Школьное самоуправление в России и за рубежом.




Практическое занятие 2.

Тема. Роль школьного самоуправления в развитии личности.

Школьное самоуправление в России и за рубежом.

Важное значение для школьного воспитания имеет само­управление учащихся. В США к началу 80-х годов им было охвачено до трети старшеклассников. В Западной Европе повсеместное распространение ученического самоуправления началось в 60-х годах. В Японии оно появилось позже — в 80-х годах. В России к началу 90-х годов ученические комите­ты имелись практически во всех школах. В РБ советы старшеклассников (представительство с 7 класса) также появились в 90-е годы прошлого века.

Традиционный вид ученического самоуправления — сис­тема «префектов» или «капитанов» (Англия, США). В этом случае ученики-префекты или капитаны выступают помощ­никами учителей при поддержании дисциплины. Иногда они обладают правом налагать на своих товарищей взыска­ния. Префекты и капитаны избираются по классам и всей школой учащимися либо назначаются администрацией. Ими могут быть лишь старшеклассники. Они составляют совет во главе с общешкольным префектом, который сотрудничает с администрацией. Совет координирует внеклассную работу (спорт, кружки, клубы и т. д.). Ученические советы нередко копируют государственные структуры: парламент, президент, вице-президент, пред­седатели комитетов по финансам, печати, спорту и пр.

В Англии школьные советы решают основные вопросы на своих регулярных заседаниях (ежемесячно или еженедельно). Внеочередное заседание может состояться по просьбе нескольких членов совета. Ученики участвуют в составлении плана работы. Решения совета обязательны для учебного заведения.

В Германии школьные советы именуются конференциями. На конференции делегируют своих представителей классные ученические советы. Школьники-делегаты вправе выска­зываться относительно планирования учебных занятий, содер­жания и организации внеклассной воспитательной работы (вечера отдыха, экскурсии, издание газеты, кружки и клубы, благотворительность, дискуссии).

Во Франции школьные советы формируются по модели «команды». Ученики и преподаватели каждого класса объе­диняются в команду, члены которой работают по собствен­ному плану внеучебных занятий, регулярно встречаются с дирекцией для обсуждения насущных дел. Представители команд проводят общешкольные ассамблеи, на одной из которых избирается совет школы. В совет входят ученики, преподаватели, представители администрации, родители. Совет выносит рекомендации о повседневной жизни учеб­ного заведения.

В России школьные советы создаются в средних учебных заведениях. Помимо проблем школьного обучения они зани­маются социальными проблемами учащихся и преподавателей. В РБ- советы старшеклассников в основном занимаются вопросами организации полезного досуга.


2. Обучение учащихся правилам организаторской работы; школа лидерства.

Необходимо помнить: мало придумать модель самоуправления и раздать поручения. Подростков нужно научить быть организаторами своей жизни, научить правилам организаторской работы, сформировать лидерские качества. Забота об этом- дело заместителя директора по воспитательной работе, вожатого и социального педагога (на уровне школы); на уровне класса- дело классного руководителя, а также- помощников-старшеклассников.

Хорошо, если в школе работает постоянно действующая Школа Актива (1-2раза в месяц). В этом случае её можно организовать по возрастным группам (5-6кл.; 7-8кл.; 9-10кл.). Занятия-встречи сделать максимально практическими, творческими, игровыми. А в качестве инструкторов- привлечь старшеклассников с опытом организаторской работы.

Примерные задания для подготовки к занятию:

1. Познакомьтесь с методическими материалами к занятию и рекомендуемой литературой. Уясните основные понятия и их характеристики. Подумайте о практической реализации усвоенных знаний.

2. Выполните задания по СРС по тексту рекомендаций. Особенно серьёзно подойдите к разработке моделей, программ, а также,- к подготовке презентаций.

3. Оцените свою готовность создавать и развивать ученическое самоуправление.

Примерные темы курсовых работ (проектов):

1. Педагогические основы ученического самоуправления.

2. Формирование общественной активности школьников- требование современности.

3. Проблема лидерства в коллективе учащихся.

4. Активные средства обучения подростков правилам организаторской работы.

5. Общественные поручения как средство воспитания.


3. Влияние школьного самоуправления на успешность социализации личности.

Согласно общему определению, социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. В деятельности современных детских объединений ярко просматриваются две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). Существующее разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов. Предметом особого внимания детских объединений сегодня является «собственная проблема детства» - положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства. Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы, района, округа расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.
Основными направлением создания развивающей среды является: вовлечение детей в детскую организацию, основывающуюся на самоуправлении. Детское самоуправление в школе имеет свою специфику.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности. Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. Наше самоуправление является формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи.

Главной целью ШС является:

-Развитие социальной активности саморазвивающейся личности школьника.

Основными задачами школьного самоуправления являются:

- Активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования

личности;

- Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;

- Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия;

- Развитие творческой индивидуальности ребёнка;

В нашей школе функционирует ученическое самоуправление «Школьная республика». В состав ученического самоуправления входят учащиеся 10-11 классов. Ученическое самоуправление имеет свой устав, положение, эмблему, разработана программа развития. Существуют постоянные органы самоуправления – это 6 министерств: министерство культуры, образования, труда и порядка, спорта и здравоохранения, информации. Каждое министерство имеет свой план работы на весь учебный год. Так же создан Совет обучающихся, в состав которого входят старосты 5-11 классов. Обучающиеся школы самостоятельно организовывают рейды по проверке санитарно-гигиенического состояния классных комнат, дежурств по школе, следят за успеваемостью, посещаемостью учащихся, еженедельно подводят итоги дежурства. Участвуя в объединениях по интересам и в органах самоуправления, ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Обучающиеся стараются ответственно относится к порученному делу, но, к сожалению не все ребята это понимают.
Ученическое Самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива. В начале учебного года на заседании Совета обучающихся школы был составлен план работы ученического самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы.

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;

– анализируют результат (подводят итоги).
Среди учащихся много творческих детей. Все они входят в состав актива классов, которые, помогают ученическому самоуправлению школы.

На примере двух значимых мероприятий, хотела бы рассказать о деятельности школьного ученического самоуправления.

В сентябре в школе проходит общешкольное мероприятие Фестиваль «Дружба». Фестивальное движение возникает, если есть слияние общественной проблемы, личной потребности и совместной деятельности субъектов, в ходе которой проблема разрешается, а потребность находит удовлетворение. На начало реализации Фестиваля (2003 году) психологи школы провели социопсихологический опрос учащихся. Ежегодно Фестиваль стал посвящаться теме, которая была объявлена Президентом РФ «Молодежь XXI века», «Учителю посвящается…», «Колесо истории Самарской губернии», «Сохрани мир…», «…И светом чудным озарен», «Спасибо за Победу!», «Чтение-лучшее учение», «Мир глазами кинематографа». Сроки проведения Фестиваля вышли за границы данного времени. От Фестиваля к Фестивалю расширялась степень и значимость проводимых мероприятий, так как они отражали комплексность и системность воспитательной работы школы. Была разработана нормативная база проведения мероприятий. О своем опыте работы в 2008 году (год окончания программы) мы рассказали на Международной ярмарке социально- педагогических инноваций в г. Отрадном, где заинтересовались коллеги с других управлений. В 2009 году была написана новая программа Фестиваля, так как границы фестиваля вышли за пределы школы. Тому примером является сотрудничество нашей школы с ГБОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нефтегорска. Совместно проведенный Фестиваль был проанализирован и отмечен ученическим самоуправлением, педагогическим коллективом и родительским сообществом (по скайпу). О фестивальном движении рассказали на Международной конференции «Здоровое поколение - международные ориентиры XXI века», опытом работы делились и на окружных Патриотических чтениях в Старопохвистневской школе в 2015 году. Фестиваль проходит в течение 1 недели и охватывает всю вертикаль школьного коллектива (от 5 до 11 классов), своего рода коллективное творческое дело для всей школы. А главную роль играет ученическое самоуправление и совет старшеклассников.

Мы с уверенностью можем сказать, что данный Фестиваль помогает нам в реализации стандартов второго поколения по всем направлениям внеурочной деятельности. Формы проведения мероприятий были самые разнообразные за эти годы.

Сегодня мы имеем следующие результаты:

1. Накануне зарождения Фестиваля психолог школы озвучила результаты своей диагностики по шкале Фейя «Диагностика принятия других» - они оказались «плачевными» (см. аналитическое обоснование проекта). После первых трёх лет фестивального движения повторная диагностика показала, что Фестиваль принёс хорошие плоды:

а) психологи провели диагностику на определение оценки отношений подростка с классом. В результате было выявлено, что из 182 учащихся 23 (13%) - с индивидуалистическим типом, 72 (40%) ученика с прагматическим типом и 87 (47%) учащихся с коллективистическим, отсюда видно, что преобладает коллективистический тип. Это значит, что индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность.

2. От Фестиваля к Фестивалю расширяется степень знакомства с историей класса, школы, края, области.

3. Фестиваль способствует воспитанию личности, которое осуществляется по формуле «родители + дети + учитель + социум».

4. При проведении Фестиваля использовались следующие методы:

- сохранение лучших традиций детского движения;

- увеличение числа субъектов социума, участвующих в мероприятии;

- привлечение специалистов;

- рефлексия самими детьми этого мероприятия.

5. Во время проведения этих мероприятий дети научились совместно решать задачи, распределять обязанности при выполнении заданий в ходе подготовки к Фестивальным конкурсам. Они наглядно увидели, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество, они поняли, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

 

В начале октября в школе проходит праздник «День Учителя». В это день проводится «День самоуправления», когда исполняют обязанности директора школы, администрации школы учащиеся 11 класса и «День дублера», когда учащиеся 11 класса исполняют роли учителей- предметников, а учащиеся 10 класса исполняют роли классных руководителей. Со временем этот день получил статус традиционного школьного мероприятия. Все ученики ждали этот день с нетерпением, ведь не у всех был шанс стать, пусть даже и на один день, администратором, учителем или классным руководителем, почувствовать себя взрослым, самостоятельным. И после проведения этого дня, анализируя праздник, многие ученики понимали, как порой тяжело бывает администрации, учителям и классным руководителям школы.

Каждый ребенок может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный фактор – самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально значимой деятельности.

Результат мониторинга занятости учащихся в мероприятиях говорит о том, что каждый ребенок школы не просто имеет возможность, а принимает активное участие в большом количестве мероприятий, в среднем от 4-8 раз в год.

Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Большинство обучающихся с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

 

Роль школьного самоуправления в социализации личности школьника имеет огромное значение. Способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Всем этим достигается УСПЕХ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: