Оборудование: электрометр, электрофорная машина, соединительные провода, электрическая лампочка.




ТЕМА № 14

ЗАКОН ОМА

 

Введение

Цель работы – овладеть демонстрационными опытами, иллюстрирующими проявление и способы измерения разности потенциалов; ЭДС источника тока и показывающими справедливость закона Ома.

- научиться определять принадлежность демонстраций к конкретной школьной теме 7-9 классов и 10-11 классов, используя нормативные документы (федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования), рекомендованные учебники физики для образовательных учреждений, программы по физике.

 

Закон Ома – один из основных законов электрического тока, изучаемых в средней школе. Успешное его изучение возможно в том случае, если учащиеся предварительно усвоят фундаментальные понятия электродинамики, в первую очередь к которым относятся: «разность потенциалов»; «ЭДС источника тока» и «напряжение».

Особенностью опытов по этой теме следует считать их количественный характер. Для успешного их выполнения требуется тщательная предварительная подготовка.

Для постановки демонстрационных опытов по этой теме, кроме основного оборудования – электроизмерительных приборов и реостатов, различных источников постоянного напряжения, необходимо иметь еще один демонстрационный прибор, выпускаемый промышленностью – ванну с электродами.

Ванна с электродами представляет собой раздвижной гальванический элемент со щупами: в прямоугольную ванну из органического стекла устанавливают цинковый и угольный электроды, закрепленные в пластмассовых держателях с зажимами, и два щупа из медного провода в хлорвиниловой изоляции. У нижних концов щупов, опускаемых в электролит, снята изоляция, а верхние концы закреплены в пластмассовых держателях с зажимами.

Этот прибор предназначен для демонстрации независимости ЭДС химических источников тока от размеров электродов, для введения понятия внутреннего сопротивления источника тока и для экспериментальной иллюстрации справедливости закона Ома для замкнутой цепи.

При использовании прибора для проведения опыта следует с внешней стороны ванны наклеить полоску из миллиметровой бумаги, чтобы измерять расстояния между электродами гальванического элемента.

При отсутствии такого прибора в физическом кабинете школы учитель может изготовить его самостоятельно. Для опытов по этой теме необходимо изготовить добавочное сопротивление к демонстрационному вольтметру, чтобы вся шкала была рассчитана на 1В, и к демонстрационному амперметру шунт на 1А.


Выполнение практических заданий

 

 

Рис.1

Задание 1. Проиллюстрируйте возбуждение кратковременного тока в металлическом проводнике под воздействием разности потенциалов на концах проводника.

Оборудование: два электрометра с шаровыми кондукторами, разрядник с неоновой лампочкой.

 

Соберите установку, показанную на рис. 1. Зарядите один из электрометров до некоторого потенциала относительно земли. Второй электрометр, корпус которого также заземлен, оставьте незаряженным. Соедините оба электрометра разрядником и покажите появление кратковременного электрического тока.

 

Рис.2

Задание 2. Покажите, что для существования электрического тока в цепи в течение длительного времени необходимо наличие источника тока.

Оборудование: электрометр, электрофорная машина, соединительные провода, электрическая лампочка.

 

Для этого соберите установку, показанную на рис. 2. Электрометр установите на изолирующем столике (или изолирующей подставке). В качестве источника тока воспользуйтесь электрофорной машиной; в качестве индикатора тока возьмите лампочку.

 

Рис.3

Задание 3. Покажите, что ЭДС химического источника тока не зависит от размеров электродов и расстояния между ними.

Оборудование: гальванический элемент, демонстрационный вольтметр с дополнительным сопротивлением на 5В.

 

Соберите установку по рис.3

Покажите, что показания вольтметра не меняются ни от изменения расстояния между электродами, ни от глубины погружения электродов.

 

Рис.4

Задание 4. Покажите существование внутреннего сопротивления источника тока.

Оборудование: магазин сопротивлений, реостат (R=10 Ом, I=2А), гальванический элемент.

 

Соберите установку по рис.4. Покажите, что при неизменном внешнем сопротивлении величина тока изменяется при изменении взаимного расстояния между электродами и при различной глубине погружения электродов.

 

Задание 5. Покажите зависимость между силой тока и полным сопротивлением цепи (качественно) при одной и той же ЭДС источника.

Оборудование: магазин сопротивлений, реостат (R=10 Ом, I=2А), гальванический элемент, ключ.

 

Соберите установку по рис. 4., добавив в цепь ключ. Расположите электроды раздвижного элемента на расстоянии L1=L (по шкале на сосуде раздвижного элемента) и во внешней цепи установите R1=R. Замкните ключ, отметьте силу тока I1.

Увеличьте расстояние между электродами и внешнее сопротивление, например, L2=2L; R2=2R. Отметьте показания амперметра I2.

Увеличьте расстояние между электродами и внешнее сопротивление, например, L3=3L; R3=3R. Отметьте показания амперметра I3.

Сделайте вывод.

 

Задание 6. Проиллюстрируйте закон Ома для замкнутой цепи.

Оборудование: источник тока (батарея питания из пяти последовательно соединенных одинаковых сухих элементов), магазин сопротивлений, соединительные провода, вольтметр с добавочным сопротивлением на 5 В.

 

Первый способ. Соберите установку по рис.5. Измерьте ЭДС батареи Е1 и ток I1.

Не меняя полного сопротивления цепи, включите батарею с ЭДС Е2 – 3е (один из элементов, только не крайний, направьте навстречу соседнему) и измерьте силу тока I2.

При том же полном сопротивлении включите батарею с ЭДС Е3 – е (еще один элемент поставить навстречу соседнему), измерьте ЭДС и ток I3.

Полученные результаты запишите в таблицу.

 

ЭДС Е Сила тока I Отношение Е/I
Е1 = 5е I1 = Е1 / I1=
E2 = 3е I2 = E2 / I2=
E3 = е I3 = E3 / I3=

 

Рис.5 Рис.6

Сделайте вывод.

 

Второй способ. Соберите установку по рис.6. Используйте R – магазин сопротивлений, вольтметр с добавочным сопротивлением на 5В, амперметр с шунтом (реостат R=10 Ом, I=2А), источник тока – батарея сухих элементов.

 

Покажите, что U/I= const.

 

Задание 7. Проиллюстрируйте справедливость закона Ома для участка цепи, включающего источник ЭДС.

Оборудование: два сухих элемента, выпрямитель ВС–4÷12, соединительные провода, реостат, магазин сопротивлений, амперметр, ключ, вольтметр.

 

Соберите установку по рис.7,где Еу – два последовательно соединенных сухих элемента, AB – исследуемый участок цепи, Е – ЭДС, питающая цепь. Покажите, что для участка цепи, включающего источник

ЭДС, отношение U/I ¹ const.

Последовательность выполнения опыта:

– Включить Еу ­­ Е Отметить силу тока I.

  Рис.7

– Включить Еу ­¯ Е. При помощи реостата R установить ту же величину тока.

– Включить Еу так, чтобы два ее элемента были направлены навстречу друг другу

(Еу = 0). Установить ту же величину тока I.

Вычислить U/I. Сделайте вывод.

Контрольные вопросы и задания

 

1. На основе каких приемов и опытов введены представление о независимости ЭДС химических источников тока от размеров электродов и расстояния между ними, понятие внутреннего сопротивления источника тока, проиллюстрирована справедливость закона Ома для замкнутой цепи? Как это сделано в школьном учебнике физики?

2. Какие погрешности нужно учитывать при выполнении каждого задания? Как их можно уменьшить?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: