Ортодоксальное кейнсианство




Кейнс

Дж. М. Кейнс внес самый значительный и до сих пор вызывающий споры вклад в развитие экономической мысли XX в. Его называли отцом макроэкономики, хотя и до него многие ученые активно занимались решением макроэкономических проблем. Значение его теоретических работ заключалось в том, что он смог оценить не-нейтральность монетарных факторов экономики и использовать их для объяснения принципов ее функционирования. Прежние экономические доктрины рассматривали деньги лишь в качестве удобного промежуточного средства для использования в процессе обмена товаров: в лучшем случае они не имели никакого воздействия на экономику, в худшем же влияли на колебания цен, которые считались временным явлением, при этом экономика считалась устойчивой сама по себе и способной возвращаться к состоянию полной занятости.
Исследования Дж. М. Кейнса впервые позволили объяснить, почему безработица не всегда является следствием ошибок или недостаточной выдержки предпринимателей, а может быть результатом их разумного выбора. Он указывал, что издержки увеличения занятости растут быстрее доходов от возросшего сбыта продукции; поэтому становится невыгодным наращивать производство и повышать занятость сверх определенного уровня, который оказывается ниже уровня полного отсутствия безработицы. Так как подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока ее не изменит вмешательство внешних сил, то мы будем иметь состояние равновесия в условиях безработицы несмотря на то, что все агенты делают для себя все возможное в условиях тех ограничений, с которыми они сталкиваются. Возможно, наиболее важным для бизнеса и менеджмента является утверждение о последствиях индивидуальных действий, которые невозможно предсказать: инвестиции не обеспечивают ожидавшихся доходов не потому, что их осуществление оказалось неоправданным, а по той причине, что они делаются “в неудачное время” (когда, например, другие люди не делают инвестиций и, таким образом, поддерживают спрос на товары, а также на свои собственные свободные средства).

Монетарный аспект теории Дж. М. Кейнса связан с конкретной ступенью институционального развития общества. В отличие от классической теории процентной ставки, которая базируется на понятиях потоков сбережений и инвестиций, теория Дж. М. Кейнса признает важность для развитых экономик вторичных рынков финансовых активов, что является логичным и чрезвычайно значительным шагом в развитии экономической мысли. Эти рынки позволяют индивидам приобретать требования на прибыли предприятий не подвергаясь рискам, имеющих отношение к предпринимателям, которые оказываются “привязанными” к своим инвестициям и должны управлять предприятиями для получения прибылей, поскольку, не получая прибылей, они могут оказаться банкротами. Финансовые требования являются ликвидными для каждого их индивидуального владельца, но, разумеется, не могут быть ликвидными для всех владельцев одновременно. Доход индивида, владеющего этими требованиями финансового рынка, определяется разницей между долгосрочными прибылями, ожидаемыми от управления предприятием, и нормой прибыли игроков финансового рынка.

Сраффа

Стандартная система во многих отношениях похожа на систему пропорционального роста фон Неймана, однако в теоретической схеме Сраффы это понятие служит вспомогательным средством анализа.15 Оно возникает лишь в связи с необходимостью исследовать свойства стандартного товара. С помощью понятия стандартной системы Сраффа взялся за решение давней проблемы, волновавшей классиков, и особенно Давида Рикардо: как определить соотношение между величиной совокупной прибыли и совокупного капитала, если распределение дохода меняется? Чтобы справиться с этой проблемой, классики пытались выразить норму прибыли как отношение чисто физических величин.16 Так же поступает и Сраффа. Если ставку заработной платы измерить с помощью стандартного товара, то и прибыль автоматически выразится в терминах стандартного товара, в то время как средства производства в стандартной системе (согласно определению) представляют собой определенное количество того же самого совокупного товара. Следовательно, норма прибыли в рамках стандартной системы есть отношение двух различных количеств одного и того же совокупного (стандартного) товара.17 Используя понятие стандартного товара, Сраффа как раз и вскрывает условия, при которых норма прибыли определяется как отношение двух физических величин. Это можно рассматривать как "физический аналог" общего решения проблемы, предложенного Сраффой,- решения, которое, как мы видели, требует одновременного определения нормы прибыли и структуры относительных цен.

Ортодоксальное кейнсианство

В нем выделяется течение ортодоксальных кейнсианцев, считающих себя главными хранителями концепции Дж. Кейнса. Этот вариант разрабатывался такими известными экономистами, как Э. Хансен, Дж. Хикс, С. Харрис, П. Самуэльсоном и др. Непосредственным воплощением кейнсианской ортодоксии явилась прежде всего инвестиционная теория цикла, составившая основу антициклического регулирования экономики, ориентирующая на гибкое использование доходов и расходов бюджета в связи с изменением конъюнктуры, налоговой системы, выплат по социальному страхованию и др. Ортодоксальное кейнсианство включилось также в решение проблемы экономической динамики. В дальнейшем кейнсианская ортодоксия пошла по пути интеграции с неоклассической теорией, в результате чего появился неоклассический синтез Пола Самуэльсона, сформировавшего модель смешанной экономики. Новая концепция базировалась на соединении кейнсианства с традиционными положениями неоклассицизма. Этот ортодоксальный вариант включил, с одной стороны, инструментарий кейнсианской теории с бюджетными, налоговыми, финансово-кредитными методами государственного регулирования экономики, а с другой — ориентировал на более строгий учет и широкое использование рыночных условий (конкуренция, динамика цен и др.)

Эффективный спрос

Понятие эффективный спрос заимствовано в английском языке как базовое понятие и принцип экономики Кейнса.

 

Содержание понятия.

Эффективный спрос – спрос, определяемый такими потребительскими и инвестиционными расходами, которые создают равную им величину дохода для собственников факторов производства.

 

Самое короткое определение.

Эффективный спрос – спрос, обеспеченный доходами.

 

Возможно, что более точный перевод английского "effective demand" был бы не калькированный перевод - "эффективный спрос", а перевод, учитывающий первичное значение слова "эффективный". В этом случае эффективный спрос – это фактический спрос, то есть спрос, "сделанный" доходами, что полностью соответствует этимологии слова эффективный.

 

Эффективному спросу противостоит потенциальный спрос.

Потенциальный спрос – спрос на желаемые товары и услуги, не обеспеченный способностью к их приобретению. Отсюда особенность потенциального спроса – он не может быть доведен до производителя через механизм цен.

 

Последствия эффективного спроса.

Совокупные доходы равны совокупным расходам, сбережения – инвестициям.

 

Особенность эффективного спроса.

Эффективный спрос и соответствующий ему объем производств меньше спроса и объема производства, которые существовали бы в условиях полной занятости. Причина – обычный психологический закон, который можно рассматривать как основной психологический закон экономики.

 

Основной психологический закон экономики.

С ростом доходов растут и потребительские расходы, но растут в меньшей степени. Причина – стимулы субъективного характера, которые, по Кейнсу, "могут быть названы Осторожностью, Предусмотрительностью, Расчетливостью, Стремлением к лучшему, Независимостью, Предприимчивостью, Гордостью и Скупостью".

 

Последствия основного психологического закона.

Совокупная продукция будет превышать желание общества потреблять при данной занятости, выручка предпринимателей будет ниже той, которая необходима, чтобы вызвать у них стремление к достижению этого уровня занятости. Равновесная занятость оказывается ниже полной. Появляется вынужденная безработица, занятость оказывается не полной.

 

Отсюда два синонимичных названия кейнсианской экономики – экономика эффективного спроса и экономика неполной занятости.

Эффект дохода

Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то осавшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствии этого увеличится спрос.

Эффект замещения

Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: