Кто такие «обладатели власти»?




Использованное в айате выражение ’ули-ль-амр относится исключительно к безгрешным Имамам(мир им!), единственным, кого Аллах и Его Посланник (да благословит Аллах его и род его!) наделили правом осуществлять руководство всеми материальными и духовными аспектами жизни мусульманской общины. Такая трактовка находит подтверждение в тридцати трех достоверных хадисах, содержащихся в «Тафсир аль-бурхан», том 1, стр. 381.

Естественно, что в конкретных условиях повиноваться следует и тем, кто занимает высокие должности и руководящие посты в мусульманском обществе. Это повиновение обусловлено не тем, что они принадлежат к числу «обладателей власти», а в силу того, что они считаются представителями последних.

Пояснения

1. Абсолютное подчинение Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) и «обладателям власти» символизирует собой непогрешимость этих великих людей. Поэтому любое широкое понимание выражения « обладатели власти»не имеет под собой никаких оснований, за исключением тех случаев, когда человек, о ком так говорят, действительно непогрешим.

2. Повторение слова «ати‘у » (повинуйтесь) связано с различием в характере издаваемых повелений. Иногда святой Пророк (да благословит Аллах его и род его!) объявлял людям повеления Аллаха, иногда – правительственные указы, поскольку был одновременно и Пророком (да благословит Аллах его и род его!) и земным правителем.[80]

3. В контексте требования подчинения и покорности «обладателям власти» упоминаются сразу вслед за Аллахом и Посланником (да благословит Аллах его и род его!). Это значит, что тот, кому принадлежит власть повелевать мусульманами, должен обладать высочайшей степенью святости. Как уже говорилось в комментарии к данному айату, многочисленные предания подтверждают, что слова «обладатели власти» подразумевают Ахл аль-бейт(мир им!).

4. Люди должны принять исламскую систему правления и поддерживать своих духовных лидеров и словом, и делом.

5. В повиновении следует соблюдать следующую иерархию: Аллах, Посланник (да благословит Аллах его и род его!), « обладатели власти».

6. Говоря о бунтарях, расточителях, заблудших, невеждах, тиранах и прочих нечестивцах, Коран повелевает: «Не поддавайтесь…», «Не подражайте…» Отсюда следует вывод: слово «ати‘у » (повинуйтесь) подразумевает того, кому надо повиноваться.

7. Если все люди согласятся принять Коран и учение Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в качестве надежного свидетельства, то разногласия будут устранены и воцарятся мир и согласие.

8. Те, кто отвергает повеления Аллаха, Посланника (да благословит Аллах его и род его!) и «обладателей власти», должны подвергнуть сомнению и свою собственную религию, если они действительно стремятся уверовать в истину.

«Обладатели власти» – это двенадцать преемников Пророка (да благословит Аллах его и род его!), о которых говорится во многих преданиях:

لاَ يَزَالُ الدِّينُ قَائِمًا حَتَّى تَقُوم السَّاعَةُ أَوْ يَكُون عَلَيْكُمْ إِثْنَا عَشَرَ خَلِيفَةً كُلُّهُمْ مِنْ قُرَيْش

«Эта религия будет стойкой до тех пор, пока не наступит [Судный] Час, и закончится [правление] двенадцати халифов, все они из курайшитов» [81].

Также Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) сказал:

أَنَا سَيِّدُ النَّبِييِّنَ وَ عَلِيّ بن أَبِي طَالِبٍ سَيِّدُ الْوَصِييِّن وَ إِنَّ أَوْصِيَائِي بَعْدِي إِثْنَا عَشَرَ أَوَّلُهُمْ عَلِيّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ وَ آخِرُهُمْ الْمَهْدِي

«Я – господин всех пророков, Али – господин всех преемников. Поистине, преемников у меня двенадцать, первый из них Али, а последний – Махди» [82].


Рассказ № 28

Удивительное великодушие

 

В Священном Коране говорится:

﴿الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلاَنِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾

«Тем, кто и днем и ночью, тайно и явно тратит имущество свое [во имя Бога], уготована им награда около их Господа. Нечего страшиться им, и не будут опечалены они» [83].

Во многих суннитских сборниках хадисов и комментариях к Корану говорится о том, что данный айат был ниспослан в связи с благородным поступком его светлости Али(мир ему!). Однажды у него осталось при себе только четыре серебряных монеты, которые он раздал беднякам: одну монету - днем, вторую - ночью, третью - на виду у всех, четвертую - тайно.[84]

Да, этот айат был ниспослан в связи с великодушным поступком Имама Али(мир ему!), однако в нем обещана награда Господа всем тем, кто следует его примеру. Такие люди не боятся бедности в земной жизни, поскольку уповают на Аллаха, верят в Его обещания и не жалеют о своем имуществе, розданном нуждающимся, так как прежде всего озабочены тем, чтобы порадовать своего Господа и удостоиться в Иной жизни вознаграждения за свою сегодняшнюю бескорыстную благотворительность.


Рассказ № 29

Несравненная вера

 

В Священном Коране говорится:

﴿أَفَمَن كَانَ مُؤْمِناً كَمَن كَانَ فَاسِقاً لاَ يَسْتَوُونَ﴾

«Heyжeли тoт, ктo вepyeт, пoдoбeн тoмy, ктo распутен? – нe paвны oни!» [85]

В комментариях многих суннитских ученых, в толковании данного айата, приводится следующее:

Однажды Валид ибн ‘Акаба с гордостью и высокомерием заявил Имаму Али(мир ему!): «Мой язык красноречивее твоего, мое копье острее твоего и в сражении я храбрее тебя!» Али(мир ему!) ответил: «Помолчи, поистине, ты нечестивец!» В это время Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!) был ниспослан данный айат, который подтвердил высокое положение Али(мир ему!) и нечестивость Валид ибн ‘Акаба[86].

Да, ничто не сравнится с искренней верой. Али(мир ему!) первый, кто откликнулся на призыв Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) и принял Ислам. В хадисе от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) сказано:

... إِنَّهُ لَأَوَّلُ أَصْحَابِي إِسْلاَمًا وَ أَكْثَرُهُمْ عِلْمًا وَ أَعْظَمُهُمْ حِلْمًا

«…Поистине, он (т.е. Али) первый из сподвижников, принявших Ислам, обладающий большим знанием и терпением» [87].


Рассказ № 30

Преуспевшие в Судный день

 

В Священном Коране говорится:

﴿لاَ يَسْتَوِي أَصْحَابُ النَّارِ وَأَصْحَابُ الْجَنَّةِ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمُ الْفَآئِزُونَ﴾

«He paвны oбитaтeли oгня и oбитaтeли paя. Oбитaтeли paя, oни – преуспевшие» [88].

О ниспослании данного айата, Джабир ибн ‘Абдулла рассказывает следующее предание: «Мы были около Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), когда вошел Али ибн Аби Талиб(мир ему!). Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) сказал: “Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, что этот человек и его шииты (т.е. последователи) – преуспевшие в Судный день” ».

Также Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал Али(мир ему!):

أَنْتَ وَ شِيعَتُكَ تردونَ عَلَى الْحَوْضِ رواةً مَسْرُورِينَ مُبْيَضَّة وُجُوهكُمْ وَ إِنَّ عَدُوَّكَ يَرِدُونَ عَلَى الْحَوِضِ ظِمَاءً مُقْمِحِينَ

«Ты и твои шииты войдете к источнику [в Судный день] утолившими [жажду], радостными, с осветленными лицами. Поистине, твой враг, войдет к источнику, в жажде и огорчении» [89].

Эти предания также свидетельствуют о том, что термин «ши‘а» (шиит) был впервые применен самим Пророком (да благословит Аллах его и род его!) для обозначения тех, кто следовал пути Повелителя правоверных Али(мир ему!).

Таким образом, всякий, кто желает обрести райскую жизнь и преуспеть в Судный день, должен быть последователем Али(мир ему!).


Рассказ № 31

Необычайная сила знания

 

В Священном Коране говорится:

﴿وَيَقُولُ الَّذِينَ كَفَرُوا لَسْتَ مُرْسَلاً قُلْ كَفَى بِاللَّهِ شَهِيداً بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ وَمَنْ عِندَهُ عِلْمُ الْكِتَابِ﴾

«И гoвopят тe, кoтopыe нe вepили: "Tы - нe пocлaнный!" Cкaжи: "Дoвoльнo Aллaxa свидeтeлeм мeждy мнoй и вaми и тoгo, y кoгo знaниe Писания!"» [90]

Об обстоятельствах ниспослания данного айата говорится, что неверующие стали отрицать пророчество Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) и заявляли, что он лжец. В ответ им был ниспослан этот айат. Когда у Посланника Аллаха спросили, кто тот человек, который знает Писание, он ответил, что это его брат, Али ибн Аби Талиб(мир ему!)[91].

В суре Ан-Намль (Муравьи) есть рассказ о том, как Пророк Сулейман(да будет мир с ним!), узнав о том, что где-то далеко есть народ, поклоняющийся солнцу, и ими правит царица Савская, у которой есть великий трон, приказывает доставить ее трон:

﴿قَالَ يَآ أَيُّهَا الْمَلَؤُا أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَن يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ. قَالَ عِفْرِيتٌ مّـِنَ الْجِنّ‌ِ أَنَاْ ءَاتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنّـِي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ. قَالَ الَّذِي عِندَهُ عِلْمٌ مّـِنَ الْكِتَابِ أَنَاْ ءَاتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن يَرْتَدَّ إِلَيْكَ طَرْفُكَ فَلَمَّا رَءَاهُ مُسْتَقِرّاً عِندَهُ قَالَ هَذَا مِن فَضْلِ رَبّـِي لِيَبْلُوَنِي ءَأَشْكُرُ أَم أَكْفُرُ وَمَن شَكَرَ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ رَبّـِي غَنِيٌّ كَرِيمٌ﴾

«Oн (т.е. Пророк Сулейман (да будет мир с ним!)) cкaзaл: "O, знaть, ктo из вac пpидeт кo мнe c ee тpoнoм, пpeждe чeм oни пpидyт кo мнe пoкopными?"

Cкaзaл Ифpит из джиннoв: "Я пpидy к тeбe c ним, пpeждe чeм ты вcтaнeшь co cвoeгo мecтa; я вeдь для этoгo cилeн и вepeн".

Cкaзaл тoт, y кoтopoгo былo знaниe из Писания: "Я пpидy к тeбe c ним, пpeждe чeм успеешь моргнуть". Koгдa жe oн yвидeл eгo yтвepдившимcя y ceбя, тo cкaзaл: "Этo – из милocти Гocпoдa мoeгo, чтoбы иcпытaть мeня – бyдy ли я блaгoдapeн или нeвepeн. Kтo блaгoдapeн, тoт блaгoдapeн для caмoгo ceбя, a ктo нeвepeн - Гocпoдь мoй Бoгaт, Милocтив"» [92].

Как явствует из этих айатов, один из приближенных Пророка Сулеймана(да будет мир с ним!), имя которого, согласно преданиям, было Асиф ибн Бархия, у которого было частичное знание из Писания, доставляет трон царицы Савской за одно мгновение, прежде чем успел моргнуть Пророк Сулейман (да будет мир с ним!).

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, какой силой обладал Имам Али(мир ему!), у которого было все знание Писания, о чем было сказано в первом айате данного рассказа.

 


Рассказ № 32

Смысл изобилия

 

В Священном Коране говорится:

﴿إِنَّآ أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ. فَصَلّ‌ِ لِرَبّـِكَ وَانْحَرْ. إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الاَبْتَرُ﴾

«Воистину, Мы даровали тебе [,Мухаммад,] Каусар. Так помолись же Господу твоему и закалывай [жертвенное животное]. Воистину, твой ненавистник – он [сам] абтар (т.е. куцый)».[93]

Слово «каусар» имеет очень широкий спектр значений, попадающих под общее определение «изобилие», что можно подтвердить многочисленными примерами. Многие богословы считают, что Фатима Захра(мир ей!) явила собой один из наиболее удачных примеров, иллюстрирующих смысл этого слова, поскольку обстоятельства ниспослания суры связаны со злословием врагов на святого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в связи с отсутствием у него потомков. Коран дает достойный ответ выпадам врагов святого Пророка (да благословит Аллах его и род его!).

Слово «Каусар» относится здесь к Фатиме Захре(мир ей!), давшей жизнь тысячам и тысячам потомков Пророка (да благословит Аллах его и род его!), которые рассеялись по всему миру, проповедуя и храня его учение. Никто не может оспорить тот факт, что количество потомков повелителя правоверных Али(мир ему!) и Фатимы(мир ей!) так велико, что не поддается точному подсчету. Среди признанных потомков святого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) множество великих богословов, ученых, писателей, толкователей Корана, правоведов, передатчиков преданий и выдающихся деятелей, оставивших после себя ценнейшие труды, заслуживших громкую славу и укреплявших дело ислама пожертвованиями и самоотверженным трудом.

Здесь уместно будет обратиться к интересным мыслям из комментариев Фахра Рази к слову «каусар»: “Эта сура была ниспослана, чтобы отмести упреки врагов в адрес святого Пророка (да благословит Аллах его и род его!), укорявших его отсутствием наследников. Этой сурой Аллах сообщает, что дарует ему потомство, которое не затеряется в веках. Обратите внимание, что, хотя многие из семейства Пророка (да благословит Аллах его и род его!) пали мученической смертью, его род славен и поныне. В то же время сегодня не осталось ни одной достойной упоминания личности из рода Омейядов, выступавших в свое время против ислама. А дело Пророка (да благословит Аллах его и род его!) продолжено усилиями множества славных потомков, среди которых Бакир, Садык, Риза, Нафс Закиййа (мир им!)[94] и многие, многие другие”. [95]

Таким образом «каусар» – это прежде всего «многочисленность потомков Пророка (да благословит Аллах его и род его!)» по линии его дочери Фатимы Захры (мир ей!). Они напоминают нам (и будут напоминать вплоть до наступления Судного дня) о святом Пророке (да благословит Аллах его и род его!) и его благочестивой семье (мир им!).


Рассказ № 33

Что значит «уверовавшие»?

 

В Священном Коране говорится:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ إِنَّ اللّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ﴾

«О, уверовавшие! Обретайте поддержку (Аллаха) в терпении и молитве. Воистину, Бог – с терпеливыми».

Выражение «йа’айухаллязина аману» (О, уверовавшие!) адресовано всем тем, кто обрел веру во всей ее полноте, и в первую очередь это относится к Повелителю правоверных Имаму Али(мир ему!) и остальным безгрешным Имамам(мир им!). Эта мысль повторяется во многих мусульманских преданиях, в частности, в одном из них Ибн Аббас приводит такие слова святого Пророка (да благословит Аллах его и род его!): «Не было ни одного откровения со словами «О, уверовавшие», в котором Али не подразумевался бы как самый первый и самый главный из них». [96]

Вдохновляющее, исполненное уважения обращение «йа ’айухаллязина аману » (О, уверовавшие!) встречается в Коране 80 раз.

В другом предании Акрама приводит слова самого Ибн Аббаса: «Все ниспосланные Аллахом айаты Корана со словами 'О уверовавшие' адресованы прежде всего Али ибн Аби талибу (мир ему!) как первому и самому главному из них». [97]

Конечно, чем выше степень веры, чем она полнее, тем более ясно и очевидно понимание содержания айата.


 

Рассказ № 34

 

Кто такие «Люди Зикра»?

 

 

В Священном Коране говорится:

 

﴿... فَسْأَلُوا أَهْلَ الذّ‌ِكْرِ إِن كُنتُم لاَ تَعْلَمُونَ﴾

«...Если вы не знаете этого, то спросите людей Зикра (упоминания)». [98]

 

Этот айат из Священного Корана призывает верующих обращаться к людям «зикра », то есть к мудрецам и ученым мусульманской Уммы (общины), чтобы они, случись у тех затруднение, помогали им отличать правое от неправого. Ведь Аллах, наделив их знанием, специально избрал для этой цели. Таким образом, толкование Корана доступно лишь тем, кто сведущ в его знании.

 

Этот айат был явлен для того, чтобы представить верующим членов семейства Пророка (да благословит Аллах его и род его!), а именно, самого Мухаммада, Али, Фатиму, Хасана и Хусейна(мир им!), которых называют пятью божественными светочами, известными еще как “ ’ал-и аба”, и к которым затем были причислены еще девять благословенных потомков имама Хусейна(мир им!). Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) в зависимости от обстоятельств называл их направляющими Имамами, светилами во мраке, сведущими в знаниях, кому Всевышний и Всемогущий Аллах даровал Знание Священной Книги.

 

факты, изложенные в многочисленных преданиях, были скрупулезно выверены и подтверждены последователями Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), начиная с тех, кто жил в эпоху ниспослания Корана, и до наших современников.

В трудах суннитских богословов и толкователей Корана признается, что упомянутый айат был ниспослан об Ахл аль-бейт и посвящен именно им.[99]

в свете этих реальностей нам и следует представлять себе членов Непорочного семейства, Ахл аль-бейт(мир им!), применяя их поучительные наставления к собственным поступкам.

Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) о своем семействе говорил:

نَحْنُ أَهْلُ الْبَيْتِ لاَ يُقَاسُ بِنَا أَحَدٌ مِنَ النَّاسِ

«Мы – Ахл аль-бейт, не сравнится с нами никто из людей» [100].

خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لَأَهْلُ بَيْتِي مِنْ بَعْدِي

«Воистину, наилучшим среди вас после меня является мое семейство» [101].

Люди Зикра, т.е. семейство Пророка (да благословит Аллах его и род его!) – это наилучшие образцы во всех жизненных аспектах для правоверных. Следуя этим безупречно чистым людям(мир им!), верующие смогут обеспечить свое счастье в этом и загробном мирах.


Рассказ № 35

Единственный исполнитель айата

 

В Священном Коране говорится:

﴿يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا إِذَا نَاجَيْتُمُ الرَّسُولَ فَقَدّ‌ِمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَةً ذَلِكَ خَيْرٌ لَكُمْ وَأَطْهَرُ فَإِن لَمْ تَجِدُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ﴾

«O, вы, кoтopыe yвepoвaли! Koгдa бeceдyeтe втaйнe c Пocлaнникoм, тo дайтe пepeд вaшeй бeceдoй милocтыню. Этo лyчшe для вac и чищe. A ecли нe нaйдeтe, тo, поистине, Aллax – Пpoщaющий, Милocтивый!» [102]

Об обстоятельствах ниспослания этого айата говорится, что к Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!) приходили богачи и вели с ним беседы втайне. Следовательно, это забирало драгоценное время Пророка, а также вызывало недовольство бедных. Всевышний ниспослал данный айат, в котором указал всем давать милостыню бедным каждый раз, когда захотят побеседовать в тайне с Пророком (да благословит Аллах его и род его!). После этого сподвижники перестали беседовать втайне с Пророком. Лишь Али(мир ему!), воспользовавшись предоставленной возможностью, каждый раз перед беседой с Пророком подавал милостыню беднякам и извлекал большую пользу от беседы с Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и род его!).

Спустя некоторое время, Всевышний ниспослал айат, в котором отменил это предписание, упрекнув тех, кто из-за боязни дать милостыню, перестал беседовать с Пророком (да благословит Аллах его и род его!):

﴿ءَأَشْفَقْتُمْ أَن تُقَدّ‌ِمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَاتٍ فَإِذْ لَمْ تَفْعَلُوا وَتَابَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ فَاَقِيمُوا الصَّلاَةَ وَءَاتُوا الزَّكَاة َوَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ﴾

«Paзвe вы бoитecь дo вaшeй бeceды дать милocтыню? Ecли жe вы этoгo нe cдeлaли и Aллax oбpaтилcя к вaм [с милостью], тo выcтaивaйтe мoлитвy, и дaвaйтe закят, и пoвинyйтecь Aллaxy и Eгo Пocлaнникy. И Aллax Свeдyщ в тoм, чтo вы дeлaeтe!» [103]

В преданиях суннитских богословов говорится, что единственным исполнителем айата о подаче милостыни перед беседой с Пророком (да благословит Аллах его и род его!) был Али(мир ему!).

Сам Али ибн Аби Талиб(мир ему!) про этот айат сказал:

آيَةٌ فِي كِتَابِ اللهِ لَمْ يَعْمَلْ بِهَا أَحَدٌ قَبْلِي، وَ لاَ يَعْمَلُ بِهَا أَحَدٌ بَعْدِي، كَانَ لِي دِينَارٌ فَصَرَفْتُهُ بِعَشْرَة دَرَاهِمَ فَكُنْتُ إِذَا جِئْتُ إِلَى النَّبِيِّ (да благословит Аллах его и род его!) تَصَدَّقْتُ بِدِرْهَم.

«В Писании Аллаха (т.е в Коране) есть айат, который не исполнил никто до меня, и не исполнит никто после меня. У меня был динар, который я разменял на десять дирхамов и каждый раз, когда я приходил к Пророку (да благословит Аллах его и род его!), давал милостыню в один дирхам».

Известный сподвижник Пророка, Ибн ‘Аббас, об этом айате сказал: «Всевышний запретил беседовать с Пророком (да благословит Аллах его и род его!) в тайне, разве только подав перед ней милостыню. Сподвижники Пророка проявили жадность подать милостыню перед беседой с Пророком (да благословит Аллах его и род его!). Лишь Али, подавал милостыню, и никто из мусульман, кроме него, не сделал этого даже хотя бы один раз. [104]


Рассказ № 36

Кто является правдивейшим?

 

В Священном Коране говорится:

﴿وَالَّذِينَ ءَامَنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ أُوْلَئِكَ هُمُ الصّـِدّ‌ِيقُونَ وَالشُّهَدَآءُ عِندَ رَبّـِهِمْ لَهُمْ أَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْ وَالَّذِينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاَيَاتِنَآ أُوْلَئِكَ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ﴾

«A тe, кoтopыe yвepoвaли в Aллaxa и Eгo пocлaнникoв, - oни пpaвдивейшие и мученики y иx Гocпoдa; им - нaгpaдa иx и cвeт иx. A тe, кoтopыe нe yвepoвaли и cчитaли лoжью Haши знaмeния, oни - oбитaтeли oгня». [105]

Известный сподвижник Пророка (да благословит Аллах его и род его!), Ибн ‘Аббас, каждый раз заводя речь об этом айате, говорил:

«Правдивейшим этой общины является Али ибн Аби Талиб (мир ему!). Он – Великий Правдивец и Различитель [истины от лжи]». [106]

‘Уббад ибн ‘Абдаллах слышал, как Али(мир ему!) говорил:

أَنَا الصِّدِّيقُ الْأَكْبَرُ لاَ يَقُولُهَا بَعْدِي إِلاَّ كَذَّابٌ

«Я – великий правдивец, не скажет это никто после меня, разве что лжец».

В предании от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) сказано:

سَتَكُونُ بَعْدِي فِتْنَةٌ، فَإِذَا كَانَ ذَلِكَ فَالْزِمُوا عَلِيَّ بنَ أَبِي طَالِب، فَإِنَّهُ أَوَّل مَنْ يَرَانِي، وَأَوَّل مَنْ يُصَافِحَنِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ، وَهُوَ الصِّدِّيقُ الْأَكْبَرُ، وَهُوَ فَارُوقُ هَذِهِ الْأُمَّةِ يَفْرقُ بَيْنَ الْحَقِّ وَالْبَاطِلِ، وَهُوَ يَعْسُوبُ الْمُؤْمِنِينَ

«После меня вы подвергнетесь фитне (испытанию и разногласию), так, когда оно начнется, будьте с Али ибн Аби Талибом, поистине, он первый, кто увидел меня (принял мою веру), он первый, кто пожмет мою руку в Судный День, он - Великий Правдивец, он – Различитель этой уммы, различает между истиной и ложью и он - предводитель правоверных» [107].

Правдивейшие – это те, кто правдив в своих речах и подкрепляет их достойными делами. Они на практике доказывают, что их вера – это не пустые слова, и что они на деле подчиняются воле Аллаха.

Мученики (шахиды) – это те, кто отдал жизнь за веру, отстаивая свои религиозные убеждения; либо те избранные, кто в Судный день будет призван свидетельствовать о людских деяниях.

Слова «y иx Гocпoдa», означают то, что правдивейшие и мученики находятся выше всех и ближе остальных к Нему. А это великая милость Аллаха по отношению к ним за покорность.

Аллах знает, кто покорен, а кто – бунтовщик, кто лицемер, а кто – истинно верующий. Он знает, кто достоин дружбы с правдивейшими и мучениками, а кто будет лишен этого великого блага, ведь от Него не укроется ни одно даже самое малое прегрешение.


Рассказ № 37

Как распознать лицемеров?

 

В Священном Коране говорится:

﴿وَلَوْ نَشَآءُ لأَرَيْنَاكَهُمْ فَلَعَرَفْتَهُم بِسِيمَاهُمْ وَلَتَعْرِفَنَّهُمْ فِي لَحْنِ الْقَوْلِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ أَعْمَالَكُم﴾

«И ecли бы Mы пoжeлaли, тo пoкaзaли бы иx (т.е. лицемеров) тeбe, и тогда ты yзнaвал бы иx по пpимeтaм. Но ты непременно узнаешь их пo тону peчи. A Aллax знaeт ваши дeяния! [108]

В этом айате Всевышний указывает Пророку (да благословит Аллах его и род его!) приметы, свойственные лицемерам. В начале айат говорит, что, если Аллах пожелал бы показать Пророку лицемеров, то он распознал бы их. Далее в айате говорится, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) может узнать их по тону речи. Каким же был тон речи лицемеров, который Аллах предложил, как признак распознания этих коварных людей?

В преданиях суннитских богословов говорится, что лицемеры яростно враждовали с Али ибн Аби Талибом(мир ему!). Они не могли открыто враждовать и проявлять свои внутренние антипатии и ненависть к этому великому человеку при жизни Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!). Поэтому, они были вынуждены скрыто, соблюдая предосторожность и используя различные методы, оскорблять, порочить и критиковать Али(мир ему!) около Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и других мусульман, с целью унизить и ослабить этого великого человека.

Всевышний Аллах, ниспослав этот айат, дал знать Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и всем мусульманам, как распознать лицемеров и врагов Ислама.

Известный сподвижник, Абу Са‘ид аль-Худри, передал: «ты непременно узнаешь их пo тону peчи», т.е. по их вражде и ненависти к Али ибн Аби Талибу(мир ему!).

Цитируется от Аби Са‘ид аль-Худри и других сподвижников следующее:

كُنَّا نَعْرِفُ الْمُنَافِقِينَ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ (ص) بِبُغْضِهِم عَلِيّ بن أَبِي طَالِبٍ (ع)

«Во время Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) мы узнавали лицемеров по их ненависти к Али ибн Аби Талибу (мир ему!) ». [109]

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) сказал Али(мир ему!):

لاَ يُحِبُّكَ إِلاَّ مُؤْمِنٌ، وَلاَ يُبْغِضُكَ إِلاَّ مُنَافِقٌ...وَيْلٌ لِمَنْ أَبْغَضَكَ بَعْدِي

«Полюбит тебя лишь правоверный, возненавидит тебя только лицемер… Горе тому, кто возненавидит тебя после меня» [110].

В другом предании Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) сказал:

مَنْ سَبَّ عَلِيًّا فَقَدْ سَبَّنِي وَمَنْ سَبَّنِي فَقَدْ سَبَّ اللهَ وَمَنْ سَبَّ عَزَّوَجَلَّ أَكَبَّهُ اللهُ عَلَى منْخَرَيْهِ

«Кто оскорбит Али, тот оскорбит меня. Кто оскорбит меня, тот оскорбит Аллаха. Кто оскорбит Всевышнего, того Аллах унизит страшным унижением» [111].


Рассказ № 38

Праведный из правоверных

 

В Священном Коране говорится:

﴿إِنْ تَتُوبَآ إِلَى اللَّهِ فَقَدْ صَغَتْ قُلُوبُكُمَا وَإِنْ تَظَاهَرَا عَلَيْهِ فَإِنَّ اللَّهَ هُوَ مَوْلاَهُ وَجِبْرِيلُ وَصَالِحُ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمَلآئِكَةُ بَعْدَ ذَلِكَ ظَهِيرٌ﴾

«Если вы в раскаянии обратитесь к Аллаху, ведь склонились ваши сердца. А если открыто будете противиться ему, то ведь Аллах – его защитник, и Джибрил, и праведный из правоверных, и ангелы после этого – помощники» [112].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: