентным (включает в себя разное количество этапов, разных партнеров, различные ресурсы и др.).

Соответственно, результаты на выходе (результатом коммерциализации могут быть продажа лицензии, заключение контракта на дальнейшие работы, совместное производство и др.) также будут разными.

Научная деятельность является специфической отраслью экономики, развивающейся по своим законам. Характер научных исследований в различных отраслях науки и техники диктует свои особенности, свои этапы проведения работ. Каждый этап научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы завершается получением конкретного результата, имеющего определенное коммерческое значение.

Однако эти результаты могут иметь самую различную форму. Это могут быть отчеты о научных открытиях, опытные и экспериментальные образцы новых приборов и установок, новые технологические процессы, а также новые товары высокой степени готовности и многое другое. [4]

Соответственно, коммерциализация этих результатов может иметь различные формы и особенности, зависящие от конкретного этапа исследовательской и конструкторской работы. Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при их реализации на рынке должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к товару как элементу рыночного механизма, но при этом обладают рядом особенностей.

Прежде всего, в зависимости от этапа выполнения и степени готовности конкретных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возможны следующие основные формы научно-технической разработки как первого уровня товара — технической сущности товара[5]. (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Техническая сущность товара

 

Именно правильный выбор технической сущности товара во многом может предопределить успех всего процесса коммерциализации научно-технической разработки.

Рассматривая сверху вниз приведенные на рисунке 2 формы научно-технической разработки, среди факторов, влияющих на выбор разработчиком ее товарной формы, можно выделить следующие пять:

1) повышение риска (снижение вероятности) получения коммерческого эффекта;

2) отдаление получения коммерческого эффекта;

3) резкое увеличение потребности в финансовых ресурсах;

4) увеличение количества и спектра необходимых специалистов;

5) повышение значения организационных факторов.

На практике в чистом виде они редко присутствуют. Например, чаще встречается "опытный образец с технической документацией", чем просто "опытный образец".

Также, наряду с общими характеристиками для любого товара, товар на рынке технологий имеет существенные особенности, в первую очередь, связанные со спецификой научно-технической разработки как объекта интеллектуальной собственности, во вторую — с тем, что от научно-технической разработки до получения ее покупателем конкретного рыночного коммерческого результата еще лежит длинный путь. И, в третьих — новизна для рынка.

Среди важнейших специфических характеристик научно-технической разработки как товара можно выделить следующие:

1. владелец интеллектуальной собственности,

2. стоимость интеллектуальной собственности,

3. состояние разработки (опытный образец, макет и т.п.).

Особое значение имеют такие общие для всех видов товаров характеристики, как условия эксплуатации, безопасность и экологичность, конкурентные преимущества и результаты сравнительных испытаний, инжиниринговые услуги при внедрении и эксплуатации, возможности адаптации к требованиям конкретного заказчика.

Необходимо отметить, что новая технология, как и любой другой товар, должна иметь хозяина (владельца интеллектуальной собственности) и цену (иметь оценку стоимости интеллектуальной собственности).

При решении задачи выхода на мировой рынок технологий необходимо, в первую очередь, учитывать интересы и поведение покупателей на этом рынке. Покупатель на рынке технологий принимает решение на основе подробного рассмотрения и оценки имеющихся технологических альтернатив с целью выбора наиболее подходящего варианта для конкретного проекта или стратегии инвестиций с учетом социально-экономических и экологических условий.

Выбор подходящей разработки непосредственно связан с условиями ее использования в конкретных ситуациях. Одним из наиболее важных факторов при выборе разработок, особенно для развивающихся стран, является возможность конкурентоспособного производства для целевых рынков.

Учет всех указанных факторов приводит к тому, что реальным товаром на рынке технологии является не сама разработка, а целый технологический пакет, включающий помимо собственно разработки ряд дополнительных элементов.

В первую очередь, обращают внимание на степень развития так называемых инжиниринговых услуг, предполагающих техническое содействие внедрению разработки и эксплуатации оборудования, помощь промышленным фирмам в снижении их расходов на техническое обслуживание и ремонт нового оборудования.

Важным элементом технологического пакета является возможность приспособления разработки к особенностям использования ее конкретным потребителем, адаптации к местным условиям.[6]

Высоким потенциалом коммерциализуемости обладают конкретные разработки, технологии, а также технические, организационные и другие решения, особенно в случае переноса из одной отрасли и области применения в другие.

Коммерциализация научно-технических разработок может осуществляться как крупными предприятиями, имеющими в своем штате необходимых специалистов (технологических менеджеров, патентоведов, юристов, работников информационных служб и др.), так и малыми научно-техническими предприятиями, не имеющими этих специалистов, а также и самими разработчиками в качестве индивидуальных предпринимателей или физических лиц. Основные трудности, с которыми сталкиваются большие и малые предприятия, а также частные лица при коммерциализации научно-технических разработок:

1. превращение научно-технических разработок в товар на рынке технологий;

2. выявление, оценка и охрана интеллектуальной собственности;

3. разработка бизнес-плана и поиск партнеров и инвесторов;

4. выбор путей продвижения разработок (товаров, услуг) на рынок;

5. выбор формы коммерциализации (реализации) на рынке технологий.

Коммерциализация имеющегося научно-технического задела (научно-технических разработок) на рынке технологий включает в себя как собственно процесс трансферта и коммерциализации научно-технических разработок во взаимодействии с потребностями и требованиями рынка, так и учет компонентов поддержки, способствующих этому процессу и получению коммерческого эффекта (рисунок 3)[7].

 

Рисунок 3. Укрупненная модель трансферта и коммерциализации научно-технических разработок

Собственно процесс трансферта и коммерциализации разработок включает в себя пять шагов (этапов), начиная с анализа и оценки имеющегося научно-технического задела. При этом последовательно происходит трансформация научно-технических разработок (отчетов, макетов, образцов и т.д.) сначала в перспективные для коммерциализации разработки, затем в технологический пакет для продвижения на рынок технологий. В завершение после определения конкретных потенциальных покупателей технологии и выявления их специфических требований проводится, как правило, доработка (адаптация) исходного технологического пакета в соответствии с требованиями конкретного покупателя и получение, наконец, товара для реализации — технологического пакета, предназначенного этому покупателю. Только затем происходит собственно сам процесс "купли-продажи" (рисунок 4)[8].

 

Рисунок 4. Этапы трансферта и коммерциализации научно-технических разработок

 

Предпринимательская деятельность в научно-технической сфере — коммерциализация научно-технических разработок — является специфической, несвойственной исследователям и разработчикам сферой деятельности, которая требует определенных знаний о рыночной экономике, маркетинге и др.

Поэтому самый первый подготовительный шаг необходимо сделать, получив хотя бы минимум знаний в области рыночной экономики, — попытаться самостоятельно сформулировать бизнес-идею на основе своей научно-технической разработки и оценить степень ее готовности, уровень собственных знаний и возможности ее реализации.

На первом этапе на основе исходной самой общей бизнес-идеи определяются перспективные направления коммерциализации имеющегося научно-технического задела, определяются конкретные разработки (технологии, продукция, услуги), которые могут быть предложены на рынке, дается предварительная оценка потребностей.

Именно на этом этапе закладывается фундамент, на котором возможны самые различные построения схем коммерциализации. Именно на этом этапе рождаются первые инициативные инновационные предложения клиентам — покупателям новых технологий (продукции, услуг), а также при необходимости — партнерам по их коммерциализации.

Второй этап - превращение научно-технической разработки в товар для рынка технологий. Этот этап предусматривает создание технологического пакета, который выступает в качестве товара на рынке технологий. Как правило, на нем требуется привлечение партнеров и средств инвесторов и учет их требований на последующих этапах.

На этом этапе требуется поддержка и привлечение самых различных специалистов для помощи в выявлении, оценке и охране интеллектуальной собственности, для проведения маркетингового исследования и разработки бизнес-плана, а также необходимых испытаний и получения сертификатов. На этом этапе происходит уточнение инновационных предложений и формирование на их основе коммерческих предложений.

Продвижение разработок на рынок составляет третий этап — поиск конкретных покупателей новых разработок. Для этого используются самые различные пути, в том числе прямые обращения и переговоры, участие в выставках и ярмарках, конференциях и семинарах, различных конкурсах и тендерах, проведение презентаций. При этом используются как традиционные подходы, так и возможности новых информационных технологий (Интернет, электронная почта), средства массовой информации (радио, телевидение, пресса).

Для разработок наиболее эффективно проведение направленного поиска по различным каналам конкретных потенциальных покупателей и подготовка для них конкретных адресных инновационных предложений.

Решающим является четвертый этап — адаптация (доработка) исходного технологического пакета к требованиям конкретного потенциального покупателя.

Специфика рынка технологий заключается в том, что на нем отсутствует массовый покупатель, поэтому продавец обязан вести индивидуальную работу с каждым потенциальным покупателем, в том числе это требует выяснения специфических требований покупателей и соответствующей адаптации исходного технологического пакета (это могут быть дополнительные испытания, улучшение каких-то конкретных технических, эксплуатационных, дизайнерских или других показателей).[9]

Завершающим является этап реализации разработки на рынке — этап коммерциализации научно-технической разработки, связанный с непосредственным получением коммерческого эффекта. Это может быть продажа патента или лицензии, создание совместного предприятия, совместное продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, вхождение в действующее предприятие с интеллектуальной собственностью и др.

Необходимо обратить особое внимание на то, что при коммерциализации разработок большое, если не решающее, значение имеет ориентация на потребности и требования рынка (разнообразная маркетинговая информация, в том числе о приоритетах развития науки и техники в России и других странах, о развитии отраслей народного хозяйства, сферы потребления, экспорте и импорте товаров), требования инвесторов (инвестиционные приоритеты, требования и условия предоставления инвестиций потенциальными инвесторами, в т.ч. государственными и негосударственными коммерческими, зарубежными и международными фондами и программами), требования конкретных покупателей новых разработок, технологий, товаров и услуг.

Можно выделить виды трансферта технологий, важные для формирования региональной инновационной политики:

1) региональный;

2) межрегиональный;

3) межгосударственный;

4) транснациональный.

Региональный трансферт технологий включает обмен технологиями между и внутри хозяйствующих субъектов. В любых вариантах этого трансферта технологий развивается, прежде всего, внутренний рынок региона: создаются новые производства товаров и услуг, в производственные и экономические отношения включается активное население, расширяется налогооблагаемая база, появляются новые возможности решения социально-экономических проблем региона.

Трансферт уникальной технологии в регион позволяет организовать производство новой продукции и оказывать услуги внутри региона, а при отсутствии такой продукции в других регионах реализовывать ее там с выгодой для себя.

Трансферт специальной технологии решает технические и технологические, а через них и социально-экономические проблемы отдельной отрасли, производства или конкретного хозяйствующего субъекта.

Комплиментарный (дополняющий) трансферт технологий предоставляет участникам возможность производить продукцию, товары, услуги как результат обмена принадлежащими каждому партнеру инновациями.[10]

Значительно большее влияние на состояние дел в регионе оказывает трансферт универсальной технологии, которая может найти применение во многих отраслях производства и у хозяйствующих субъектов.

Трансфетр высоких технологий, или макротехнологий, в регион (из региона) может быть осуществлен только в рамках больших межрегиональных, федеральных или даже международных проектов, так как обладателем таких технологий выступают межрегиональные научно-производственные комплексы, отдельные страны или международные корпорации.

Корпоративный трансферт технологий внутри хозяйствующих субъектов выполняется за счет средств развития хозяйствующих субъектов, но может быть ускорен (и/или расширен) заинтересованным взаимодействием с региональными институтами путем координации деятельности хозяйствующих субъектов с направлениями региональной инновационной политики. Выявление, поддержка в различных формах, создание условий, благоприятных для развития хозяйствующих субъектов, обладающих перспективными, эффективными инновациями, должно стать одним из основных направлений региональной инновационной политики на современном этапе.

Межрегиональный трансферт технологий предполагает совместную заинтересованную деятельность правовых, управляющих, экономических структур, институтов и хозяйствующих субъектов нескольких регионов. Такой трансферт обеспечивается единым правовым полем и едиными основными нормами ведения экономической, хозяйственной и иной деятельности внутри страны.

Межгосударственный и транснациональный трансферты технологий опираются на развитые политические, экономические, научно-технические и гуманитарные связи между странами. Создание политических, международно-правовых, экономических и других условий налаживания взаимовыгодной торговли и обменов технологиями лежит в ведении федеральных органов власти и институтов, но в сильной степени зависит и от самостоятельных усилий регионов.

Исходя из индивидуального потенциала существующей структуры экономики, местоположения, ситуации на предприятиях, для каждого региона необходим свой, отличный от других, комплекс мероприятий. Необходимо превратить органы региональной власти в активно действующую реальную силу, способную осуществлять интегрированное управление всеми ресурсами.


Раздел 2.Формы трансферта технологий

 

Как известно, различают следующие виды инноваций:

· технологические;

· создание нового рынка;

· освоение нового источника поставки сырья или полуфабриката;

· реорганизация системы управления.

Технологические инновации подразделяются следующим образом (табл. 1).

Таблица1

Технологические инновации

Вид Степень новизны Внедрение
Радикальная Инкрементальная Результат Место
Продуктовая Существенно отличается от ранее выпускавшихся продуктов по области применения характе-ристикам, комплек-тующим, материалам и полуфабрикатам за счет применения новых и/или сочетания существующих технологий в новом применении Улучшает качественные или стоимостные харак-теристики уже сущест-вующего продукта за счет использования бо-лее эффективных ком-плектующих, мате-риалов и полуфабри-катов, частичного изменения одной или ряда технических под-систем (для сложного продукта) Новая (усовершенствованная) инновационная продукция На рынке
Процессная Освоение новых методов произвдства, изменения в оборудовании и/или орга-низации производства, обеспечивающих создание новых или усовершенст-вованных продуктов, выпуск которых старыми методами или на старом оборудовании невоз-можен, существенное повышение эффектив-ности производства Освоение усовершенст-вованных методов производства, изменения в оборудовании и/или организации производства. Прочая инновационная продукция В производственном процессе

 

Все меры, подходящие для улучшения конкурентоспособности продукции, увеличения производительности или показателей деятельности предприятия, вместе взятые, определяют продвижение инноваций. С технологической точки зрения инновация определяется как введенное в практику изобретение, такое, например, как новый вид товара или производственный процесс.

Трансферт технологий, таким образом, рассматривается как один из аспектов инновационного процесса и представляет собой передачу научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуск продукции. Критерии наличия факта передачи – активное применение переданной технологии для производственных целей.

Основными формами трансферта технологий являются:

· передача патентов на изобретения:

· патентное лицензирование;

· торговля беспатентными изобретениями;

· передача технической документации;

· передача «ноу-хау»;

· передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

· информационный обмен в персональных контактах на семинаpax, симпозиумах, выставках и т.п.;

· инжиниринг;

· научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

· проведение различными фирмами совместных исследований разработок;

· организация совместного производства;

· организация совместных предприятий.

При этом необходимо отметить побудительные мотивы деятельности со стороны покупателей и продавцов технологий

Продажа технологии — один из основных инструментов про­никновения и закрепления на рынке. Она, как правило, связана и с товарной экспансией (поставка оборудования, проекты предприятий «под ключ») и с сопутствующими сделками на поставки сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов приносящих продавцу дополнительный доход. Экспорт технологии прямо пропорционален числу зарубежных патентов, заключение соглашения на передачу технологии часто является результатом предшествующего патентования инновации за рубежом.

Охотнее идут на передачу технологии:

- малые и средние предприятия;

-предприятия, выпускающие многие виды продукции;

-фирмы с высоким научно-техническим потенциалом;

-предприятия, владеющие инновациями как побочными продуктами НИОКР или второстепенными технологическими процессами.

Покупка технологии способствует повышению конкурентоспособности промышленности, активизации экспорта, уменьшению зависимости от импорта. Полученная технология может стать кагором при создании собственных технологий, развитии национальной сферы НИОКР. Многие страны, в частности Германия и Япония, придавали особое значение импорту технологий, в результате в 1980-х годах ФРГ возглавила список экспортеров готовых изделий, а Япония заняла второе место. Государство, широко использующее импорт своего экономического и социального развития, формирует национальное законодательство, благоприятствующее притоку технологий (преференциальный режим валютного регулирования, касающийся платежей и переводов в иностранной валюте, льготный налоговый режим, специальные условия внутреннего кредитования и финансирования).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: