Проект «Школа логопедической помощи
Детям дошкольного возраста с интеллектуальными и сенсорными нарушениями
в детских садах Вологодской области «Логопеды – детям!»
РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Консультация для родителей
Тема: «Развитие речевого дыхания. Игры и упражнения»
Форма проведения: очная
Дата проведения: 2.12.2021
Клокова Наталья Александровна, учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад № 85» г. Череповец
г. Череповец
Цель: ознакомление родителей с особенностями речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями речевого дыхания у детей.
2. Познакомить родителей с трудностями в речевом дыхании детей.
3. Предложить игры и упражнения по развитию речевого дыхания у детей данного возраста.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Развитие речевого дыхания. Игры и упражнения», памятка для родителей "Формирование речевого дыхания. Игры и упражнения".
Содержание консультации
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.
Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.
Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звуко-образование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.
Неправильное речевое дыхание нередко приводит:
— к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
— позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);
— ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
— в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
— неправильному использования интонационных средств выразительности;
— нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
Правила при выполнении упражнений:
1. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
2. Данные игры и упражнения могут быть использованы в проведении как индивидуальной, так и подготовительной и фронтальной работы с детьми.
3. Для проведения игр и упражнений для развития речевого дыхания рекомендуем следующее:
· правильно определить задачи в зависимости от возраста и нарушений речевого дыхания;
· подобрать игры и упражнения с учетом возраста и нарушений;
· занятия проводить:
- с небольшими группами (не более 10 детей);
- с подгруппами (не более 4-5 детей);
- индивидуально.
· проводить занятия 2-3 раза в неделю, в утренние часы (до завтрака), или вечером после дневного сна;
· должно быть, четкое объяснение и показ взрослым;
· продолжительность дыхательных игр и упражнений ограничивается 1-2 минутами во избежание головокружения;
· упражнения на дыхание повторяются 2-3 раза;
· длительность выдоха должен соответствовать возрасту ребенка (младшим – до 3 слов на 1 выдохе, старшим – 5-6 слов);
· необходимо следить за постепенностью усложнения игр и упражнений;
· в целях получения наилучших результатов нужна совместная деятельность с родителями;