И развитие гидроэнергетики в Индии




В последние годы можно все чаще слышать о том, что пресная вода становится более и более значимым ресурсом. 2013 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом водного сотрудничества, а период 2005-2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни», с целью побудить все государства мира предпринимать активные действия по обеспечению для всех равного доступа к водным ресурсам и расширять сотрудничество в этой сфере.

Проблема совместного использования водных ресурсов особенно остро стоит в Южной Азии вообще и в Индии в частности. Большинство крупнейших рек ЮА — трансграничные. Бассейн Инда располагается на территории Индии и Пакистана, Индию и КНР связывает речная система Брахмапутры, Индия и Бангладеш имеют 54 трансграничных реки и т. д. Практически не существует действительно работающих международно-правовых документов, которые бы регулировали совместное использование вод трансграничных рек в Южной Азии. Эта ситуация провоцирует множество конфликтов в отношениях между странами, так как во многих случаях вопрос постоянного доступа к пресной воде и возможности ее использования является критически важным для выживания больших масс населения.

Реки могут использоваться не только как источник пресной воды для питья, бытовых нужд и сельского хозяйства. Важным является использование их гидроэнергетического потенциала. Высокие темпы развития экономики Индии обусловливают постоянно растущий спрос на электроэнергию. В этой связи становится в высшей степени актуальной проблема развития гидроэнергетики. Индия использует всего 15% от того энергетического потенциала, которым обладает (для сравнения, в Западной Европе этот показатель составляет 98%). Развитию этой отрасли энергетики препятствует в том числе и неурегулированность проблемы использования трансграничных рек государствами Южной Азии. Во многом по политическим мотивам такие страны, как Непал отказываются от сотрудничества с Индией в сфере развития свое гидроэнергетического потенциала, опасаясь попасть в зависимость от Индии как единственного покупателя электроэнергии, которая будет поставляться на экспорт.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие политических проблем в отношениях между странами Южной Азии, нерешенность вопроса об использовании трансграничных рек, отсутствие международно-правовых документов, регулирующих этот вопрос являются одним из факторов, тормозящих развитие гидроэнергетики как в Индии, так и в других странах ЮА.

В рамках доклада предполагается также рассмотреть несколько конкретных примеров гидроэнергетических проектов, осуществление которых осложняется наличием вышеуказанных проблем.

Н.К. Семенова (ИВ РАН)

Российско-индийско-китайское энергетическое сотрудничество в формате ШОС

В российско-индийско-китайском взаимодействии существует геополитическая дополняемость друг друга в Евразии. Для России, не имеющей с Индией общих границ, республика представляется одним из наиболее предпочтительных партнеров, с которым легко найти общий язык по глобальной и региональной, (включая и центрально-азиатскую) проблематике.

Дополнительными факторами евразийской дополняемости является желание обеих республик создать сеть новых энергетических и транспортных «коридоров», связывающих две страны на евразийском пространстве. Так, перспективным представляется участие России в проекте строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия. Причем, именно Индия была инициатором идеи российского участия. Известно также, что Индия готовит с Ираном новый транспортный проект, к которому должна подключиться и Россия: совместное строительство коридора «Север – Юг», который свяжет Азию и Европу и составит достойную конкуренцию коридору «Восток – Запад», построенному по инициативе США по Великому Шелковому пути через Баку, Тбилиси и Джейхан.

С другой стороны в сфере энергетической безопасности существует определенная конкуренция, прежде всего между огромными потребителями энергоресурсов – Индией и Китаем. Данную дилемму можно условно представить как соперничество – сотрудничество двух стран.

В. И. Сотников (ИВ РАН)

Состояние, проблемы и перспективы российско-индийского ВТС (по итогам экспертного совещания в РСМД, Москва, октябрь – ноябрь 2012 г.). Сотрудничество между РФ и Индией в области мирного использования атомной энергии.

Россия по-прежнему выступает основным экспортером вооружений и военной техники (ВиВТ) в Индию. На долю РФ в период 2008-2011 гг. пришлось 55,3% закупок Индии в данной сфере. Портфель заказов, сформированный на март 2013 г., составляет 10,3 млрд. долларов США.

I. В 2012 – 2015 гг. доля России на рынке вооружений Индии снизится до 37,5% при сохранении лидерства в абсолютном исчислении. Это связано с несколькими факторами:

а) Проводимой Индией политикой диверсификации закупок ВиВт;

b) Неспособностью РФ конкурировать с другими странами по всему спектру закупаемого ВиВт (в то время как Индия увеличивает количество областей ВТС);

c) Согласием наших основных конкурентов поставлять Индии лицензии на военное производство и самое современное вооружение (от чего они ранее отказывались).

II. ВТС с Индией может оказать благоприятное воздействие на промышленную структуру отечественной экономики вследствие длительности программ заказов и стабильно значительных объемов закупок. Необходим выход на индийский рынок с уникальными решениями и технологиями оперативного и субстратегического уровня (в сегменте ПРО, СПРН, АПЛ, ракетных технологий) и увязывание возможности таких поставок с закупками обычных вооружений. Кроме того, необходимо найти прорывную отрасль в военно-техническом сотрудничестве с Индией.

III. Россия по-прежнему способна успешно выходить на индийский рынок с предложениями и конкретными проектами в области мирного использования атомной энергии (проекты АЭС в Кундакуламе – I и II очередь, другие проекты). Однако после подписания знакового индийско-американского соглашения по сотрудничеству в области ядерной энергии и снятия возражений Группы ядерных поставщиков по широкому сотрудничеству с Индией (где Россия выступила в поддержку Индии) возможности РФ в данной области могут сужаться в силу проводимой Индией практики диверсификации партнеров по сотрудничеству в области строительства АЭС и мирного использования ядерной энергии, прежде всего, с США и Францией, а также Японией. Надежды на более низкую стоимость предлагаемых проектов строительства новых АЭС российскими компаниями (Росатом) нивелируются соображениями внутренней политики в Индии в тех штатах, где осуществляются такие проекты (как например, в Тамилнаду, где возникло широкое протестное движение против строительства АЭС, особенно после аварии на японской АЭС в Фукусиме). На наш взгляд, здесь также, как и в случае с ВТС, необходимо найти прорывные области российско-индийского сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, с учетом строгого соблюдения норм и правил МАГАТЭ и ГЯП, и возникающей острой конкуренции со стороны других поставщиков мирных ядерных технологий. РФ могла бы и дальше предлагать Индии коммерческие АЭС по конкурентоспособным ценам, чтобы закрепить за собой эту нишу российско-индийского сотрудничества; при этом необходимо предварительно проводить широкую информационную кампанию (со стороны Росатома, МИДа России и других организаций) для успешного участия российских атомоэнергетических компаний в тендерах на поставки АЭС, проводимых Индией, но не в ущерб возможной прибыли от таких поставок.

И. Р. Томберг (ИВ РАН)

Сланцевый бум и Индия 1. Общая характеристика явления - бум или революция?2. Сланцевый газ и сланцевая нефть.3. Влияние на Азию, прежде всего, Индия и Китай.4. Сланцевые перспективы Индии.

 

Ф. Н. Юрлов (ИВ РАН)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: