Контекст использования открытых вопросов




Использование открытого вопроса необходимо, когда мы хотим получить спонтанный ответ. Этот тип вопросов дает сведения о содержимом кратковременной памяти опра­шиваемых, он позволяет также узнать, что им приходит на ум, когда они думают о чем-либо (по-английски это называется top of mind).

Обращение к открытому вопросу также неизбежно, когда мы хотим получить дополнительные качествен­ные сведения с целью прояснения значения ответов, по­лученных путем закрытого вопроса. Преследуя такую цель, предпочтительно дать людям возможность свобод­но высказаться.

В таком случае закрытый вопрос дополняется откры­тым вопросом типа «Почему?» или «Как вы объясняете свой выбор?». Не следует злоупотреблять данной тех­никой, поскольку ее повторное употребление может по­родить у опрашиваемых ощущение, что интервьюер им не доверяет или ждет каких-то оправданий. Этот прием должен использоваться только в качестве дополнения к очень важным закрытым вопросам, ответы на которые сложно проанализировать.

Открытые вопросы представляют собой интересный прием сбора информации, когда мы работаем с поиско­вым исследованием и прежде всего желаем собрать бога­тую информацию с целью инноваций. Этот подход зача­стую используется для изучения представлений индиви­дов, их ожиданий или значения, которое они придают некоторым практикам. Когда мы не располагаем предше­ствующими исследованиями, которые позволят с точно­стью выделить данные явления, зачастую желательно ис­пользовать открытый вопрос, давая опрашиваемым воз­можность высказаться субъективным образом.

Использование открытых вопросов также в некото­рых случаях связано с тем, что они позволяют сделать анкету проще (Lebart, Salem, 1994). Когда на один вопрос возможно большое число ответов, зачастую сложно вы­делить существенные варианты; слишком синтетический список повлечет потерю информации, слишком детали­зированный утомительно читать. Эту сложность можно обойти при использовании открытого вопроса; этот тип вопросов действительно позволяет получить детальные сведения, не загромождая анкету длинным списком ва­риантов.

 

Пример. Чем вы занимаетесь в отпуске?

 

Открытые вопросы, используемые в данном случае, обычно предварительно закодированы. Вопрос формули­руется как классический открытый вопрос, но исследо­ватель имеет список вариантов ответов, о котором ниче­го не знает опрашиваемый. Когда он отвечает, интервьюер старается сразу осуществить кодирование. Каждый раз. когда это представляется возможным, он связывает толь­ко что услышанный ответ с одним из вариантов в списке. Когда это ему не удается, он отмечает несколько ключе­вых слов, которые явятся объектом посткодирования во время обработки данных опроса. Это удобный прием. Но он должен использоваться с определенной осторож­ностью. Не все интервьюеры реагируют одинаково. Они располагают лишь очень коротким отрезком времени для того, чтобы закодировать услышанное. Кроме того, коди­ровка, которую они осуществляют в ходе сбора данных, не может быть ни проконтролирована, ни исправлена.

Открытые вопросы могут также использоваться в слу­чае, когда исследователь не располагает достаточными сведениями для составления исчерпывающего списка ва­риантов ответа. Тем не менее в этом пункте следует быть осторожным. Когда нам не удается разработать список вариантов ответа, это зачастую означает, что предвари­тельное документальное исследование или полевая рабо­та не были достаточно углубленными. Не стоит слишком быстро отказываться от использования закрытого вопро­са. Когда мы сталкиваемся с трудностью такого рода, нуж­но обратиться к дополнительному изучению предмета (литература, пилотное исследование); это позволяет со­брать необходимые для составления удовлетворительно­го списка вариантов сведения.

Наконец, существует также важный частный случай, заслуживающий упоминания. Иногда необходимо найти для опрашиваемого место в классификации, в которой они сами не могут себя расположить. Подобное происхо­дит, когда мы хотим использовать номенклатуру профессий и социопрофессиональных категорий (PCS) Нацио­нального института статистики и экономических иссле­дований (INSEE). В большинстве случаев опрашиваемые не обладают достаточной информированностью, чтобы самостоятельно найти свое место в этой классификации. Если бы им представляли список PCS с использовани­ем закрытого вопроса, многим из них было бы сложно уловить, что включают в себя те или иные рубрики. Это, в частности, касается категории «промежуточные про­фессии», которую непосвященные считают двусмыслен­ной, в то время как она обладает очень четким значени­ем. В номенклатуре INSEE данная категория включает в себя разнообразные профессии, в числе которых находят­ся преподаватели колледжей, средний медперсонал, сек­ретари и редакторы муниципальных учреждений, торго­вые представители, бухгалтеры, старшие мастера, про­рабы, а также духовные лица. Желательно не просить опрашиваемых самостоятельно найти свое место в этой классификации, а собирать сведения, которые позволят определить в дальнейшем их социопрофессиональную категорию. Для этого используется открытый вопрос: оп­рашиваемых просят указать их профессию. Эти сведения дополняются другими вопросами, открытыми или за­крытыми, связанными с их статусом и сферой деятель­ности, и т. д. Наконец, в ходе обработки ответов обу­ченный методу INSEE персонал анализирует ответы и определяет социопрофессиональную категорию, к ко­торой принадлежат опрашиваемые лица. Это долго и дорого, но данная техника позволяет получить высоко­надежные данные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: