Фильмам больше всего радовались дети…
Среди взрослых особыми привилегиями пользовались беднота и члены профсоюза. Им предоставлялась 50% скидка на билеты. Остальным приходилось самим оплачивать даже доставку кино.
Кроме экрана и киноаппарата в залах, где шёл показ, ставили музыкальный инструмент, пианино или рояль, на котором играл аккомпаниатор. Работа эта была тяжёлой. Обыгрывать приходилось три сеанса подряд. Требовалось огромное внимание, чтобы следить за быстро сменяемыми кадрами и перестраивать мелодию в соответствующем картине настроении.
Об одном юрьевецком аккомпаниаторе удалось узнать кое-что интересное. Случилось это в семье Нечаевых, где все любили и понимали музыку, играли на разных музыкальных инструментах. Был в доме великолепный рояль, на нём дети учились играть. И вот однажды рояля не стало, так как в городе построили новый каменный кинотеатр «Зимний». Кино было немым и сопровождалось музыкальным исполнением из зала. Играть в Зимнем кинотеатре должен был Анатолий Нечаев, сын бывшего управляющего льнофабрикой.
Из рассказа Ирины Анатольевны узнаём ещё немало интересного. Сначала рояль стоял на сцене, потом его перенесли на второй этаж, где было устроено кафе: стойка, столики с белыми скатертями, чай. Лимонад, пирожные, мороженое и…Оркестр! В нём помимо рояля звучали скрипка и виолончель.
Киноафиша. Репертуар.
С первых дней кинематографа сразу же определились две линии его развития: линия Люмьера – документальная, и линия Мельеса – зрелищная, развлекательная.
До революции в России монополистом в показе фильмов были сначала Германия, а во время I Мировой войны – Франция. Из русских фирм, производивших документальную хронику, был очень бедный киноотдел Скобелевского просветительского комитета. Фирм, снимающих привлекательное кино, было больше, самые известные из них: предприятие Ханжонкова, Товарищество И.Ермольева, Торговый дом «Русь».
От дореволюционного Министерства просвещения Советскому Наркомпросу достались проекционный киноаппарат школьного типа и несколько лент: научные фильмы и экранизация Пушкина и Тургенева. Они и положили начало советскому кинематографу. В частных кинозалах шло обычное бульварное кино.
В 1919г. государство заказывает фильмы для трудящихся у ведущих частных фирм. Но их всё равно было очень мало и долгое время в кинозалах страны показывали то, что осталось от дореволюционного прошлого.
На транспарантах во время митингов в те далёкие годы становления нового советского кинематографа часто можно было увидеть лозунг «Дайте здоровую фильму!»
Заключение. Это интересно.
В настоящее время жизнь без теле- и кинофильмов уже трудно себе представить. Они серьёзно конкурируют с книгой в своём воздействии на миросозерцание людей. Изменилась техника, изменились люди, их интересы. Создано много прекрасных фильмов, но всё же ещё очень часто показывают бульварные низкопробные картины и лозунг «Дайте хорошую фильму!» снимать рано. А что касается г.Юрьевца, то хотелось бы отметить интересную и важную для нас, юрьевчан, особенность: среди знаменитых выходцев из нашего волжского городка нет великих писателей, художников, учёных, композиторов. Но зато у нас – два великих кинорежиссёра, и будем надеяться, что когда-нибудь появятся ещё.
А в заключении, я думаю, многим будет интересно узнать,
·
·
·
·
Ноябрь 2016 Жихарева Светлана Константиновна
г.Юрьевец
Примечания
1. Листов В.С. История смотрит в объектив. М., 1974, с.25
2. Там же, с.166
3. Там же, с.27
4. Там же, с.164
5. Юрьевецкий архив. Фонд 205. Оп.1 Дело №2, л.4. «Журнал заседаний от 24 декабря 1919»
6. Там же, л.134
7. Там же, л.122 об.
8. Там же. л.123
9. Там же, дело №10, л.61
10. Там же. л.68
11. Листов В.С. История смотрит в объектив. М., 1974, с.187
12. Нечаева И.А. Воспоминания (Устный рассказ)
13. Листов В.С. История смотрит в объектив. М., 1974, с.188
14. Там же, с.198
15. Юрьевецкий архив. Фонд 205. Оп.1 Дело №7, л.122
16. Большой русский альбом. https://www.rusalbom.ru Страница Т.Масловой