Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)




Тест креативности. Полный вариант методики Э. Торренсапредставляетсобой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известнаякак «Фигурная форма теста творческого мышленияТорренса» (Figuralforms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

А.Н. Ворониным была предпринят апопытка адаптации одного из субтестов полного тестаТорренса – субтеста «Завершение картинок» (CompleteFigures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории діагностики способностей и ПВК Института психологи Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригінального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами – вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованого некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для болем полного понимания рисунка.

Прелагаемый вариант теста Торренса представлят собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном ВАРИанте теста используется 6 картинок, ИЗ 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своїм исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оцениватьтакие 2 показателякреативностикак:

  1. оригинальность,
  2. уникальность.

Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в погной версти теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются.

В ходе адаптацииданной методики были составлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, позволяющие оценивать урівень развития креативности у данной категории лиц.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Особенности проведения процедуры тестирования:

При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложныеусловия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестированийрезкопонижаютрезультаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием Креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особеннотворческоемышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычномделе и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом НЕобходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Инструкция:

«Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать емУ название и подписать снизу в строке».

Стимульныйматериал:






Интерпретация:

В оригинальномтестеТорренсаиспользуетсянесколькопоказателейкреативности. Наиболеезначимыйиз них – оригинальность, непохожестьсозданногоиспытуемымизображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальностьпонимаетсякакстатистическаяредкостьответа. Следует, однако, помнить, чтодвухидентичныхизображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистическойредкости типа (иликласса) рисунков. В блокеинтерпретацииприведеныразличныетипырисунков и ихусловныеназвания, предложенные автором адаптации, которыеотражаютнекоторуюсущественную характеристику изображения. При этом важно, чтоусловныеназваниярисунков, как правило, не совпадают с названиямирисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н. Воронина, достаточно ярко проявляютсяразличиямеждувербальной и невербальнойкреативностью. Поскольку тест используется для диагностикиневербальнойкреативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, изпоследующегоанализаисключаются и используютсятолько в качествевспомогательногосредства для пониманиясути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его мас сива данных и подсчитывается по следующей формуле:

,

гдеOr – оригинальность данного типа рисунка; x – количество рисунков иного типа; Xmax – максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для ВСЕХ ВИДОВ ИСПЫТЫВАЕМЫХ.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тестеТорренсаи спользуется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключениемповторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий стимульного материала или не являющиеся составнойчастью рисунка. При адаптации методики данный показатель оказался малоинформативным. При налички нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то естьимелместопоследовательноразворачиваемыйвовременипроцессперехода к творческимрешениям. Гораздореже (1-2 случая) имеломестонепониманиеинструкции. В обоихэтихслучаяхстандартная процедура подсчета тестового балланеприменима и для определенияуровнякреативноститребуетсяповторноетестирование.

Такойпоказатель, как «гибкость», достаточнохорошоработает в субтесте «Параллельныелинии», гдетребуетсядорисовать до осмысленногоизображениядвенадцать пар параллельныхлиний. «Гибкость» в данномслучаеподразумеваетналичиеразличныхтиповизображений для каждойпарылиний и легкостьперехода от одного типа изображения к другому. В случае с различнымстимульнымматериалом, предлагаемым для дорисовки, такойпоказатель вряд лиосмыслен и при егоопределениикак «количестворазличныхкатегорийизображений» малоотличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемыйкак «тщательностьразработки рисунка, количестводополнений к основному рисунку и т.д.», характеризуетскореенекоторый «изобразительный» опытиспытуемого и определенныеличностныечерты (например, эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности. В данномвариантетестапоказатели «беглость» выполнения, «гибкость», «сложность» изображения, не используются.

Интерпретациярезультатовтестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от спецификивыборки, поэтомуадекватные и надежныевыводы об отдельномчеловекеможно получить только в рамках даннойвыборкиилисхожей с ней. В данномслучаепредставленынормы и атлас типичныхрисунков для выборкимолодыхменеджеров, и соответственноможнодостаточнохорошооцениватьневербальнуюкреативность людей такого илисхожегоконтингента. Есливыборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимоанализироватьрезультаты по всейновойвыборке и толькотогдадаватьзаключения об отдельных людях.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность – 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность – 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуація интерпретируется как уход от задания и оригинальносТЬ и знануникальным (ни на что в атласе не похожим). Оригинальность – 1,00. Шестой рисунок тьданного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и оригинальность 0,67. Таким образом, суммарный балл для данного протокола – 2,41 / 5 = 0,48.

При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. Так, для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный нами условно «облако». Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный материал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. В нашем случае оригинальность рисунка «облако», появившегося на второйк артинке, оценивается 0,00 баллами.

Индекс уникальности (количествоуникальных картинок) данного протокола – 1. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности.

Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80%. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, что примерно у 80% людей в данной (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. ОДНАКО ИНДЕКС УНИКАЛЬНОСТИ у него выше и только 20% имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, нас колько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и потому как вспомогательный используется индекс оригинальности.

Процентильная шкала

  1. – процент людей, результаты которых превышают указанныйуровень
  2. – значение индекса оригинальности
  3. – значение индекса уникальности
  0% 20% 40% 60% 80% 100%
  0,95 0,76 0,67 0,58 0,48 0,00
  4,00 2,00 1,00 1,00 0,00 0,00

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: