I. Фонетические ( звукопись)




Выразительные средства русского языка

Средство выразительности Определение Пример
Аллитерация Повтор согласных, создающий образ Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей.
Ассонанс Повтор гласных, создающий образ Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.
№ п/п Средство выразитель-ности Определение Пример
Лексические средства выразительности художественной речи
1. Антонимы Разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи. Он был слаб телом, но силен духом.
2. Контекстные (или контек- стуальные) антонимы Это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте Ум и сердце — лед и пламень — вот основное, что отличало этого героя.
3. Синонимы 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2)Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста Победить-одолеть; бежать – мчаться. Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
4. Многозначное слово слово, имеющее два или несколько значений, связанных между собой. Серп луны – жнут серпами.
5. Омонимы Слова, относящиеся к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Ключ – для замка, ключ – родник; искупать вину, искупать в ванне.  
6. Архаизм Устаревшее слово или оборот речи Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился... Живот – жизнь, лицедей – актер, зерцало – зеркало, позор - зрелище.
7. Историзмы Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов, которые они называли. Боярин, опричник, камзол, городовой, коллективизация.
8. Неологизм Слово или оборот речи, созданный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия. Компьютеризация, пиар, визажист, тинейджер, ноутбук.  
9. Индивидуаль-но-авторское образование Слово, которого нет в толковом словаре, оно существует только в авторском контексте, однако о значении его можно догадаться, так как оно образовано с помощью известных морфем, т.е. суффиксов, приставок, корней.
10. Диалектизм Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить гутарить – говорить, гарбуз – тыква.
11. Профессио-нализм Слово или выражение, свойственное речи той или иной профессиональной группы. Склянка – «полчаса» - из речи моряков, выдать на гора – «поднять из шахты на поверхность» - из речи шахтёров.
12. Жаргонизм Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.
13. Фразеоло-гизм Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение
14. Афоризм Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор. «У сильного всегда бессильный виноват»
15. Книжная лексика Слова, употребляющиеся в научной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Воззрение, фактор, гипотеза, прерогатива, констатировать, утратить.
16. Просторечная лексика Грубые слова, употребляющиеся преимущественно в разговорной речи и характеризующиеся оттенками вульгарности, презрения, насмешки, неодобрения и т.д. Так как они имеют ярко выраженный сниженный или отрицательный оттенок, то иногда употребляются в публицистической речи или для привлечения внимания читателей к освещаемой проблеме, или для создания запоминающегося образа. Дылда, жрать, дрыхнуть, вылуплять зенки.
17. Разговорная лексика Слова, характеризующиеся непринуждённостью, простотой, фамильярностью и употребляющиеся преимущественно в устной речи. Зазнайка, раздевалка, уплетать, болтать, зачётка, неотложка.
18. Оценочная лексика: Экспрессив-ная лексика Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку обозначаемого явления. Экспрессивная лексика может выражать ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность, возмущение… Краешек, глупышка, рифмоплёт, балбес, трепач.
19. Оценочная лексика: эмоциональ-ная лексика Слова, выражающие душевные переживания, настроения, чувства. Мерзавец, миленький, духотища, браво.  
20. Фамильяр-ная лексика Лексика, свойственная разговорной речи и имеющая слишком непринуждённый, бесцеремонный характер. Врать, трепаться, старушенция
21. Лексический повтор Намеренное повторение в тексте какого-либо слова, на которое следует обратить особое внимание. Это специальное повторение одного и того слова, чтобы создать стилистический эффект нагнетания, для подчеркивания каких-то деталей и описания, для создания экспрессивной окраски, для усиления признака, качества или для указания на длительность.   Зимы ждала, ждала природа (Пушкин). Черный вечер. Белый снег. Ветер. Ветер. На ногах не стоит человек (Блок). Друг мой, друг мой. Я очень и очень болен ( Есенин). Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повез его мимо прекрасных, чистых, учтивых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому, в котором жила Мариэтта (Л.Толстой).  
Художественно-выразительные средства речи (тропы)
№ п/п Средство выразитель-ности Определение Пример
Простые
1. Эпитет Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения. И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь.   Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.
2. Постоянный эпитет Устойчивой образно-поэтическое определение предмета, встречающееся в фольклоре, например: добрый молодец, красная девица, чистое поле, сизый голубь и пр.
3. Индивидуаль-но-авторские эпитеты Мармеладное настроение (Чехов). Картонная любовь (Гоголь). Овечья любовь (Тургенев). Цветастая радость (Шукшин). Мотыльковая красота (Чехов). Мокрогубый ветер (Шолохов). Слезливое утро (Чехов). Дряблый смех (Мамин-Сибиряк). Конфетная боль (Вс.Иванов).
4. Сравнение Оборот речи, который заключается в том, один предмет уподобляется другому на основании каких-то общих признаков. Сравнение можно показать по-разному: а) творительным падежом: Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег (Маяк.). Лежал закат костром багровым (Ахматова). Роса дождёмлегла на пыль (Бунин). И сияет роса на траве серебром (Суриков). б) сравнительной степенью прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури… (Лермонтов) в) сравнительным оборотом с союзами: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка ( Лермонтов). г) с помощью слов подобный, похожий: Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы (Серафимович). Сравнение бывает простое и развёрнутое: Её уста, как роза, рдеют. (Пушкин) (простое) Будь прост, как ветер, неистощим, как море, и памятью насыщен, как земля (развернутое).
Сложные
5. Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Часто гипербола встречается в пословицах, поговорках, фразеологических оборотах В сто сорок солнц закат пылал (море по колено, слезы текут ручьем).
6. Литота Преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, -Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.
7. Метафора Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощьюсравнительных союзов Летят алмазные фонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.
8. Олицетворе-ние Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.   Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?
9. Метонимия Замена одного слова другим,смежным (близким) с ним по значению. Эй ты, шляпа!(человек в шляпе)??? Читая Булгакова… (его книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева
10. Синeкдоха Частный случай метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.   употребление названия целого вместо названия части: Начальство недовольно ( вместо начальник); - употребление названия части вместо целого: Все флаги в гости будут к нам (Пушкин) (в значении корабли); - употребление родового названия вместо видового или видового вместо родового: Пуще всего береги копейку (Гоголь) (в значении деньги); - единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). - множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин).
11. Перифраз(а) (описатель-ный оборот) Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна
12. Оксюморон Сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко — борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению. Грустное веселье продолжалось… Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег.
13. Эвфемизм Замена грубого выражения более деликатным, более уместным в определённой обстановке. Хоть про сейчас, хоть про запас, Но делать так работу, Чтоб жить да жить, Но каждый час Готовым быть к отлёту. (А. Твардовский)    
Сатирические приёмы в художественном произведении
№ п/п Средство выразитель-ности Определение Пример
1. Аллегория Изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ. (сердце – аллегория любви, две скрещенные пушки – аллегория артиллерии и т.д.). Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления (хитрость – лиса, коварство – змея, жадность - волк).
2. Ирония Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Ирония придает художественному изображению особую окраску, своеобразно раскрывая неудовлетворенность автора окружающим миром. Цель иронии – не смешить, не развлекать, а подчеркнуть недостатки, обнажить нелепость Происходящего. Например: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов )- вопрос ослу.
3. Сарказм Едкая, язвительная насмешка с откровенно сатирическим, обличительным смыслом. Является разновидностью иронии, однако в отличие от иронии, которая представляет собой тонкий намёк, сарказм – открытое отрицание недостатков, переходящее в негодование. Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву. (Пословица)
4. Парадокс Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше
5. Каламбур Стилистический оборот или короткое самостоятельное художественное произведение, основанное чаще всего на комическом использовании одинакового или похожего звучания слов, имеющих разное значение. Каламбур придает речи особую выразительность, эмоциональность и занимательность, усиливает художественный эффект. Например: Ученье - свет, неученых - тьма (Э. Кроткий), Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков).  
Синтаксические фигуры речи
Стилистические фигуры
№ п/п Средство выразитель-ности Определение Пример
1. Антитеза Противоречие, противопоставление. Антитеза служит для усиления выразительности путем противопоставления понятий, образов.обычно антитеза строится на противопоставлении антонимов. Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт (Пушкин).
2. Инверсия Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, чтобы усилить выразительность речи. Это намеренная перестановка членов предложения для придания какому-то слову особой выразительности, значимости. В русском языке в наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который стоит в начале предложения или в конце. С радостью было воспринято это сообщение. Не надеюсь я на его аккуратность Рассказ он написал замечательный. Месяц одиноко глядит на поля пустынные, деревни дальние, деревни ближние.
3. Повтор Повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности.
4. Плеоназм Повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста. Горьким смехом моимпосмеюся. (Н. В. Гоголь)
5. Градация Расположение слов в предложении в порядке возрастающего или убывающего значения. а) градация восходящая: Пришёл, увидел, победил (Цезарь). Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид ( Аксаков ). б) градация нисходящая: Присягаю ленинградским ранам, Первым разорённым очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (Берггольц).
Синтаксические приёмы
№ п/п Средство выразитель-ности Определение Пример
1. Риторичес-кий вопрос Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится для привлечения внимания читателя или слушателя к предмету речи. На кого не действует новизна? (Чехов). Не для тебя ль в ночной тени вчера цвета благоухали? (А.К.Толстой).
2. Риторичес-кое восклицание Стилистическая фигура, которая представляет собой восклицательное предложение, содержащее особую эмоциональность, приподнятость, сильные чувства. И каких только чудес на свете не бывает! ( Казакевич ).
3. Риторичес-кое обращение Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата, сколько для того, чтобы выразить отношение к предмету речи, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Мечты! Мечты! Где ваша сладость? (Пушкин).
4. Алогизм несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении Пил мёртвую! Не спал ночей по девяти! Всё отвергал: законы! совесть! веру!
5. Анаколуф синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах. А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть… (И. А. Крылов)
6. Рефрен Слово или группа слов, строка или несколько строк, которые повторяются несколько раз в течение высказывания или после каждой строфы стихотворения или куплета песни.  
7. Анaфора Повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины… ( Ф.Тютчев. Весна. ) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. ( Есенин )
8. Эпuфора Стилистическая фигура, противоположная анафоре и заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно я титулярный советник? Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня
9. Стык Употребление одного и того же слова в конце одного предложения и в начале другого. Я на башню входил и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
10. Хиазм Фигура, при которой параллельные члены расположены в прямой, а затем в обратной последовательности. На было четыре сестры, четыре сестры нас было… (М. Кузьмин)
11. Умолчание Оборот речи, заключающийся в том, что автор намеренно не до конца выражает мысль, давая возможность читателю самому догадаться о невысказанном. Но слушай: если я должна тебе … кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (А. Пушкин).
12. Эллипсис Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью придать высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность. Пропущенные слова легко восстанавливаются из контекста или из ситуации. Офицер – из пистолета. Тёркин – в мягкое штыком (А. Т. Твардовский).   Он в залу, дальше никого (вбежал, вошёл)(А. Пушкин)
13. Бессоюзие Построение высказывания, при котором намеренно пропускаются союзы между членами предложения или между предложениями для придания высказыванию стремительности, насыщенности впечатлениями Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). Любишь кататься – люби и саночки возить.
14. Многосою-зие Риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
15. Парцелля-ция Прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
16. Паралле-лизм Сравнение в форме сопоставления Параллелизм бывает прямой: Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль. - и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
17. Синтакси-ческий параллелизм Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль Мать — это начало всех начал. Мать — это чудо земное. Мать — это слово святое.

Практическая часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: