Практические задания
Задание № 1. Структура документа и ввод данных.
Первоначальное знакомство с табличным процессором MS Excel
Структура документа. Ввод данных. Работа с листами.
4. Познакомьтесь с автозаполнением ячеек константами, элементами прогрессий и элементами списков. Создайте на листе простую таблицу из 4 колонок и 10 строк:
Номер | ФИО | Группа | № телефона |
... |
‒ В окне открытого листа введите начальные значения создаваемого ряда прогрессии в первую ячейку и вторую ячейку диапазона.
‒ Выделите эти ячейки и наведите курсор на правый нижний угол выделенной зоны.
‒ Курсором в виде тонкого черного креста при нажатой ПРАВОЙ кнопке мыши протащите маркер заполнения по столбцу (вверх или вниз) или по строке (вправо или влево) и отпустите кнопку мыши.
‒ Сделайте нумерацию с шагом 1 и 2.
· Добавьте в таблицу после колонки Номер колонку Статус (друг, коллега и т.п.
5. Создайте таблицу
Акция | Январь | … | |
... |
· Протяните маркер автозаполнения на вправо при нажатой правой клавише мыши. Ячейки должны заполниться следующими названиями месяцев.
Задание № 2. Списки.
Методы обработки данных, организованных в списки.
Сортировка, редактирование, просмотр, поиск и извлечение данных в списках МS Excel.
1. Сортировка списка по строкам.
1.1. Введите таблицу, аналогичную приведенной на рис. 1.
Рис. 1
1.2. Пользуясь командой Главная – Редактирование – Сортировка и фильтр - Настраиваемая сортировка, отсортируйте список:
· по полу;
· по полу и должности;
|
· по полу, должности и году рождения.
Проанализируйте полученные результаты.
1.3. Пользуясь сортировкой и командой Данные – Структура – Промежуточные итоги, ответьте на вопросы а) - с).
a) Сколько Ивановых работают в фирме, и кто из них самый молодой?
b) Каков средний возраст мужчин и женщин, работающих в фирме?
c) Сколько в фирме менеджеров, инженеров, водителей и представителей других должностей?
2. Сортировка списка по столбцам.
2.1. Введите таблицу, представленную на рис. 2, на новый лист книги.
Рис. 2
2.2. Отсортируйте ее так, чтобы предметы (названия полей) располагались в алфавитном порядке.
В таблице поменять местами строки и столбцы. Для этого предусмотрена функция транспонирование. Необходимо выделить таблицу, которую будем транспонировать. Копируем в буфер обмена или просто жмем Ctrl+C. Ставим курсор в место, куда будем вставлять таблицу. На главной панели жмем на стрелку ниже кнопки " Вставить ", и в перечне функций находим пункт " Транспонировать ". Кликаем, и получаем необходимый нам вариант таблицы.
2.3. Выполните сортировки по столбцам.
2.3.1. Переставьте столбцы так, чтобы фамилии студентов расположились в обратном алфавитном порядке.
2.3.2. Переставьте столбцы так, чтобы в первых колонках были худшие учащиеся (с минимальным средним баллом).
2.3.3. Переставьте столбцы так, чтобы в первых колонках были учащиеся, хорошо успевающие по математике, но с провалами по физкультуре.
2.3.4. Переставьте столбцы так, чтобы фамилии студентов расположились в алфавитном порядке, снова транспонируйте таблицу и поместите ее, начиная с клетки A25.
|
4. Измените структуру таблицы пункта 1.
4.1. Введите дополнительное поле "Оклад" после поля "Пол" и заполните его осмысленными значениями.
4.2. После поля "Оклад" добавьте еще три поля: "Надбавки", "Налоги", "К выплате".
4.3. Установите надбавки в размере 1000 руб. женщинам старше 50 лет. Поиск соответствующих лиц выполняйте через форму.
4.4. В обычном режиме редактирования заполните поле "Налог" - 5% от суммы оклада и надбавки, если она не превышает порога в 10 000 тыс. руб., и 10%, если свыше. При заполнении поля используйте функцию ЕСЛИ.
4.5. Запишите формулу в поле "К выплате" ("Оклад" + "Надбавки" - "Налоги").
5. Предъявите результаты преподавателю.
Задание № 3. Фильтрация данных.
Возможности фильтрации табличных данных.
Фильтрация данных с помощью автофильтра.
Расширенная фильтрация и сложные критерии.
1. Фильтрация записей с помощью функции автофильтра.
1.1. Для выполнения задания скопируйте итоговый список сотрудников из Задания №1 в новую книгу.
1.2. Примените автофильтр, пользуясь командой Данные – Сортировка и фильтр - Фильтр, или Главная – Редактирование – Сортировка и фильтр – Фильтр, определите:
· сколько в фирме женщин и каков их средний заработок;
· каков суммарный заработок у менеджеров и инженеров;
· сколько сотрудников получают больше 3 000 руб., но меньше 10 000 тыс. руб. Сколько из них женщин;
· сколько сотрудников получают больше 10 000 руб. или меньше 3000 руб., и кто из них не получает надбавки.
Расширенная фильтрация.
Для активизации расширенной фильтрации воспользуйтесь командой Данные – Сортировка и фильтр – Дополнительно.
|
2.1. Для выполнения задания скопируйте "Ведомость оценок" (рис. 2), расположите ее в начале чистого листа; определите область критериев справа от таблицы.
2.2. Определив область для извлечения данных под таблицей, найдите студентов, имеющих:
· тройки по математике;
· тройки по математике или тройки по физике;
· двойку по любому предмету (хотя бы одну).
2.3. Извлеките данные о студентах, имеющих:
· средний балл меньше 4;
· средний балл больше, чем 3,5 и оценку по математике больше 3;
· средний балл не меньше, чем 4,5 или меньше 4, но по биологии - 5;
· средний балл больше, чем 3,5, но меньше 4[1].
2.4. Извлеките только фамилии студентов[2]:
· не имеющих двоек;
· имеющих хотя бы одну двойку.
· не имеющих двоек и имеющих средний балл не меньше 4;
[1] Реализацию логической функции И для данных одного столбца осуществлять повторным размещением в области критериев заголовка данного столбца.
[2] Для выполнения этого задания в ячейку, с которой будет начинаться область для извлечения данных, ввести название заголовка столбца "Фамилия".