В представленной работе будет рассматриваться понятие «культура» в самом широком смысле.




Дума о Культуре есть Врата в Будущее

Н.К. Рерих

КУЛЬТУРОСОФИЯ И ЭКОПОЛИТИКА

Так исторически сложилось, что вокруг понятия «культура» происходят непрекращающиеся дискуссии.

В учебниках и работах по культурологии насчитывается бесчисленное множество определений этого феномена.

В представленной работе будет рассматриваться понятие «культура» в самом широком смысле.

Согласно Германскому философскому словарю, культура - это способ существования человечества (добавим человеческих сообществ) подобно тому, как жизнь есть способ существования протоплазмы. По К.Уислеру культура – «способ жизни, которому следует общность или племя».

На наш взгляд такое понимание культуры является ключом к решению огромного количества теоретических и практических проблем развития общества на сегодняшний день.

Другими словами, уровнем культуры определяются как способ воздействия человека и человеческого сообщества на окружающий мир (людей и объекты природы), так и продукт (результат) этого воздействия.

Если жизнь, как способ существования протоплазмы (живых объектов) изучает наука биология, то культуру как способ существования человеческих сообществ (от индивида до человечества в целом) и результаты их воздействия на окружающий мир должна изучать наука культурософия.

Таким образом, можно дать следующее определение: «Культурософия – наука, изучающая способы существования человеческих сообществ и результаты их воздействия на окружающий мир как причины и следствия».

Отсюда логически вытекает, что предметом культурософии является: изучение иразработка способов воздействия человеческих сообществ на окружающий мир достаточных для достижения желаемых результатов.

Следовательно, прежде чем определяться в способах воздействия, необходимо сконструировать образ или модель того, что планируется создать.

Очевидно, что чем более точно и детально разработана модель, тем более вероятна ее реализация путем выбора соответствующих способов и путей, ведущих к поставленной цели.

Известно, что в исторических и археологических исследованиях принято называть, различающиеся по определенным признакам, ушедшие с исторической сцены цивилизации, термином – «культура…».

При описании той или иной древней культуры создается некая теоретическая модель существовавшего общества. Эта модель включает в себя, по возможности, наиболее полную картину всех важнейших компонентов, формировавших исследуемую культуру. Сюда относятся, в иерархическом порядке, по степени важности влияния на общество: национальная идея, религия, идеология, государственное устройство и далее – политика, наука, искусство, ремесла, архитектура, и, наконец, бытовой уклад жизни различных слоев населения.

На формирование жизни и развитие современного общества влияют те же факторы, которые определяют, согласно вышеизложенному, его «способ существования», т.е. культуру.

Если попытаться, в общих чертах, построить модель (образ) сформировавшегося на сегодняшний день российского общества в целом, то, на наш взгляд, она выглядит так: «Низко духовная, в значительной степени унифицированная, финансово-технократическая культура с полурудиментарными религией и искусством, спонтанно продвигающаяся к все более масштабным психогенным и техногенным экологическим катастрофам».

Приятие обществом, как должного, двойных морально-этических стандартов, засилие экологически опасной техники и технологий производства, высокая эродированность и загрязненность почв, отравленный водный и воздушный океан, особенно в городах, безжалостное истребление – ради наживы, лесов и природных ископаемых, и как следствие, отрицательный «прирост» населения, а фактически постепенное уничтожение российских народов. В целом перед обществом не стоит никаких гуманистических целей, единственный реальный идеал – любым способом побольше заработать, чтобы выжить.

На фоне отсутствующей, официально признанной национальной идеи, а как следствие и целенаправленной политики государства, картина вырисовывается не слишком оптимистическая.

Можно, конечно, подробнее остановиться на каждой из приведенных характеристик модели, изложенных в порядке важности воздействия на формирование общества, но, думаю, любому небезразличному наблюдателю вполне понятна бесперспективность развития общества в вышеуказанных параметрах.

Что же необходимо изменить, в чем причины, приведшие к столь безрадостному состоянию нашу страну? Какие меры необходимы для кардинального изменения ситуации, с чего необходимо начать? Какой избрать ориентир («национальную идею») для создания оптимистического прогноза развития?

Подобных вопросов очень много. Но в первую очередь, надо решить – какая модель, какой образ Родины мог бы быть воспринят большинством нашего общества, как вдохновляющая мечта, как руководство к реальным действиям, как обнадеживающий выход из сложившейся ситуации.

По вышеизложенному принципу общей модели ныне существующего общества, попробуем сформулировать модель (образ) будущего общества нашей страны: «В ысоко духовная, самобытная, экологически адаптированная культура, разумно регулирующая процессы своего развития в гармонии с окружающей природой».

Приведённые модели современного и будущего общества, наверняка, не бесспорны и подлежат дальнейшей детализации. Важно, на наш взгляд, то, что и в первой и во второй модели на первом месте стоит понятие духовности, которое формирует степень осознанности взаимоотношений людей между собой и с окружающим миром.

В целом для общества именно духовность определяет его настоящее и будущее состояние.

Возникает вопрос: как же можно определить, измерить уровень духовности? И второй вопрос: как влиять на рост и развитие духовности, коль скоро мы признаем её доминирующее значение в жизни общества?

Как ни парадоксально, ответы на эти вопросы весьма несложны. Если взять основным критерием уровня духовности отношение к окружающему миру, то состояние, в котором мы видим этот наш мир, и будет отражением нашей духовности, осознанности наших действий по отношению к нему. Экология внешняя является отражением «экологии» нашей души. Здесь заложен ответ на второй вопрос - улучшая реальную экологическую обстановку вокруг себя мы повышаем свою духовность.

Подводя итог вышесказанному нужно сделать очень важный вывод: если общество намерено не только выжить, но и в дальнейшем процветать, нужно самым серьёзным образом пересмотреть ныне существующие взгляды, отношение и способы воздействия на окружающую природу. И здесь, как никогда, остро встаёт вопрос о том, есть ли у нашей земли подлинный хозяин, любящий, заботливый, понимающий своё истинное предназначение и активно к нему стремящийся.

Здесь мы подходим к тому, что является предметом культурософии – определению способов, средств достижения поставленной цели – построение высокодуховного, самобытного, экологически адаптированного общества.

Здесь видится два основных пути – через целенаправленную государственную политику, которую можно назвать «экологическая политика» или, в дальнейшем, «экополитика», и второй – через духовный труд каждого гражданина, каждого человека, чувствующего ответственность за свою родную землю и ответственность перед своими детьми и будущими поколениями.

В реальной жизни современного человека, одолеваемого бесконечной суетой по добыванию средств для существования (полноценной жизнью это назвать трудно), должен наступить такой момент, когда он отвлечется от однообразной повседневности и задумается об истинном своем предназначении, отыщет в глубине души все самое ценное, посмотрит искренним взглядом на все то, что мы успели натворить с нашей матушкой природой, на то, как мы воспитываем своих детей и что ставим им после…

Вернемся ко второй половине нашего заглавия – «экополитика».

Всякая политика должна строиться на прочном фундаменте принципиальных положений в нее заложенных. Таким основанием для экополитики должна служить избранная цель – построение высокоразвитого, самобытного, экологически адаптированного государства. Главным принципом такой политики, на сегодняшний день, должен быть – «не навреди», то есть в первую очередь из политики, проводимой государством, необходимо постепенно изъять все то, что отрицательно влияет на формирование в стране экологической обстановки. Здесь, естественно, не должно и не может быть «революций». Прежде чем предпринять какие-либо шаги, необходимо тщательно продумать их последствия.

Вторым, не менее важным принципиальным направлением государственной экополитики является формирование новой идеологии, идеологии ноосферы, основанной на новом понимании взаимоотношений природы и человека.

Необходимо искать пути воссоздания гармонии природы и общества (экопоселения). Перебороть установившиеся взгляды антагонистического понимания взаимоотношений природы и социального (цивилизованного) общества. Доводить до сознания людей истину о Божественном происхождении человека и его ответственности за состояние окружающего мира. С помощью науки и искусства создавать проекты, согласующиеся по содержанию с поставленной экополитической целью.

Одним из главных направлений экополитики должна являться экологическая экспертиза всех вновь принимаемых и действующих законов, внедряемых научных и технологических разработок. В этой сфере не должно быть места компромиссу и, в частности, основанному на коррупции.

Во внешней политике должна прослеживаться яркая позитивная линия в сторону поддержки и реализации международных экологических программ. Выход на международную арену с новыми экологически обоснованными инициативами.

Носителем и пропагандистом экополитики в государстве, по-видимому, должна быть определенная партия, берущая на себя ответственность за реализацию поставленных целей. Но это уже следующий большой вопрос.

 

И.А.Яицков

апрель 2005 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: