Трансформация полоролевого поведения




Отечественная школа сексопатологов под руководством Г.С.Васильченко описывает трансформацию полоролевого поведения как формирование поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании. Термин «трансформация» в данном случае подразумевает изменение, преобразование. Половое самосознание (аутоидентификация) — это ощущение принадлежности себя к мужскому или женскому полу. Правильное половое самосознание означает, что мужчина ощущает себя мужчиной.

Таким образом, расшифровывая этот сложный термин, можно сказать более простыми словами, что трансформация полоролевого поведения у мужчины означает, что субъект мужского пола ощущает себя мужчиной, но его поведение и черты характера напоминают женские.

Таких мужчин в обычной жизни называют «женоподобными» или феминизированными (от слова «femina» — женщина). Но поскольку «женоподобность» — более узкое понятие и подразумевает больше внешность мужчины и его манеры (жеманничанье, манерность, кокетливость, виляние бедрами при ходьбе и прочее — то есть, утрированные и даже карикатурные женские черты), и это свойственно пассивным гомосексуалам, а в данном случае имеются ввиду именно поведение и черты характера, то все же мне придется пользоваться этим сложным термином — трансформация полоролевого поведения. Термин «феминизация» ближе к нему по смыслу, чем «женоподобность». Но он более узок, так как предполагает изменение характера мужчины под влиянием каких-либо факторов, например, неправильного воспитания в условиях чрезмерной опеки, а трансформация полоролевого поведения может быть не только при неправильном воспитании, но и врожденной.

Одной из причин трансформации полоролевого поведения является нарушение половой дифференцировки мозга плода во внутриутробном периоде. Но это нарушение не столь выражено, как при транссексуализме (когда мужчина ощущает себя женщиной), поэтому у таких пациентов не нарушается половое самосознание и нет ощущения принадлежности к женскому полу.

Однако нарушение половой дифференцировки мозга является фоном для основного неблагоприятного фактора — влияния микросоциальной среды (то есть, ближайшего окружения, и в первую очередь, родителей) на этапе формирования полоролевого поведения.

Другой причиной может быть неправильное воспитание в семье — когда мальчика родители воспитывают как девочку, прививая ему черты женственности, мягкости, подчиняемости. Это бывает в тех случаях, когда родители очень хотели, чтобы родилась девочка, а рождается мальчик.

 

 

Аномалии в психосексуальном развитии
Распространенными в наше время отклонениями в психосексуальном развитии подростков являются ранняя половая жизнь, подростковый промискуитет и подростковая проституция. К ранней половой жизни следует отнести ситуацию, когда половой акт совершается лицом (или лицами), не достигшими половой зрелости. Формально это происходит, если юноше менее 16 лет, а девушке – менее 15 лет. Поэтому выражу свою рекомендацию родителям следующим образом. Внимательно наблюдая за физическим и психоэмоциональным развитием своего ребенка, родителям целесообразно, начиная по крайней мере с его 10 – 11-летнего возраста, начать проводить неоднократные беседы с ним на тему секса, его роли в жизни человека и тех условий, при которых данный аспект жизнедеятельности человека несет в себе позитивное начало или приносит разочарование и горе. Ни в коем случае не читайте занудных лекций. Быстротекущая жизнь, телевизионные программы сами подскажут вам множество ситуаций и сюжетов, которые могут стать отправной точкой такого разговора. В этом случае вы сумеете заранее внести в голову своего ребенка тот набор ценностей и негативных моментов, которые сложились в вашем мировоззрении о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной. Обязательно используйте свободно продающиеся детские сексуальные энциклопедии с картинками для соответствующего возраста.
Если события будут развиваться таким образом, то при хороших отношениях между родителями и детьми первые половые контакты подростков произойдут не слишком рано и в таких условиях, когда не возникнут проблемы, связанные с правонарушением, нежелательной беременностью и венерическими заболеваниями.
Подростки, в свою очередь, далеко не во всех случаях идут на контакт при попытке родителей поговорить превентивно о сексе. Поэтому вы, со своей стороны, сделайте то, что от вас зависит, в надежде, что здравый смысл и Господь Бог помогут вашим детям.
Подростковый промискуитет (частые половые контакты с непрерывной сменой партнеров) у подростков обоего пола часто сочетается с ранней алкоголизацией. Здесь реже идет речь об истинном растормаживании сексуального влечения (например, нимфомания), скорее подросток поступает «как все», поскольку дорожит членством в определенной компании и доказывает это различными способами. В ряде случаев, посещая компанию, подросток получает там целый букет «ценной» информации и удовольствий: общение с себе подобными, в том числе сексуальное, наркотики, алкоголь, венерические и прочие инфекционные болезни (например, гепатит). Мы перечислили потенциальный максимум — его подросток может получить весь сразу или по частям. Роль родителей здесь чрезвычайно велика. Не вызывает сомнений, что хороший контакт между родителями и детьми еще в предподростковой фазе развития последних воспитывает у детей здравое отношение к этим «ценностям» взрослой жизни [5; 182].
Понятие проституции гораздо шире, чем просто судьба молоденьких девушек, попавших в лапы сутенеров. Проституция уже давно стала социальной проблемой. С ней связано вовлечение несовершеннолетних мальчиков и девочек в этот отвратительный бизнес, алкоголизм, наркомания, сломанные судьбы и огромные деньги, замешанные на слезах и крови. Очень часто похищенных детей (причем обоих полов) продают в публичные дома Азии, Турции и других стран, а также в подпольные салоны, снимающие порнопродукцию. Способы вовлечения, или, как сейчас говорят, рекрутирования, достаточно разнообразны. Часть девушек, очень красивых, из приличных семей, завлекают в этот порочный круг, из которого очень трудно вырваться, «друзья». Некоторые делают из этого своеобразный бизнес. Обычно такие люди — прекрасные психологи, внешне они весьма привлекательны, образованы и ведут себя как истинные джентльмены: романтические свидания в ресторанах, цветы, подарки и даже знакомство с родителями девушки. Она влюбляется и строит планы на будущее, но вдруг однажды «влюбленный», а на самом деле сутенер, просит девушку развлечь такого-то человека, мотивируя это своим безвыходным положением. В противном случае «ему придется уехать». Этот прием используется еще пару раз, затем «влюбленный» обычно объясняет девушке, что она для него только товар. Страшный шок для девушки завершается панелью, ведь она уже привыкла к красивой жизни и деньгам, да и терять ей уже нечего. Это самый сложный случай совращения, Даже родители не всегда могут распознать негодяя и предостеречь дочь. Девушка должна сама четко анализировать ситуацию, например, должно насторожить, что молодой человек не стремится знакомить свою жертву со своими родителями.
В случаях попроще девушек пускают по кругу или подсаживают на наркотики. Девчонки из семей с невысоким достатком, особенно в глубинке, иногда просто не видят другой возможности заработать денег. Некоторые юные девушки знают только внешнюю сторону жизни проституток. Большое количество богатых мужчин означает для них возможность выгодного замужества, а кроме того, рестораны, казино, роскошные модные вещи... А главное, чтобы все это получить, не требуется многолетней учебы и постоянных усилий для овладения профессиональными навыками. Достаточно удовлетворить очередного клиента и получишь гонорар, который иногда равен месячному заработку какого-нибудь инженера.
Примерно так представляют себе образ жизни проститутки юные девочки, которые только что окончили школу или еще учатся. Почти, как в анекдоте: у проститутки интересуются, как же она, дочь уважаемых людей — врача и преподавателя русского языка, дошла до жизни такой, а девушка слегка призадумалась и выдала: «Да повезло, наверное». Но этот миф поддерживают те, кто наживает на неопытных дурочках целые состояния. В барах и ресторанах бывают только валютные проститутки, да и то, чтобы подцепить клиента. Снимают проституток действительно мужчины с приличными деньгами, да только замуж они берут не их. Деньги девицы легкого поведения зарабатывают хорошие, да только сутенеры и рэкетиры отбирают у них большую часть, а из того, что остается, проститутки должны потратить на средства по уходу за кожей, волосами и т. п., потому что цена зависит от внешнего вида.
Профессия проституток зачастую бывает смертельно опасной. И это помимо весьма вероятной возможности заразиться венерическим заболеванием или СПИДом. Ведь основные клиенты проституток — люди, постоянно балансирующие на грани конфронтации с законом, или семейные господа, которые собираются на полную катушку оторваться на отдыхе. Большинство из подобных клиентов относятся к проститутке, как к неодушевленному аппарату для удовлетворения их прихотей. Они считают, что, купив девушку, с ней можно сделать что угодно: избить, унизить, склонить к любым извращения и даже убить. Охрана не всегда может помочь. Например, часто бывает такая ситуация: девушку покупают на ночь, но потом оказывается, что ей пользуется не один клиент, а целая компанию пьяных придурков, которые куражатся друг перед другом, издеваясь над беззащитной девчонкой. По статистике, каждую проститутку насилуют не реже одного раза в месяц, а избивают и того чаще. Физическая боль проходит, а психологический надлом может довести девушку до суицида. Либо ей становится настолько плевать на себя, что она спивается и скатывается на дно.
Сутенеры устанавливают жесткую систему штрафов за малейшую провинность. Периодически девочкам устраивается «субботник», то есть они бесплатно работают со своей «крышей» или с теми, на кого им укажут сутенеры. Иногородних девочек вообще делают секс-рабынями, отбирая паспорта, без которых те не могут уехать, иногда месяцами не выпуская их на улицу. В одной комнате идет «работа», в другой отдыхают. Во многих публичных домах за границей, где работают девушки из бывшего СССР, им не позволяют вообще выходить на улицу, в каждой комнате видеокамеры. Вот так вынуждены жить обманутые девушки, пока отрабатывают долг фирме за транспортировку и натурализацию в стране. Нередко хозяевами поощряется употребление девочками алкоголя и наркотиков, чтобы привязать их еще сильнее. Кстати, многое из того, о чем я говорила, в полной мере относится и к юношам [15; 357].
Многие подростки пытаются на каникулах заработать денег. Наиболее реально это сделать за рубежом. Те гроши, которые платят там, для нашей страны весьма приличные деньги. Но фирм, действительно отправляющих ребят на реальные заработки, единицы. Под них работает большое количество агентств, набирающих девушек для работы в борделях. Родители должны объяснить подросткам, что объявления типа «Требуются горничные, домработницы и официантки на работу в Арабские Эмираты (Турцию, Испанию и т. п.). Заработок от $1500 в месяц» или «Предлагаем работу девушкам с опытом работы танцовщицей в Швейцарии (Австрии, Италии и пр.). Строго без интима», «Нужна няня ребенку 5 лет. Германия» даются рекрутинговыми агентствами и девчонкам, клюнувшим на подобное объявление и уехавшим за рубеж работать горничными, танцовщицами, гувернантками и даже посудомойщицами, вместо работы по вышеназванным специальностям приходится заниматься оказанием интимных услуг. Подростки должны знать, что даже контракт, заключенный с подобным агентством, не гарантирует получения настоящей работы. Стоит только девушке оказаться за границей, сутенеры отнимают все документы и, часто побоями, вынуждают работать проститутками в счет уплаты проезда в эту страну и за визу. Без знания языка и документов девушки абсолютно беспомощны и бесправны в любой стране. Их совершенно безнаказанно могут избить и даже лишить жизни.
Хостинг и коксумация в Японии, предлагаемые в объявлениях, означают, что вместо работы манекенщицами и танцовщицами девушки будут рабынями своих владельцев. Вот, например, одна из многих типичных историй. Девушка мечтала о карьере танцовщицы и с радостью приняла предложение поработать в этом качестве в престижном токийском ночном клубе, специализирующемся «по эскортуслугам». Ей, конечно, об этом не сказали, наоборот, заверили, что интимные услуги исключаются. Она в перерывах между танцами должна будет просто общаться с мужчинами. Японцы даже заключили контракт, где был зафиксирован восьмичасовой рабочий день, определенное количество клиентов за рабочий день (пять) и ежедневная оплата — 250 долларов. Но владелец клуба оставляет эти деньги у себя до завершения контракта (и вряд ли девушка их получит), а на проживание девушка получает примерно 50 долларов в день. Эту сумму хозяин стремится уменьшить, штрафуя своих «сотрудниц» за любой проступок. Он вполне может расторгнуть контракт, а в этом случае девушке не заплатят ничего. Работа девушки начинается в 19 часов. После танцевального номера она обязана проводить время с клиентами до закрытия клуба. Днем она обзванивает десятки мужчин, приглашая их в клуб.
На «производственных совещаниях», которые периодически собирает шеф, анализируется работа девушек. Иногда даже назначается премия, но чаще штраф. Штрафуют за все: девушка чуть опоздала положить клиенту лед в коктейль или не выпила с ним (раскручивать посетителя на выпивку тоже ее обязанность), не очень оживлена или мало разговаривает, не дотрагивается до него во время общения. В вину может быть поставлена даже недостаточная, по мнению хозяина, сексуальность одежды, Каждый вечер управляющий контролирует девушек: дома ли они ночуют. Любую из них могут заставить оказать интимные услуги выгодному клиенту. За отказ ее либо изобьют, либо лишат денег.
Все родители мечтают о счастье своего ребенка. Но если дочь не желает внимать разумным доводам и решительно настроена поработать за границей, постарайтесь по всем возможным каналам проверить фирму, которая клятвенно обещает настоящую работу. Надо помнить, что любая работа по туристической визе нелегальна. Требование заранее оплатить процент от будущего заработка тоже сигнал о нечистоплотности фирмачей. Если дело дошло до контракта, тщательно изучите его сами и покажите юристу. Особенно следует обратить внимание на то, что написано в конце и очень мелким шрифтом. Обычно там есть фраза, которая полностью освобождает фирму от юридической ответственности, например «Фирма... не несет ответственности за действия принимающей стороны».
Фиктивный брак с иностранным гражданином тоже может оказаться ловушкой. Практически во всех странах жены-иностранки приобретают право на временное гражданство, сроком на определенное количество лет. Если они разводятся с мужьями до истечения положенного срока, то автоматически лишаются гражданства и могут быть депортированы из страны. Есть «мужья», пользующиеся этим: они заставляют жену заниматься проституцией.
Чтобы девушка или юноша избежали всего этого, родителям следует с ранних лет активно заниматься половым воспитанием ребенка, отвлекать его от сомнительных компаний, обязательно рассказывать ему о негативных сторонах профессии проституток. Убедить его, что знание языков, компьютера, экономики значительно увеличит его шансы получить высокооплачиваемую работу по душе.

Заключение
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [8; 24].
Рассмотрев психические изменения подростков, я выявила следующие особенности их психики. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».
Главное значение получаемых в школе отметок для учеников третьих - седьмых классов состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств – ценность отметок падает. Своих учителей ребята также воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Рассмотрев сексуальное поведение подростков, я заметила следующее. Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно (ретардаты) созревающих подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.
Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностыо. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса», «Подростковый комплекс» включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
Рассмотрев изменения, происходящие в характере ребенка в эти годы, нарушения психического равновесия и – в первую очередь – непонятных и непримиримых противоречий, я определила нормы и отклонения в развитии подростков. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали, С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Неправильное воспитание и негармоничные семьи отражаются на поведении и развитии ребенка. Родители сами приводят своих детей к психическим заболеваниям.
Реакция эмансипации – специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.
Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции – побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».
Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, несделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. Результаты опросов, проведенных в Европе и США, показывают, что большая часть подростков (70%) имеют проблемы, часто вызывающие ссоры, и высказывают жалобы в адрес родителей. В то же время более 60% подростков считают, что встречают понимание со стороны родителей и испытывают удовольствие от их общества. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
Современный подросток видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, выливает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.
На основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность.
Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.
Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.
Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность.

Список использованной литературы
1. Адлер А. Воспитание детей: Взаимодействие полов / [Пер. с англ. А.А. Велеева, Р.А. Валеевой]. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 413 с.
2. Вроно Е. Предотвращение самоубийства: Руководство для подростков: 13-17 лет. – М.: Акад. Проспект, 2001. – 39 с.
3. Дебра Хэпенни Чиавола. 50 отличных советов, уловок и приемов того, как найти общий язык со своим ребенком-подростком /Дебра Хэпенни Чиавола; худож.-оформ. А. Киричек. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 120 с.
4. Здоровье детей. Полная энциклопедия / Сост. Мигалкина И.С. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2002. – 256 с.
5. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. - Ростов н/Д; Минск: Феникс; Мет, 2005. – 287 с.
6. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
8. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений. М.: Сфера, 2005. – 464 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер,2007. – 583 с.
11. Обуховский К. психология влечений человека. – М.: Просвещение, 1997. – 245 с.
12. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 239 с.
13. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
14. Полная Энциклопедия «Жизнь и здоровье женщины». Том 1. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Книжный дом «АНС», 2002. – 768 с.
15. Поройков Ю. Трудная пора – взросление. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
16. Психология. Учебник. – М.: «ПРОСРЕКТ», 1998. – 584 с.
17. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – Спб.: Питер, 2001. – 656 с.
18. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.
19. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. – 960 с.
20. Юсупов И.М. Психический дизонтогенез и психогенные расстройства (детско-подросткового возраста): [Справочник] / Под науч. ред. В.Д. Менделевича. – Казань: Отечество, 2005. – 203 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: