ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА С ПОДРОСТКАМИ «ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА»
Цели:
• познакомить учащихся с понятием «конфликт»;
• способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее;
• научиться искать пути сотрудничества, видеть «плюсы» среди «минусов»;
• формирование социально одобряемых форм поведения;
• развитие коммуникативной культуры.
Оборудование:
• Два нарисованных дерева.
• Листья дуба, вырезанные из цветной бумаги для начала урока и подведения его итогов.
• Бумага для упражнения «Снежинки» и «Рисунок вдвоем».
• Бланк анкетирования «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».
• Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации».
• Запись песни «Дружба крепкая».
• Правила Карнеги для учащихся.
Ход занятия:
У нас каждое дело должно пройти пять стадий:
шумиху, неразбериху, поиск виновного,
наказание невиновного и
награждение непричастного.
Идея Паркинсона
— Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликт», причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.
— Ребята, что такое конфликт? (ответы детей).
— Свои ответы запишите на разноцветных листочках, которые лежат у вас на столах.
Конфликт в переводе с латинского означает «столкновение», а с точки зрения психологии Конфликт — явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
— Посмотрите на эти 2 дерева. На первом дереве будут расти листочки- знания о понятии «конфликт». А вот на втором вырастут листочки, новые знания, которые вы получите на нашем занятии (листочки с ответами прикрепляются к 1 дереву).
|
— Страх, злоба, обида, ненависть — главные чувства конфликтов. Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Ведь люди все разные! И сейчас мы убедимся в этом при выполнении разных заданий.
Упражнение «Снежинки»
1. Возьмите листок.
2. Сложите его пополам.
3. Оторвите правый верхний угол.
4. Сложите еще раз пополам.
5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
6. Еще раз сложите пополам.
7. И еще раз оторвите верхний правый угол.
8. Разверните листок и покажите свое «произведение искусства» одноклассникам.
— Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло? (Ответы детей).
— Правильно, если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом.
«Рисунок вдвоем»
Класс делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т.д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
|
— Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.
— Ребята, попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации? Расскажите.
— Бывают ли у вас конфликты с родителями? В чем их суть?
— Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе с друзьями и учителями, в семье?
Упражнение «Ответ с улыбкой»
— Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).
— Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
Ш На перемене играя ты нечаянно наступил(а) на ногу рядом стоящему однокласснику. Твои действия? Реплика должна быть с улыбкой.
Ш Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ш Вы получаете записку с вашим именем: «А + В= Любовь». Ваша реакция.
Итоги:
— Что нового и полезного вы узнали? Ответы запишите на листочках и поочередно зачитайте классу, а затем прикрепите их ко 2 дереву. Сравните два дерева и сделайте вывод.