Работа с текстом художественного произведения.




Пополнение понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Говорение (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту.

Круг детского чтения.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня; определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

Класс

№п/п Тема Количество часов
  Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа «С чего начинается Родина» 1. М. Матусовский. С чего начинается Родина 2. В. Степанов. Что мы Родиной зовём 3. Пословицы и поговорки о Родине 4. Путешествие по страницам детского журнала «Большая переменка» «Русский язык – родной язык русского народа» 1. М. Крюков. Много языков на свете разных 2. О. Я. Яковенко. Русский язык 3. Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке 4. Пословицы и поговорки о языке и речи, о силе доброго и злого слова  
  Устное народное творчество Малые фольклорные жанры. Считалки, прибаутки. Заклички – приговорки, небылицы – перевертыши. «Водят мыши хоровод», «На улице», «Музыканты», «Коза – хлопота», «Совушка», «Скок – поскок», «Конь», «Зайка», «Гости», колыбельные. Сказки Русская народная сказка «Жихарка». Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев» (по выбору). Русская народная сказка «Утушка». Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля», «Про Яшку», «Про сороку и рака», «Про сову», «Пусть ворона мокнет» (по выбору)
  Тематические литературные произведения различных жанров Произведения о животных (2 ч.) 1. Детки в клетке. С.Маршак 2. Купанье медвежат. В.Бианки 3. Как волки учат своих детей. Л.Н.Толстой 4. Лиса Патрикеевна. К.Д.Ушинский 5. Кот Агапыч. Б.Емельянов 6. Буренушка. Народная песня 7. Кот. Г.Цыферов 8. Умирание ивы. В.Ерошенко (писатель Белгородчины) 9. Анютины встречи. Е.Дубравный (Белгородский писатель-современник) Произведения о детях (2 ч.) 1. Саша-дразнилка. Н.Артюхова 2. В полет. Г.Бойко 3. Спрятался. В.Голявкин 4. Арбуз. Л.Сергеев 5. Произведения из Белгородского областного журнала для детей и подростков "Большая переменка" 6. Аленкины удивленки. Е.Дубравный (Белгородский писатель-современник) Шкатулка смешинок. Л.Кузубов (Белгородский писатель-современник) Произведения о человеческих ценностях (2 ч.) 1. До первого дождя. В.Осеева 2. Смородинка. Е.Пермяк 3. Цветные мелки. Л.Сергеев 4. Только бы не закричать! Е.Ильина 5. Поссорились. А.Кузнецова 6. Сонечка. А.Барто 7. Произведения из Белгородского областного журнала для детей и подростков "Большая переменка" 8. Бодливая корова. В.Колесник (Белгородский писатель-современник) Произведения о труде и лени (2 ч.) 1. Катя. А.Барто 2. Чем болен мальчик. С.Маршак 3. Страшная история. Э.Успенский 4. Лялечка. А.Барто 5. Наташа и воротничок. И. Демьянова 6. Как Маша стала большой. Е.Пермяк 8 ч
  Творческая мастерская Проверочная работа. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык» Инсценирование русской народной сказки (по усмотрению учителя). 2 ч

Класс

№п/п Тема Количество часов
  Вводный урок курса литературное чтение на родном языке  
  О родной стране – России И.С. Никитин «Юг и север».  
  Устное народное творчество Шуточные русские народные песни для детей. Русские заклички, народные приметы  
  О детях и для детей С. В. Михалков «Фома», «Про мимозу». С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный» Э. Н. Успенский. Стихи для детей. «Матрёшка», «Смешной слонёнок» Н. Н. Носов «Прятки»  
  Мир сказок К. И. Чуковский «Чудо-дерево», «Цыплёнок» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку» А. Н. Толстой «Сорочьи сказки» Ф.И.Одоевский «Два дерева»  
  Животные – наши друзья Саша Чёрный «Маленький полотёр», «Про кота» В.И.Белов «Рассказы о всякой живности» В.П.Астафьев «Белогрудка»  
  Весна пришла Г. А.Скребицкий «Весне навстречу» К. Д. Бальмонт «Весна», «Праздник весны» Е. А. Благинина «Весна»  

Класс

№п/п Тема Количество часов
  Вводный урок курса литературное чтение на родном языке  
  Русские народные сказки Русская народная сказка «Хаврошечка» Русская народная сказка «Зимовье»  
  Времена года Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь» «Мир прекрасных сказок дня» (стихотворения Ю.Шкуты) В.В.Бианки. «Синичкин календарь» В.В.Бианки. «Лесная газета» В.Е.Молчанов. «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек» М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки». Ю.И.Макаров. «Лётчик»  
  Писатели – детям Сказки А.С.Пушкина А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин. «Сказка о золотом петушке» Басни И.А.Крылова И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль». Произведения Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой. Рассказы Л.Н.Толстой. Сказки, истории. Произведения К.Г.Паустовского К .Г.Паустовский. «Дремучий медведь» К.Г.Паустовский. «Стальное колечко» Сказки русских писателей А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Рассказы К.Д.Ушинского К .Д.Ушинский. «Как рубашка в поле выросла» К.Д.Ушинский. «Четыре желания»  
  Стихи и рассказы о детях и для детей Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака Стихотворения Ю.И.Макарова. Б.В.Заходер. «Занимательная зоология» Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном»  
  Наша Родина – Россия Стихотворения о Родине Моя малая Родина (стихотворения о Белгородчине) Рассказы о защитниках Родины. Их имена – наша гордость! (стихотворения М.Ф.Хорхординой, рассказы Л.Т.Кузубова, Б.И.Осыкова)  
  Детская периодическая печать По страницам детских журналов По страницам журнала «Большая переменка»  

Класс

№п/п Тема Количество часов
  Вводный урок курса литературное чтение на родном языке
  «Расскажу вам сказку…» Ю.М. Литвинов, В. Шаповалов (местные писатели) 2 ч
  «Люблю природу русскую…» (Зима) И. Чернявская, Е. Дубравный, В. Колесник, В. Черкесов, Н. Чернухин, Ю. Макаров (местные поэты). 1 ч
  «Русские писатели – детям» Б. Житков, А. Волков, Б. Заходер, А. Куприн, М Зощенко, Л. Пантелеев, Н. Сладков, И. Соколов – Микитов, К. Паустовский. 3 ч
  «Страна детства» Н. Носов, В. Драгунский, В. Осеева, А Гайдар, С. Михалков, Ю. Яковлев, К. Ушинский. М. Горький. 3 ч
  «Люблю природу русскую...» (Весна) А.К. Филатов, В Раевский, А Никитенко, Брагина Л., Н. Страхов, М.Н. Дьяченко (местные поэты). 1 ч
  «О братьях наших меньших» Е. Чарушин, В Бианки, В.П.Астафьев, М. Пришвин.
  «Суровые военные годы» В. Катаев, Б. Полевой, Л. Воронкова, Алексеев, С. Баруздин, В. Богомолов, А. Митяев, Л. Кассиль, А. Лиханов. 2 ч
  «Скоро лето» О. Сикарев, Л. Кузубов, Н. Дроздова, А. Алексейченко, Н. Молчан, Л. Неженцева (местные поэты)
  «Проверь себя» 1 ч

Планируемые результаты

Личностные результаты:

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;

• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);

• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.

Познавательные УУД

• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;

• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;

• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;

• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Коммуникативные УУД

• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;

• формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.

• строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

• воспринимать на слух различные виды текстов;

• различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;

• принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;

• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

• читать и понимать жанры устного народного творчества;

Обучающиеся получат возможность научиться:

• при чтении отражать настроение автора читаемого текста.

Обучающиеся научатся:

Творческая деятельность

• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;

• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя;

• соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

Обучающиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика:

• различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);

• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: