Игра как лучшее внеурочное занятие для учащихся 5-9 классов
Игра является жизненно необходимым компонентом деятельности для любого человека. Известно, что ребенок, не наигравшийся, «не доигравший» в детстве, в дальнейшей взрослой жизни остается инфантильным – для него взрослая серьезная жизнь является как бы продолжением детских игр. Он легкомыслен, безответственен как к своей судьбе, так и к судьбам его окружающих людей. Он как бы считает, что любую ситуацию в жизни можно, как и в игре, «переиграть», начать заново.
Любая игра есть, прежде всего, свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него как украшение. Ребенок играет, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода. Для человека взрослого и дееспособного игра есть некое излишество. В любое время игра может быть отложена или не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время».
Тема:«Игра как лучшее внеурочное занятие для учащихся », на мой взгляд, очень актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Значение игры для ребенка очень велико. Это прежде всего познание мира и самопознание, а так же это школа общения, в которой происходит развитие физических и духовных способностей, а так же психологически подготавливает к жизнедеятельности и к труду. Наконец, игра заполняет досуг и дает наслаждение ребенку.
|
Цель: Выявить воспитательное влияние игр на учащихся во внеурочное время.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и преимущество внеурочной деятельности;
2. проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
3. проанализировать воспитательное влияние игр на школьников во внеурочное время;
4. использовать игры на этапе освоения знаний.
Деятельность педагога направлена на формирование личности растущего человека. Результаты ее находят отражение в облике воспитанника, в чертах его личности, в характере и поведении. Полноценное развитие личности осуществляется при условии, если воспитание наиболее полно отражает требования общества.
Функции игры.
Игра выполняет такие важнейшие функции, как:
1. развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить учащихся, пробудить интерес к знаниям);
2. коммуникативную: освоение диалектики общения;
3. терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
4. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
5. коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
6. межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей;
7. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общества.
|
Роль игры в воспитании школьников.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения и воспитания, развивающей подобные умения, является игра во внеурочное время, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке.
В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением.
Виды игр, их педагогическое значение.
Игровая деятельность это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствие, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры – забавы. Ко второму типу относят игры сюжетно – ролевые. Правила в них существуют неявно. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр.
|
Подвижные игры важнейшее средство физического воспитания детей в школьном в особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.
Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.
Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действие друг друга. Необходимость подчинения правилам, на страже которых стоит общественное мнение, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, умение подчиниться коллективу и бороться за его честь. Обязательным условием морально – волевого сплочения коллектива и средством управления его настроением становятся соревнования по подвижным играм.
Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно – образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи.
Несмотря на различные, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во – первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во – вторых, от того, каким героем подражают дети; в – третьих, обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласование действий с партнерами, самоограничение во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.
Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое; игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.
В интеллектуальных играх творческая задача – принять решение в нестандартной ситуации. В сюжетно – ролевых, играх – драматизациях задача другая, но не менее творческая, - вообрази, придумай изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача – найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. Нетрудно заметить, сколь важны самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня.
Чувство радости от победы, восхищение красотой комбинаций, ритмом, наслаждение и удовлетворение от выявления своих способностей, эмоциональная насыщенность, активно – творческий характер делают игры важным средством воспитания детей.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленности в выполнении
Таким образом, игры связаны со всеми сторонами формирования личности и способствуют всестороннему развитию. Игры несут в себе как познавательные, так и моральные качества, расширяют их познания о мире в целом, способствуют физическому развитию, развитию трудовых и общественных навыков, развивают творческие способности и потребности детей, дают им эстетическое наслаждение, служат одним из средств развлечения.
План-конспект урока