На возможностях влияния на психику с помощью работы с телом основаны различные системы телесно-ориентированной психотерапии, в том числе двигательной и танцевальной, которые сейчас приобретают всё большую популярность. Это в значительной степени связано с тем, что современному состоянию человеческого общества присуще преувеличение рационального начала, чрезмерное внимание к интеллекту, социальным достижениям и подавление инстинктивного, «дикого».
В последнее время возникла ситуация, когда особенно сильно от этого могут пострадать дети дошкольного возраста. Многих родителей очень рано начинает волновать тема образования собственных детей. Появляется тревога, сможет ли ребёнок поступить в престижную школу, вуз; и многие родители начинают беспокоиться об этом заранее и готовить ребёнка и к самому поступлению в школу, и к последующей учёбе в ней. Происходит слишком раннее обучение математике, письму и чтению, и уделяется недостаточно внимания эстетическому развитию ребёнка (музыке, пению, танцу, рисунку, и т.п.). Всё это приводит к тому, что у ребёнка начинает усиленно развиваться левое полушарие в ущерб правому, и очень важная область психики (эмоции, интуиция) остаётся недоразвитой, выпадает. Это может самым непосредственным образом негативно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка.
Имеющиеся работы по танцедвигательной терапии носят в значительной степени общетеоретический, отвлечённый характер. В них почти невозможно обнаружить конкретные рекомендации, методики и т.д. А литература по психологическим аспектам движения у детей, по крайней мере, на русском языке, практически отсутствует вообще.
Мне хочется рассказать о конкретных играх, решающих определённые психологические задачи и позволяющей работать с определёнными психологическими проблемами дошкольников с использованием возможностей движения, танца, игр и т.д.
Упражнение, направленное на реализацию потребности детей быть увиденными:
«Творческая импровизация».
Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения. На музыку марша изображают солдатиков, гимнастов и т. д. На музыку польки дети прыгают, бегают, изображая зайчиков, белочек.
Лучшую творческую импровизацию руководитель отмечает и показывает всем.
«Танец огня».
Фантазии величия:
«Сад».
Тревожность, страхи; умение обороняться:
«Распутай веревочку», «Птица в клетке».
Игра направлена на развитие быстроты и ловкости. Упражнения на релаксацию. Для лучшей релаксации полезно сочетать движения с дыханием, а также различными образами. Детское воображение с большим удовольствием окунается в захватывающую историю. Поэтому важно придумывать истории с интересным сюжетом, которые бы одновременно способствовали расслаблению.
Одной из высших форм движения является танец, часто являющийся свободным выражением творческой фантазии.
Особенно велики возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста. Для многих детей в этом возрасте движение и танец являются важными средствами коммуникации. Кроме того, само движение, его особенности, характер позволяют много сказать о ребёнке, являясь очень информативными.
Совсем не обязательно работать исключительно в рамках танцедвигательной терапии. Наиболее эффективно возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста проявляются во взаимодействии с другими видами творчества (рисунок, метафоры, истории).
Описание танцев
«Танец с зонтиками»
Песня «Загадка-осень» исп. Т.Буланова.
Девочки выходят друг за другом с зонтиками на плече.
1 куплет:
Приставной шаг вправо - пружинка, тоже влево – пружинка;
Через одну идут вперёд и назад;
Повторение приставного шага;
Припев:
Обходят друг друга, качая зонтиками вправо – влево;
Кружатся, подняв зонтик вверх.
2 куплет:
Идут кругом, крутя зонтиком сбоку;
Ставят зонтик на пол и обходят его.
Проигрыш:
Бегают по залу врассыпную, зонтики подняты вверх;
Выстраиваются в одну линию.
Повтор движений припева.
***
«Танцуй веселей»
Песня «Танцуй веселей» исп. гр. «Кар – мэн»
Мальчики выходят подскоками.
1 куплет:
Два шага в сторону, руки перед собой;
«Окошко» руками резкими движениями;
Руки поставлены «ладьёй», прихлопнуть сначала по одной
ладони, затем по другой;
Припев:
4 маха ногами вперёд, продвигаясь вперёд;
7 шагов назад, широко расставив ноги.
2 куплет:
Ногу вперёд и руку в кулак вперёд (рэп),
поочерёдно левую и правую;
Руки «ладьёй» шаг вперёд, руку вперёд,
тоже другой рукой и ногой;
Проигрыш:
Медленно вести рукой вправо – влево;
Ногу назад, скрещивая (рэп);
Заканчивать: упасть на колени,
широко расставив, руку в кулаке вверх.
***
«Зима – хороша!»
Песня «Новогодняя» исп. гр. «Дилижанс».
Выбегают девочки и строятся в шахматном порядке.
1 куплет:
Выход на пятки, разводя руки в стороны, возвращаясь,
хлопок по ногам;
Припев:
Руки сложены «Полочкой»
Два шага влево, два вправо с притопом.
Проигрыш:
Руки вверх, шире пальцы, двигая вправо-влево.
2 куплет:
На счёт 1,2,3 –шаги вперёд,
На 4 - притоп, руки согнуты в локтях;
Тоже возвращаясь обратно.
3 куплет:
Стоя на месте, поворачивать туловище вправо, влево,
выполняя движения кулачками.
Проигрыш:
Движение по кругу с поднятыми руками вверх.
Заключение:
Поклон, руки назад.
***
«Фонарики»
Муз. Штраус «Полька «Трик-трак».
Дети выстраиваются в одну линию, держа фонарики в правой руке;
Пружинка с покачиванием фонарика вправо-влево;
Ходьба по кругу приставным шагом с пружинкой, фонарик впереди себя;
Шаг в круг, фонарик вверх;
Шаг назад, фонарик вниз;
Бег по кругу, фонарик вверх - сбоку;
Возвращение и построение в одну линию;
Фонарик поставить на пол, ходьба вокруг фонарика приставным шагом;
Взять фонарик левой рукой, зацепиться за руки, идти по кругу;
Выстроиться в одну линию, по очереди присаживаются на пол.
***
«Петрушки»
Муз. Штраус «Полька «Пиццикато»
Дети подскоками выбегают с погремушками в руках и выстраиваются в одну линию;
Шумят погремушками справо-слева, подскоками кружатся вокруг себя;
Бег подскоками по кругу и выстраиваются в линию;
Ударяют погремушками то по правому колену, то по левому, кружатся подскоками вокруг себя;
Бег подскоками по кругу, погремушки вверху;
Выстраиваются в линию и садятся на пол широко раздвинув ноги, погремушки вверх, поклон.
***
«Полька»
Исп. DJ Слон «Финская полька».
Дети выбегают подскоками парами, держась за руки.
1 куплет:
Пятка-носик, 3 притопа поочередно то правой, то левой ногой;
Кружатся под локоть, хлопок в ладоши;
2 куплет:
Шаги навстречу друг другу, соединяют противоположные
ладошки и обходят друг друга.
3 куплет:
Мальчик поворачивается к девочке и выполняет присядку,
девочка – пружинку с поворотами;
Кружатся под локоть, хлопок в ладоши и
кружение в другую сторону.
4 куплет:
Повтор движений 1 куплета.
Проигрыш:
Девочки танцуют «ламбаду», мальчики хлопают;
Мальчики берут девочек под локоть и подскоками по кругу.
5 куплет:
Девочки кружатся вокруг себя, мальчики вприсяде
выбрасывают ноги вперёд;
Мальчики берут девочек под локоть и прогулочным
шагом уходят;
Быстро выбегают, поклон и убегают.
***
«В мире животных»
Муз. X-MODE & DJ NILL «ANIMAL»
Из приседа дети встают по очереди;
Руки в замок, ударяют по коленям и плечам поочередно;
Выпрыгивание вверх, широко ноги в стороны;
Повтор движений кулачками;
Девочки прыжки с поворотом в сторону и вертят «хвостиками» (на четыре стороны), мальчики ногу назад - крест (рэп);
Шаг в сторону и поворот вокруг себя, вертят «хвостиками»;
Поворачиваются друг к другу и играют «лапками»;
«Летают» врассыпную по залу, выстраиваются в линию;
Девочки закручиваются к мальчикам, соединяют «лапку» свободную, раскручиваются;
Прыжок вверх, ноги в стороны, руки широко вверх;
Поклон и убегают.
***
«Зима»
Исп. А.Губин «Зима - холода».
Вступление:
Дети выходят с хлопками над головой и
встают в шахматном порядке;
1 куплет:
Ноги на ширине плеч, руки в сторону - вверх;
Переносят руки вправо- влево, покачивая бедрами;
Слегка присев, перенести тело вправо, затем влево;
Шагом меняются местами первая и вторая линия с притопом;
Припев:
Приставной шаг вправо, хлопок в ладоши справа, то же влево;
Шагом круг вокруг себя;
Хлопки над головой, покачивая бедрами.
2 куплет:
Девочки закручиваются поочередно вправо,
А раскручиваются влево, возвращаются;
Приставные шаги с кружениями вокруг себя.
Припев: то же.
Дети убегают, затем возвращаются,
Правая рука вперед, вверх, вниз, присесть на колено боком, поклон.
***
«Русская бабушка»
Исп. wap.wapos.ru
Мальчики выводят девочек, держа их за пояс. У девочек руки сложены «полочкой». Дети встают в одну линию.
1 куплет:
Девочки выходят вперед и выполняют кружение
вокруг себя на одной ноге отталкиваясь другой;
Мальчики, стоя на месте, притопывают одной ногой;
Девочки возвращаются на место;
Мальчики выходят вперед и выполняют присядку,
возвращаются на место;
Припев:
Два шага вправо, руки сложены «полочкой», кружение
вокруг себя подскоками, захлёстывая ноги назад;
Два шага влево, руки «полочкой», выбрасывание руки
2 раза вверх с пружинкой;
Выход вперёд на пятки, затем выброс руки вверх.
2 куплет:
Девочки закручиваются к мальчикам;
Мальчики выходят вперёд и кружатся на руке.
Припев: то же.
Проигрыш:
Мальчики выходят вперёд и выполняют прыжки с
выбрасыванием ног на пятки, руки вперёд;
Девочки подходят к мальчикам, те берут девочек за талию
и обходят друг друга притопом, глядя в глаза друг другу.
Припев: то же.
Поклон.
***
«Всё будет хорошо»
Исп. MF «Всё будет хорошо»
Дети подскоками выбегают и встают в шахматном порядке.
1 куплет:
Ноги на ширине плеч, сначала правой рукой закрывают глаза,
затем левой, в той же очерёдности открывают;
Руки в стороны, перенос тела вправо, влево;
Отбегают назад и снимают чёрные накидки.
Припев:
Подскоками меняются местами, выставляют поочередно
руки вперёд, большим пальцем вверх;
Возвращаются на свои места;
Три шага на месте;
Шаг вправо, рукой показать вправо;
Шаг влево, рукой показать влево;
Ногу поставить на крест и поворот вокруг себя;
Руки поочерёдно вперёд, большой палец вверх;
Повтор.
Проигрыш:
Подскоки, образуя круг, руки вверх;
Вернуться на свои места.
2 куплет:
Шаги с кружением вокруг себя, хлопок;
Вернуться на место, хлопок;
Зацепиться за руки, сделать круг, бег на носочках по кругу;
На своих местах хлопки над головой.
Припев тот же.
Проигрыш: (тик – тоник)
Руки «полочкой», резкие движения локтями в стороны;
Руки слегка наклонить вправо, резкие движения локтями;
Руки наклонить влево, резкие движения локтями;
Вытянуть руки вперёд, выворачивать руки внутрь к себе (3р);
Круговое движение правой рукой вокруг головы, затем левой;
Ногу на крест и поворот вокруг себя;
Повтор тик-тоника.
Припев тот же.
Проигрыш:
Подскоки по кругу, вернуться на свои места;
Правой ногой выпад вперёд,
правая рука вперёд, большой палец вверх.