Отражение истории кинематографа в жизни юрьевчан.




Фильмам больше всего радовались дети…

 
По воспоминаниям, «они врывались шумной, щебечущей стаей, вскакивали на скамейки с криком, говором, толкотнёй, занимали места», подгоняли механика скорее запускать машину. «Громко гудя, как пчёлы, все разом читали объяснительный текст картины, живо реагировали на сами кадры».

Среди взрослых особыми привилегиями пользовались беднота и члены профсоюза. Им предоставлялась 50% скидка на билеты. Остальным приходилось самим оплачивать даже доставку кино.

Кроме экрана и киноаппарата в залах, где шёл показ, ставили музыкальный инструмент, пианино или рояль, на котором играл аккомпаниатор. Работа эта была тяжёлой. Обыгрывать приходилось три сеанса подряд. Требовалось огромное внимание, чтобы следить за быстро сменяемыми кадрами и перестраивать мелодию в соответствующем картине настроении.

Об одном юрьевецком аккомпаниаторе удалось узнать кое-что интересное. Случилось это в семье Нечаевых, где все любили и понимали музыку, играли на разных музыкальных инструментах. Был в доме великолепный рояль, на нём дети учились играть. И вот однажды рояля не стало, так как в городе построили новый каменный кинотеатр «Зимний». Кино было немым и сопровождалось музыкальным исполнением из зала. Играть в Зимнем кинотеатре должен был Анатолий Нечаев, сын бывшего управляющего льнофабрикой.

 
Но где взять инструмент? Проблему решили быстро: конфисковать у него же. В семье все были потрясены и долго не могли смириться с этим. Но, тем не менее, рояль увезли и пианист Нечаев остался без инструмента. Рояль стоял в кинотеатре до начала XXI века. Потом, когда было разрешено часть конфискованного имущества вернуть бывшим владельцам, дочь пианиста Нечаева Ирина Анатольевна пришла в Зимний кинотеатр за своим роялем, но его там не оказалось, и где инструмент сейчас находится неизвестно.

Из рассказа Ирины Анатольевны узнаём ещё немало интересного. Сначала рояль стоял на сцене, потом его перенесли на второй этаж, где было устроено кафе: стойка, столики с белыми скатертями, чай. Лимонад, пирожные, мороженое и…Оркестр! В нём помимо рояля звучали скрипка и виолончель.

Киноафиша. Репертуар.

С первых дней кинематографа сразу же определились две линии его развития: линия Люмьера – документальная, и линия Мельеса – зрелищная, развлекательная.

До революции в России монополистом в показе фильмов были сначала Германия, а во время I Мировой войны – Франция. Из русских фирм, производивших документальную хронику, был очень бедный киноотдел Скобелевского просветительского комитета. Фирм, снимающих привлекательное кино, было больше, самые известные из них: предприятие Ханжонкова, Товарищество И.Ермольева, Торговый дом «Русь».

От дореволюционного Министерства просвещения Советскому Наркомпросу достались проекционный киноаппарат школьного типа и несколько лент: научные фильмы и экранизация Пушкина и Тургенева. Они и положили начало советскому кинематографу. В частных кинозалах шло обычное бульварное кино.

 
В первый год революции у Советской власти своих фильмов просто не было: ни сценариев, ни актёров. И всё же решили снимать. Осенью 1918г. появился первый советский игровой фильм. Он был антирелигиозным и назывался «О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне».

 
Документальные фильмы снимать начали уже в апреле-мае 1918 года. Шли они, как правило, 10-20 минут. Самые показываемые документальные фильмы в Советской России были кинохроники о вскрытии мощей святых: святого Тихона Задонского и преподобного Сергия Радонежского. Кино в руках новой власти стало средством борьбы с Православием.

В 1919г. государство заказывает фильмы для трудящихся у ведущих частных фирм. Но их всё равно было очень мало и долгое время в кинозалах страны показывали то, что осталось от дореволюционного прошлого.

 
О содержании фильмов в советских кинотеатрах нам можно узнать из Списка кинокартин, демонстрированных в Юрьевецком уезде за июль, август и сентябрь 1926 года. Вот названия некоторых из них: «Карьера танцовщицы», «Презирающий смерть», «Карьера Спирьки Шпандыря», «Сломанная лилия», «Фаворитка магараджи» и т.п. Из сорока фильмов самыми серьёзными можно назвать «Всадник без головы» и «Шинель».

 
 
В репертуаре кинопередвижек мы видим примерно то же самое. Поэтому не случайно, что отдел народного образования Юрьевецкого Уездного Совета запрашивает Москву: «…могут ли быть высланы картины для кинематографа», не случайно, что Бюро Пучежского Волполитпросветкома на своём заседании 18 октября 1927 г. отмечает дороговизну проката и «плохое отношение «Совкино» к снабжению картинами деревни».

На транспарантах во время митингов в те далёкие годы становления нового советского кинематографа часто можно было увидеть лозунг «Дайте здоровую фильму!»

Заключение. Это интересно.

В настоящее время жизнь без теле- и кинофильмов уже трудно себе представить. Они серьёзно конкурируют с книгой в своём воздействии на миросозерцание людей. Изменилась техника, изменились люди, их интересы. Создано много прекрасных фильмов, но всё же ещё очень часто показывают бульварные низкопробные картины и лозунг «Дайте хорошую фильму!» снимать рано. А что касается г.Юрьевца, то хотелось бы отметить интересную и важную для нас, юрьевчан, особенность: среди знаменитых выходцев из нашего волжского городка нет великих писателей, художников, учёных, композиторов. Но зато у нас – два великих кинорежиссёра, и будем надеяться, что когда-нибудь появятся ещё.

А в заключении, я думаю, многим будет интересно узнать,

·

 
что первым кинозалом греческий философ Платон назвал пещеру и описал принцип современного кинопоказа,

·

 
что первым фильмом ужасов стал фильм, изображавший прибытие поезда на станцию; увидев его зрители убежали из зала;

·

 
что первым советским кинозалом стал Николаевский зал Зимнего дворца в Петрограде, где поставили трибуну и повесили экран;

·

 
что Торговый Дом «Русь», созданный костромским купцом Трофимовым М.С. при советской власти стал киностудией детских фильмов им.Горького, и здесь начал свой режиссёрский творческий путь Александр Артурович Роу, будущий мастер киносказки

 

Ноябрь 2016 Жихарева Светлана Константиновна

г.Юрьевец

 

 

Примечания

1. Листов В.С. История смотрит в объектив. М., 1974, с.25

2. Там же, с.166

3. Там же, с.27

4. Там же, с.164

5. Юрьевецкий архив. Фонд 205. Оп.1 Дело №2, л.4. «Журнал заседаний от 24 декабря 1919»

6. Там же, л.134

7. Там же, л.122 об.

8. Там же. л.123

9. Там же, дело №10, л.61

10. Там же. л.68

11. Листов В.С. История смотрит в объектив. М., 1974, с.187

12. Нечаева И.А. Воспоминания (Устный рассказ)

13. Листов В.С. История смотрит в объектив. М., 1974, с.188

14. Там же, с.198

15. Юрьевецкий архив. Фонд 205. Оп.1 Дело №7, л.122

16. Большой русский альбом. https://www.rusalbom.ru Страница Т.Масловой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: