Фонарь (лантерна)
11 Купол
12 Барабан
13 Парус
D Особые детали
14 Окулюс (опейон)
15 Кессон
16 Аттиковый ярус
ЛЕМЕХ
[shingles; Spltzbrett n; petites lamelles (f, pl) (ecaillées) de bois couvrant des coupoles d'église] — небольшие деревянные дощечки, имеющие форму лопатки или плоской ступенчатой пирамидки, выполненные из осины. Лемех широко применялся в русском деревянном зодчестве для покрытия глав, шатров, барабанов и своим серебристым оттенком придавал строениям живописный вид.
Схема:
ЛОДЖИЯ
(итал.) [loggia; Loggie f; loge (f), loggia (f)] — включенное в общий объем здания помещение, которое вместо наружной стены имеет аркаду или парапет.
Лоджия Большого Царицынского дворца
Дворец Капитанио, Виченца. Лоджия. Архитектор - Андреа Палладио.
ЛОПАТКА
[pllaster, strip; Lisene f, Mauervorlage f, Pfeilervorlage f; pilastre (m) de mur, pllier (m) engage dans un mur et peu saillant] — характерный для древнерусского зодчества плоский вертикальный выступ стены без базы и капители, разделяющий стены фасада на прясла. Расположение лопаток на фасаде обычно отвечало внутренней планировке: они размещались по углам и в тех местах, где внутренние стены примыкали к наружным.
ЛЮКАРНА
(лат.) [lucarne; Lukarne f; lucarne (f)] — небольшое окно для освещения чердачного помещения.
Схема:
Ренессансная люкарна (Франция) Готическая люкарна (Франция)
ЛЮНЕТ, ЛЮНЕТТА
(франц.) [lunette; Lunette f; lunette (f)] — в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Люнеттами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах.
|
Аналогичные фрагменты фронтонов треугольной формы называются тимпанами. Иногда «тимпан» используется в качестве синонима «люнетты».
Понтормо. Люнетная фреска с изображением Вертумна и Помоны в Поджо а Кайано (1519-21).
Филипп Фейт. Семь лет великого изобилия. 1816—1817. Старая национальная галерея. Берлин
MEPЛУH
(франц.) [merlon; Mauerzacke f; merlon (m)] — часть парапета между окнами-бойницами, зубец крепостной стены или башни. См. Зубец.
МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ
[Moorish style; maurischer Stil; style (m) mauresque] — архитектурный cmиль, зародившийся в Испании в VIII в. при завоевании ее арабами, жившими в Африке, — маврами. Здания и сооружения этого стиля отличаются изяществом и благородством линий и пропорций. Для мавританской архитектуры характерно использование большого количества арок, причудливого сплетения арочных конструкций, опирающихся на стройные, изящные колонны из мрамора, гранита и других материалов. Усилению оригинальной архитектурной композиции зданий способствует лепной оекор, узорчатые панно. Со временем мавританская архитектура утратила присущую ей легкость и здания приобрели более массивный вид.
Триумфальная арка (Барселона)
Неомавританский павильон в одном из парков Севильи
МАЗАНКА
[mud-walled dwelling; Lehmhütte f; maisonnette (f) créple d'argile] — 1. постройка каркасного типа, где между столбами, связанными горизонтальными элементами — перекладинами, закладывают кирпичи и обмазывают их глиной; 2. всякое небольшое жилье (хижина), обмазанное глиной. Мазанковые строения первого типа были широко распространены в Петербурге при Петре I.
|
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ
[architectural details of urban environment; kleinere architektonische Formen; formes (f, pl) architecturales] — общее название различных сооружений небольших размеров, которые дополняют или детализируют архитектурные, градостроительные или садово-парковые композиции. К одной группе малых архитектурных форм относятся такие, которые предназначены для благоустройства города, улиц и площадей. Другая группа включает элементы декоративного убранства, играющие значительную роль в архитектурных и садово-парковых ансамблях. Это декоративные фонтаны, каскады, бассейны, парковые павильоны, ограды, балюстрады, трельяжи, перголы и т.д. Малые архитектурные формы, к которым могут быть отнесены мемориальные памятники, небольшие обелиски и другие уникальные сооружения, часто выполняют роль композиционных доминант городских ансамблей.
МАНСАРДА
(франц.) [attic floor, mansard; Mansarde f; mansarde (f)] — чердачное помещение под высокой ломаной крышей, которое используется в качестве жилого. Мансарды дают дополнительную площадь, а мансардные крыши оживляют силуэт здания, его внешний облик. Помещения получили свое название по имени французского архитектора Франсуа Мансара, разработавшего данный тип конструкции крыши
МАСКАРОН
(итал.) [masque, mascaron; Maskaron n; mascaron (m)] — применяемая в архитектуре в качестве декора рельефная скульптурная деталь в виде головы или маски, характерная для классицизма. Обычно маскароны размещали на замковом камне свода, арки, проема, на фризе, а также на каскадах и в настенных фонтанах.
|
МАСТАБА
(арабск.) [mastaba; Mastaba f; mastaba, monument de l'ancienne Egipte] — тип древнеегипетской монументальной гробницы. Наземная часть мастабы представляет собой прямоугольное в плане сооружение в виде относительно низкой усеченной пирамиды с гладкими стенами. Изнутри стены помещений были декорированы росписью и рельефами. Планировка мастабы довольно сложна: залы, кладовые и другие помещения соединялись многочисленными длинными узкими коридорами. Вертикальная шахта вела в подземную часть мастабы — погребальную камеру с несколькими помещениями.
Схема:
Мастаба Шепсескафа в Саккаре
МАШИКУЛИ
(франц.) [machicoulis; Maschikulus pl., Ausgußöffnungen pl, Pechnasenkranz m, Pechnasen pl.; machicoulis (m)] — навесные бойницы, располагавшиеся в верхних частях башен и крепостных стен. Довольно часто они имели зубчатое завершение. Помимо своего основного назначения — оборонительного — машикули использовались в качестве архитектурного декора.
Угловая башня древнерусской крепости (ок. XV в). Машикули выделены красным цветом.
МЕАНДР
(греч.) [meander; Mдander m, laufender Hund; méandre (m)] — известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента, представляющий собой ломаную под углом или кривую линию с завитками. Широко применялся в искусстве Древней Греции: получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Меандр широко применяли в качестве декора архитектурных сооружений в Древней Греции, в эпоху Ренессанса и классицизма.
В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.
МЕДАЛЬОН
(франц.) [medallion; Medaillon n; médaillon (m) ]— архитектурное украшение, представляющее собой орнаментальную или изобразительную композицию в круглом или овальном обрамлении. Медальоны широко применяли при декорировании стен зданий стиля барокко. Обычно медальон занимает середину фигурного картуша.
МЕЗОНИН
(итал.) [mezzanine, attic; Mezzanin n; mezzanine (m)] — неполная по высоте жилая надстройка верхнего этажа жилого дома, обычно над его средней частью.
Дом с мезонином. Москва, Пятницкая улица, первая половина XIX века
МЕТОПА
(греч.) [metope; Metope f; métope (f)] — небольшая плита, чаще всего квадратная, расположенная между двумя триглифами во фризе дорического ордера. Изредка метопы декорировали скульптурным рельефом или росписью.
Метопа Парфенона - битва кентавров с лапифами
МЕЧЕТЬ
(арабск.) [mosque; Mosche f; mosquete (f)] — мусульманский храм, основной тип которого сформировался в VII—VIII вв. С течением времени в разных странах под воздействием требований и традиций архитектуры его облик видоизменялся. Мечеть представляет собой прямоугольное в плане здание с двором, окруженным галереями и включенным непосредственно в композицию мечети. Просторный многонефный прямоугольный или круглый в плане зал перекрыт большим куполом. Часто нефы свободно открываются во двор. Одна из стен зала, в которой размещается михраб, ориентирована на Мекку. Богатый архитектурный декор, включающий большое количество полуколонн и аркатурных поясков, узорная кирпичная кладка, резной орнамент, мягкая цветовая гамма поливной керамики, мозаика, инкрустация, роспись составляют пышное убранство мечетей.
Примеры:
Мечеть Султан Ахмет, Стамбул
Мечеть Селимие в Эдирне Мечеть Омейядов в Дамаске была византийской церковью перед арабским завоеванием Сирии
МИНАРЕТ
(арабск.) [minaret; Minarett n; minaret (m)] — круглая или многогранная, часто с игловидным завершением высокая башня, стоящая рядом с мечетью или включенная в общий объем здания, служащая для призыва мусульман на молитву. Минареты имеют такой же богатый декор, как и мечети.
МИХРАБ
(арабск.) [mihrab; Mihrab m; mihrab (m), niche (f) au mur de la mosquee] — святилище, молитвенная ниша, устраиваемая в той стене мечети, которая обращена в сторону Мекки, где находится главная святыня мусульман — Кааба. Обычно михраб имеет полукруглый или многогранный план и завершается куполом или полукуполом. Архитектурный декор михрабов чаще всего состоит из полуколонок и архитектурных поясков. Кроме того, они украшены резным орнаментом, росписью, мозаикой.
МОДУЛЬ
(лат.) [module; Modul m; module m] — мера, условная единица, которую в архитектуре принимают для согласования между собой размеров отдельных частей здания или комплекса зданий и сооружений. Использование модуля дает возможность добиться стройности, соразмерности, гармоничности пропорций архитектурного сооружения. В различных странах в зависимости от композиции зданий и развития строительной техники за модуль принимались различные величины: диаметр колонны, ширина триглифа, диаметр купола, расстояние между осями колонн.
Пример: триглиф как один из архитектурных модулей
МОДУЛЬОН, МОДИЛЬОН Модульон
(франц.) [modillion; Modulor m, Modillon m; modillon (m), mutule (f)] — архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордеров; иногда модульон является просто декоративным элементом.
МОЗАИКА
(франц.) [mosaic; Mosaik f; mosaïque (f), marqueterie (f)] — изображение, составленное из отдельных кусочков одного или нескольких материалов (дерева, цветного стекла, камней), закрепленных в слое цемента, извести, мастики или воска. Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства. Мозаичные работы существовали уже в зданиях и сооружениях античного мира, где мозаика применялась в основном для украшения полов. В дальнейшем этот вид оекора широко используется в интерьерах, a также при отделке фасадов зданий различного назначения, особенно храмов. Так, хорошо известная мозаичная облицовка порталов, куполов мавзолеев и мечетей строго подчинена их архитектуре. Мозаичные композиции в сочетании с позолотой, лепкой, резьбой органически дополняли архитектурный декор христианских храмов, обогащая их интерьеры. В настоящее время мозаичные панно украшают помещения многих общественных зданий.
13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим