Г) Аварии на гидродинамических объектах




Гидродинамический объект - искусственное гидротехническое сооружение или природное естественное образование, способное при разрушении напорных преград соз­давать волну прорыва в направлении нижнего бьефа. Бьеф - часть реки, канала, водохра­нилища и других участков поверхности вод, примыкающих к плотине, шлюзу и т.п. выше (верхний бьеф) или ниже (нижний бьеф) по течению.

Гидротехническое сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов или борьбы с разрушительным действием воды.

Поражающее действие волны прорыва гидродинамического объекта связано с распространением с большой скоростью воды, создающей угрозу возникновения техно­генной чрезвычайной ситуации. Параметр поражающего воздействия - скорость волны прорыва, глубина волны прорыва, темпера­тура воды, время существования волны прорыва. Характер воздействия поражающего фактора определяется гидродинамическим давлением потока воды, уровнем и временем затопления.

Объектами поражающего воздействия волны прорыва могут быть: население, городские и сельские строения, сельскохозяйственные и промышленные объекты, элементы инфраструктуры, домашние и дикие животные, окружающая природная среда.

Показателями последствий поражающего воздействия волны прорыва являются: число погибших, пораженных и пострадавших людей, время поражающего воздействия; площадь зоны воздействия; площадь зоны отселения или эвакуации; за­траты на проведение аварийно-спасательных работ; экономический ущерб; социальный ущерб; экологический ущерб.

Внезапное разрушение плотины Цимлянского гидроузла вызовет образование промоины глубиной 6 м ниже нормального подпорного уровня, с последующим выливанием воды и развитием прорана до основания плотины. Время полного опорожнения водохранилища составит 15 суток. Ожидается воз­никновение волны прорыва от плотины до устья р. Дон и образование зоны затопления протяженностью 312 км., общей площадью 5000 км2. В зону попадают 11 муниципальных образований (городской округ Батайск, районы:Цимлянский, Волгодонской, Константиновский, Семикаракорский, Усть-Донецкий, Октябрьский, Багаевский, Аксайский, Веселовский, Азовский) с населением - 240,6 тыс. человек.

Частично затапливаются 4 городских округа (Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Волгодонск и Азов).

Скорость перемещения фронта волны - 4,3 - 9,2 м/с.

Скорость течения во время прорыва - 4,0 - 6,0 м/с.

Ширина затопления поймы от 6 до 15,8 км.

Время добегания / высота волны:

в ст. РомановскаяВолгодонского района - 40 мин. / 27,6 м;

в г.Азове – 12 ч. / 4,6 м.

Время начала подъема уровня воды:

у створа г. Константиновска - 4 часа;

у створа г.Ростова-на-Дону - 12 часов.

Общие потери могут быть свыше 15 тыс. чел. днем и более 22 тыс. чел. - ночью, в том числе безвозвратных - днем более 6 тыс. чел., ночью более 17 тыс. чел.

Причинами прорыва гидротехнического или естественного сооружения могут быть природные явления (землетрясения, ураганы, обвалы, оползни, паводки, размыв фунтов и др.) и техногенные факторы (разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, нарушение режима водосбора и др.), а также диверсионные подрывы и применение средств поражения в военное время

д) Аварии на транспорте.

Аварии на авиатранспорте представляют собой наибольшую угрозу из-за однозначно катастрофической природы указанных чрезвычайных ситуаций. Любое чрезвычайное происшествие в летательном аппарате (самолете, вертолете), находящемся в полете, легко приводит к падению летательного аппарата, и, следовательно, к катастрофическим последствиям - взрыву, пожару, разрушению летательного аппарата в воздухе.

Аварии (катастрофы) на воздушном транспорте, как правило, сопровождаются многочисленными человеческими жертвами и зависят от надежности самолетов и профессионализма экипажей и диспетчеров. В апреле 2010 года из-за ошибки экипажа в непосредственной близости от аэродрома Северный (Смоленск) потерпел катастрофу самолет ТУ-154, в результате которой погибло высшее руководство Республики Польша.

Аварии на железнодорожном транспорте - чрезвычайные ситуации на железной дороге могут вызвать столкновения поездов, сход с рельсов, пожары и взрывы.

Непосредственную опасность для пассажиров будут представлять огонь и дым, если будет возгорание, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к травмам или гибели пассажиров. Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

В 1968 году близ ст.Белые Столбы под Москвой произошло лобовое столкновение пригородного электропоезда с грузовым составом. Погибло несколько десятков человек. В 1996 году у Тоцкого (Оренбургская область) и у Мокрого Батая (Ростовская область) произошли наезды локомотивов на автобусы, в результате чего погибли 23 и 21 человек соответственно. Перечисленные катастрофы - лишь часть происшествий на железнодорожном транспорте, имевших место в России.

Аварии в метрополитене - чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, террористических актов, пожаров, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути.

20 марта 1995 года в результате теракта (распыления отравляющих веществ) в метро г. Токио погибли 11человек и стали инвалидами 5 тыс. человек

29 марта 2010 года в результате теракта в московском метрополитене погибли 38 и ранены свыше 70 человек.

Аварии автомобильного транспорта (ДТП), хотя и являются самым распространенным видом аварий на транспорте, практически всегда являются ЧС локального характера, поскольку крайне редко затрагивают более пяти транспортных средств сразу и занимают большую площадь.

Ежегодно в РФ в автомобильных катастрофах погибает свыше 30 тыс. человек. Основные причины – нарушения ПДД (75%) и неудовлетворительное состояние дорог. Только в Ростовской области за 7 месяцев 2010 года из-за неудовлетворительного состояния дорог и улиц произошло 822 ДТП, в которых погибли 92 чел. и ранены 1321 (больше – только в Московской области – 1015 – 209 – 1321 соответственно).

Катастрофами судов изобилует и история российских военного, грузового и пассажирского флотов. Крупнейшей российской катастрофой с большим количеством жертв стал взрыв и гибель в Севастополе в 1916 году линкора "Императрица Мария".

Подобная катастрофа произошла в Севастополе и в 1955 году, когда (предположительно от взрыва оставшейся со времен Великой Отечественной войны мины) опрокинулся и затонул линкор "Новороссийск", что привело к гибели 608 человек.

В 1983 году на р.Волге в районе г.Ульяновска столкнулся с опорой моста речной теплоход "Суворов". При этом 175 человек погибли.

В 1986 году в районе Новороссийска столкнулся с сухогрузом и затонул, унеся с собой более 300 жизней, пассажирский теплоход "Адмирал Нахимов".

Несколько катастроф грузовых судов произошло из-за сильного шторма в Азовском море и Керченском проливе в 2007 году

Аварии и катастрофы на трубопроводах происходят ввиду изношенности трубопроводов, заводского брака при изготовлении труб и запорно-регулирующей аппаратуры, а также нарушений режима эксплуатации, непрофессионализма обслуживающего персонала.

В ряде случаев аварии случаются из-за несанкционированных врезок в магистральные трубопроводы. В 1989 году из-за разрыва продуктопровода вблизи железнодорожного полотна на перегоне Улу-Теляк - Казаяк (Башкирия) скопилось большое количество углеводородной воздушной смеси. При прохождении в этом месте встречных пассажирских поездов произошел сильнейший взрыв этой смеси. В результате с железнодорожных путей были сброшены 11 вагонов, 7 из которых сгорели полностью. Остальные 26 вагонов сильно обгорели внутри и снаружи. В этой катастрофе погибли, пропали без вести, умерли в дальнейшем в больницах почти 800 человек.

В 2009 году в Чертковском районе Ростовской области (н.п.Сохрановка) попытка несанкционированной врезки в нефтепровод произошла его разгерметизация и утечка нефти в объеме свыше 60 куб. м.

е)Аварии на коммунально-энергетических сетях включают в себя:

- аварии на электроэнергетических объектах (электростанциях, ЛЭП, трансформаторных, распределительных и преобразовательных подстанций с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя транспортных электрических контактных сетей);

- аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, в том числе на канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, на системах водоснабжения населения питьевой водой, в сетях теплоснабжения и на коммунальных газопроводах.

Предновогодние 2010 года аварии на распределительных электросетях ряда регионов Центральной России, вызванные обильными снегопадами и ледяным дождем, нарушили условия жизнедеятельности тысяч людей и объектов социальной сферы, привели к перебоям в работе железнодорожного и воздушного транспорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: