МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра государственного и административного права
Творческая работа: Глоссарий «Свода Юстиниана»
Тема: «Римский брак»
Выполнил: студент 411 гр. Иванов В.В.
Проверил: доцент кафедры ГАП, к.и.н., Отрокова О.Ю.
Самара – 2011
ПЛАН:
Введение 3
Понятие римского брака 4-5
Условия вступления в брак 5-6
Виды брака 6-7
Условия расторжения брака 7-8
Заключение 9
Список литературы 10
Введение
Актуальность темы.
Институт брака известен человечеству давно. Брак является основой семьи, а семья – это ячейка общества. В разные исторические эпохи менялось содержание, формы и характер брака как союза женщины и мужчины. В Древнем Риме брак существовал свыше тысячи лет и по праву может считаться классическим институтом для европейской традиции. Изучение основ римского брака позволяет лучше понять особенности современного семейно-брачного законодательства.
Проблемный вопрос.
В своей творческой работе мне представляется важным исследовать вопрос о сущности римского брака и его особенностях.
Характеристика источников и монографий.
Главный источник для изучения – это книги 23 и 24 «Дигест Юстиниана»[1], в которых юристы пишут об условиях заключения и расторжения брака, приданом и брачном сговоре. Также довольно интересный материал для исследования дает книга 1 «Институций Гая»[2], в которой вопросы агнатско-когнатского родства рассматриваются в связи с формами брака.
Историография по брачному праву Рима довольно содержательна. В своих выводах я опиралась на оценки Санфилиппо Ч[3]., Дождева Д.В.[4], Кучмы В.В.[5], Борисевича М.М.[6] и др. Причем далеко не все из вышеперечисленных авторов уделяют достаточно внимания рассмотрению института брака, и только Чезаре Санфилиппо сравнивает римский брак с современным.
Понятие римского брака.
Исследование вопроса о сущности брачного союза имеет прочную античную традицию. Среди юристов наиболее популярным было мнение Модестина.
Модестин: «Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого».[7] Здесь, таким образом, подчеркивается объединение полов в союзе, причём брак понимается многогранно: как телесный и духовный союз, единение всей жизни.
Романисты отчасти разделяют античное понимание брака.
Дождев Д.В. отмечает: «Брак…………………………….»[8]
Санфилиппо Ч.: «…………………………………………..»[9]
Кучма В.В. «………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..»[10]
Боголепов Н.П. «……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….»[11]
Выводы: здесь следует обобщить имеющийся материал по признакам сходства и отличия в мнениях авторов.
Условия вступления в брак.
По аналогичному плану излагается каждый последующий вопрос.
Заключение.
В заключении формулируются выводы по теме, которые согласуются с выводами в разделах реферата и в обобщенной форме дается ответ на проблемный вопрос.
Список литературы.
А. Источники.
Б. Учебники и учебные пособия.
В. Монографии.
Г. Периодическая печать.
Д. Справочники, энциклопедии.
ОБРАЗЕЦ - МАКЕТ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ ДЛЯ ОППОНИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра кафедры государственного и административного права
Творческая работа: Глоссарий «Свода Юстиниана»
Рецензия
Студента 411 гр. Петрова А.А.
На работу «Римский брак», выполненную студентом 411 гр. Ивановым В.В.
Проверил: доцент кафедры государственного и административного права, к.и.н. Отрокова О.Ю.
Самара – 2011
РЕЦЕНЗИЯ
Выполняется по плану:
Актуальность темы.
Правильность постановки проблемного вопроса.
Освещение краткой историографии вопроса.
4. Продуманность плана работы.
Глубина анализа источников и литературы.
Самостоятельность выводов автора.
Содержательность основной части.
Правильность оформления работы и наличие сносок.
Основательность библиографии.
Логика и научный стиль изложения, оригинальность взгляда на проблему.
Ораторское мастерство докладчика.
[1] Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1/од ред. К.И.Батыра. – М.: Юрист,1996. С.231.
[2] Там же. С. 89
[3] Санфилиппо Ч. Курс римского частного права./ Пер. с итал. Дождева Д.В. –М.: БЕК, 2002.
[4] Дождев Д.В. Римское частное право. М.: Инфра, 1997.
[5] Кучма В.В. Государство и право древнего мира. Волгоград, офсет, 1998.
[6] Борисевич М.М. Римское частное право. М.: Юриспруденция. 2001.
[7] Дигесты. Кн. 23 Тит. 2.Фр.1. /Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1/од ред. К.И.Батыра. – М.: Юрист,1996. С.232.
[8] Дождев Д.В. Римское частное право. М.: Инфра, 1997. С.
[9] Санфилиппо Ч. Курс римского частного права./ Пер. с итал. Дождева Д.В. –М.: БЕК, 2002. С.
[10] Кучма В.В. Государство и право древнего мира. Волгоград, офсет, 1998.С.
[11] Боголепов Н.П. Учебник истории римского права. М.Зерцало. 2004. С.