Иппотерапия для детей: как лечит верховая езда
С незапамятных времен лошади шли бок о бок с человеком, сопровождая в работе, в домашнем хозяйстве, в пути, на празднике и на войне. А о том, что общение с лошадями положительно влияет на здоровье человека, говорили еще Гиппократ и Парацельс. И хотя технический прогресс позволил нам, как минимум, перемещаться без этих прекрасных животных, кое-где без них все еще не обойтись. Продолжая серию материалов о пет-терапии, автор «Дэйли Бэби» разобрался, что это такое иппотерапия и зачем она нужна.
На что жалуетесь?
Иппотерапия — вид пет-терапии (терапии заболеваний с помощью животных), одна из форм лечебной физкультуры, которая использует общение с лошадью и езду верхом в качестве средства реабилитации, адаптации, воспитания и иногда даже лечения. В литературе часто встречается также термин «лечебная верховая езда (ЛВЕ)». В Европе интенсивное развитие иппотерапии началось после 1960 года: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше. В 1991 году в Москве появился Детский экологический центр «Живая нить» — первый в России центр, специализирующийся на этом виде пет-терапии как методе реабилитации.
У иппотерапии длинный список показаний. Ее рекомендуют как дополнительное средство реабилитации детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), при ампутации, артритах, нарушениях мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах, потере органов чувств, миопатии, рассеянном склерозе, эпилепсии, остеохондрозе, сколиозе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушением кинетики, последствиях полиомиелита, ишемической болезни сердца, ожирении, неврастении, моторной алалии, задержках умственного развития и депрессиях. Большое число исследований посвящено и терапии больных ДЦП. Ученые также говорят о благотворном влиянии иппотерапии на опорно-двигательную, нервную, дыхательную и эндокринную системы в целом, а также на органы кровообращения и пищеварения.
|
Во время верховой езды тело человека откликается на движения, поэтому, произвольно или нет, она задействует почти все мышцы человеческого тела. Ритмические колебания животного при движении в зависимости от интенсивности в разной степени активизируют, массируют и расслабляют мышцы наездника.
Можно сказать, что иппотерапия — это физиотерапия, в которой лошадь становится живым тренажером.
Однако главный терапевтический фактор лечебной верховой езды — комплексная активизация и мобилизация организма. Комплексная значит не только физическая, но и психологическая. Прогулка на лошади одновременно развивает способность держать равновесие, ориентироваться в пространстве, координировать движения, помогает научиться справляться со стрессом, концентрировать внимание на словах терапевта, запоминать и планировать последовательность своих действий.
У иппотерапии есть и социальные эффекты. Она улучшает коммуникативные функции за счет взаимодействия с иппотерапевтом, коноводом и участниками иппотерапевтической группы, увеличивает эффективность и качество социализации личности, упрощает интеграцию инвалидов в общество, развивает трудовые навыки по уходу за животным. Последнее особенно важно для людей с умственной отсталостью — ведь если они справятся с этой задачей под наблюдением конюха, уход за лошадьми может стать для них реальной профессией и помочь адаптироваться к самостоятельной жизни.
|
Кроме того, верховая езда задействует механизм мотивации: несмотря на страх и неуверенность в своих силах, большинство детей приходит в восторг, видя большую лошадь, загорается желанием проехать верхом и научиться ею управлять. Это помогает преодолеть страх и в результате значительно повысить самооценку ребенка. А тот факт, что во время занятия не используются какие-либо приспособления, намекающие на инвалидность, позволяет ребенку и родителю на время отвлечься от хода жизни человека с ограниченными возможностями и дает детям почувствовать уверенность в себе, а его родным — гордость за своего ребенка.
Ограничения
Иппотерапией категорически нельзя заниматься тем, кто имеет злокачественное течение гипертонической болезни, острый тромбофлебит, трофические язвы, грыжи дисков больших размеров, нестабильность позвоночника, нарушения равновесия и тем, кто недавно перенес инсульт или инфаркт. Врачи также рекомендуют отказаться от этого метода при воспалительных заболеваниях мочевыделительной системы, предстательной железы, гинекологических заболеваниях в стадии обострения, острых заболеваниях внутренних органов, гемофилии, ломкости костей. И конечно, с осторожностью прибегать к этому методу стоит тем, у кого аллергия на животное или непреодолимый страх перед ним. Внимательно следите за ребенком и отмечайте, не ухудшается ли его состояние по другим причинам.
|
Как все устроено
Сразу обрадуем: несмотря на то, что в названии метода присутствует слово «терапия», медкабинетов, белых халатов и прочих ужасов походов в поликлинику на занятии вы не увидите. Во многом иппотерапевтические практикумы проходят почти так же, как обучающее занятие для человека без особенностей и ограничений. Почти, потому что некоторые тонкости все же есть.
Программа терапии разрабатывается индивидуально для каждого пациента в зависимости от уровня физических и интеллектуальных возможностей после беседы с иппотерапевтом.
Для занятий с самыми трудными детьми применяется тепло тела лошади, тесное общение с животным, ритмичные колебания его тела. Для менее тяжело пораженных больных это становится только первым этапом, после которого детей учат основам управления лошадью, а затем и верховой езды. Наиболее сохранные в ментальном и физическом плане пациенты после этих двух этапов переходят к занятиям райттерапией — верховой езде при активном участии самого наездника. А самый высокий уровень — это занятия верховой ездой по адаптированной для инвалидов программе и участие в показательных выступлениях клубов и даже соревнованиях.
Урок может проходить индивидуально или в группе. Проводят его инструктор, коновод и страхующий.
Инструктор руководит процессом и взаимодействует с пациентом. Он должен иметь профильное образование — медицинское, педагогическое, психологическое или физкультурное, — и дополнительное в области иппотерапии. Перед началом занятия не стесняйтесь попросить его показать свои дипломы и сертификаты, поинтересуйтесь, какой у него опыт и стаж работы.
Задача коновода — водить животное по команде инструктора и отвечать за здоровье и тренированность лошади.
Страхующий находится рядом с ребенком на случай непредвиденных ситуаций, в ряде случаев эту функцию выполняет сам инструктор. В зависимости от степени тяжести заболевания, возраста и веса пациента, число страхующих может меняться, и вместо традиционного одного, следующего по одну сторону лошади, добавляется второй, по другую. Иногда это еще один инструктор, а иногда — родитель после предварительного инструктажа. Чем более самостоятелен пациент, тем меньше он нуждается в помощи и страховке, однако несмотря на это, во время занятия коновод и инструктор все равно находятся рядом. Таковы правила.
При работе с детьми с РАС в связку обязательно включается мама, и тогда лошадь становится проводником между мамой и ребенком: взаимодействие с животным на невербальном уровне помогает пациенту оставаясь внутри своего комфортного мира, выходить из изоляции от окружающей действительности и адаптироваться в ней.
Занятие начинается со знакомства с инструктором и лошадью, затем ребенок садится на нее и вступает в фазу адаптации. В основной части он выполняет различные игровые задания и упражнения верхом на лошади, при этом животное двигается шагом или рысью. В финале занятия всадник спешивается и угощает животное яблоком, морковью или сухарями. После занятия инструктор общается с родителями.
Выбор лошади вам не доверят — это делают инструкторы-иппотерапевты.
Ключевые критерии отбора таковы: лошадь должна быть абсолютно здоровой, иметь добрый и спокойный нрав, умеренный темперамент, ровный ход, спокойно реагировать на человека и быть старше 5 лет. Удобно, когда у нее широкая спина и высота в холке 140-150 см. Порода значения не имеет, важно, чтобы это была кобыла или мерин — и ни в коем случае не жеребец.
Иппотерапия, направленная на реабилитацию опорно-двигательного аппарата, обычно не проводится на пони из-за биомеханики их движения, которая для этого не подходит. Однако если речь идет о социальной, психотерапевтической или логопедической работе, это условие уже не будет жестким.
Подходящая лошадь проходит специально разработанный интенсивный тренинг. Соблюдение этих условий важно для обеспечения не только безопасности пациентов, но и комфорта лошади, ведь во время занятия она сталкивается с нестандартными условиями: большим числом людей, резкими звуками, нескоординированными движениями и непривычными реакциями наездника.
Один из базовых смыслов иппотерапии заключается в благотворном воздействии на организм человека тепла тела лошади: его температура на 1-1,5 градуса выше нашей нормальной, поэтому все занятия проходят без седла. На спине лошади может быть вальтрап (суконное покрывало, подкладываемое обычно под седло), гурт с ручками (ремень, фиксирующийся в районе холки лошади, чтобы начинающему наезднику было, за что держаться) или пеленка, но никаких седел.
Иппотерапией можно заниматься не только на живой лошади: сегодня существует целый ряд специальных тренажеров-имитаторов лошадиных движений. Один из них весной этого года создали студенты-инженеры из Университета Райса в американском Хьюстоне.
Роботизированную лошадь назвали Стьюи (Steiwe), и она готова помогать заниматься иппотерапией тем, для кого она недоступна. Робот, внешне напоминающий ослика Иа из советского мультфильма, может имитировать шесть вариантов походки, соответствующие основным аллюрам лошади, и выдерживать людей весом до 113 кг. Его созданию предшествовали исследования биомеханики движения лошадей на ранчо в Техасе, а также целый ряд изобретений студентов предшествующих курсов университета. Проект еще не окончен: впереди доработка технологии и создание сидений для разных видов заболеваний. Но несмотря на это и тот факт, что как симулятор движений лошади Стьюи далеко не первый, он определенно имеет все шансы носить звание самого милого из них.
Дарья Крылова
Иппотерапия для детей-инвалидов
Слово «иппотерапия» дословно с греческого переводится как «лечение при помощи лошади». Издавна люди знали об исцеляющих способностях этого животного. Еще Гиппократ говорил о благоприятном влиянии верховой езды на здоровье человека.
В наши дни иппотерапию применяют для решения широкого круга задач: для реабилитации больных ДЦП, для коррекции расстройств аутистического спектра, для профилактики сколиоза, для реабилитации после инфаркта миокарда, инсульта, для работы с детьми с задержками в речевом развитии, для коррекции невротических расстройств, и т.д.
«Иппотерапия для детей-инвалидов» - особая форма лечебной физкультуры, направленная на реабилитацию ребенка-инвалида посредством лечебной верховой езды на живой лошади.
Реабилитационные услуги по иппотерапии позволяют решать следующие основные задачи:
· противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной заболеванием ребенка-инвалида;
· развивать физическую активность ребенка-инвалида;
· способствовать восстановлению нарушенных функций ребенка-инвалида;
· улучшать или восстанавливать утраченные навыки ребенка-инвалида;
· обеспечивать реабилитацию посредством формирования новых или восстановления утраченных навыков.
Положительными результатами предоставления услуг реабилитации детей-инвалидов на основе иппотерапии являются:
· комплексное сочетание различных терапевтических воздействий:
· рефлекторное стимулирующее воздействие на все органы чувств, лечебная физическая культура, массаж, общее закаливание организма;
· психотерапевтическое воздействие;
· формирование новых двигательных навыков;
· увеличение амплитуды движений в суставах, уменьшение спастичности мышц;
· профилактика подвывиха бедра, предупреждение контрактур в суставах;
· формирование тонкой моторики рук и ног, улучшение равновесия и координации движений, уменьшение выраженности гиперкинетического синдрома;
· снижение эмоциональной лабильности, повышение психической активности, мобилизация волевой деятельности;
· нормализация и улучшение эмоционально-поведенческих реакций:
· повышение самооценки, уверенность в своих силах, уменьшение страхов, агрессивности, замкнутости;
· стимулирование развития речи, обучаемости и внимания;
· формирование новых коммуникативных навыков, расширение круга общения;
· повышение устойчивости к физическим нагрузкам.
Услуги по реабилитации на основе иппотерапии предоставляются с 2013 года детям-инвалидам, имеющим медицинские показания по заключению медицинской организации. Услуги предоставляются бесплатно, не менее одного раза в неделю, продолжительность одного занятия не менее 30 минут. Общий курс реабилитации на основе иппотерапии одного ребенка-инвалида составляет не менее 40 занятий в год.
С 2018 года разработан новый порядок предоставления услуг. Услуги по реабилитации на основе иппотерапии предоставляют НКО, получившие грантовую поддержку комитета по социальной защите населения Лениградской области на основе конкурсного отбора некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий в сфере социальной поддержки и защиты граждан.
В настоящее время в Ленинградской области 5 таких организаций:
· Автономная некоммерческая благотворительная организация «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» (Всеволожский муниципальный район);
· Фонд социальной поддержки населения МО «Выборгский район» (Выборгский муниципальный район.);
· Региональная общественная организация «Центр молодежной политики Ленинградской области «Делами.ру» (Гатчинский, Волосовский, ТОсненский муниципальные районы);
· Ленинградская областная общественная организация «Конно-спортивный клуб «Новополье» (Ломоносовский муниципальный район, Сосновоборский городской округ);
· Тихвинская городская организация Ленинградской областной организации Всероссийского общества инвалидов (Тихвинский муниципальный район).
Еще Гиппократ отмечал общеукрепляющий эффект от занятий верховой ездой. В 1751 году Дени Дидро в трактате «О верховой езде и ее значении для сохранения здоровья» писал: «В каждую эпоху считалось признанным, что физические упражнения являются наиболее надежным и эффективным способом поддержания здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их при первых же проявлениях». Французский врач Перрон в конце XIX столетия одним из первых дал научное объяснение воздействия верховой езды на организм. Он утверждал, что благоприятное влияние верховой езды заключается в активизации двигательных, дыхательных функций, кровообращения и других органов и систем.
В 1953 году в Норвегии был открыт первый специальный центр верховой езды для детей-инвалидов.
В 1991 году на VII Международном конгрессе в Дании была утверждена Международная федерация верховой езды для инвалидов (FRDY).
О влиянии верховой езды на организм человека:
1) При верховой езде включаются в работу практически все группы мышц, при этом происходит регулирование мышечного тонуса. При правильной посадке на лошадь расслабляются наиболее спастичные мышцы бедер и голени.
2) Сидя на лошади, двигаясь вперед вместе с ней, ребенок старается сохранить равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и проблемные мышцы.
3) Ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают расслабление спастичных мышц.
4) Расслаблению мышц бедер и ягодиц способствует также тепловой эффект от спины лошади, температура тела которой равна 37,5 С.
5) Верховая езда уменьшает амплитуду и количество гиперкинезов, улучшает координацию движений.
6) Движение лошади происходит во всех трех плоскостях — фронтальной, сагиттальной и горизонтальной. При этом трехмерное движение спины лошади, идущей шагом, формирует нормальные сенсомоторные стереотипы, то есть у всадника возникает ощущение нормального прямохождения.
7) Верховая езда развивает ориентацию в пространстве и ощущение своего тела в пространстве, что также важно для детей с ДЦП.
8) Верховая езда влияет самым непосредственным образом на оба полушария мозга, так как происходит трехмерное движение лошади и всадника с постоянным пересечением средней линии тела.
9) Ни один из спортивных снарядов не дает такой сильной мотивации, как лечебная верховая езда, при которой подавляется чувство страха, происходит максимальная мобилизация волевой сферы, при этом у ребенка появляется уверенность, самоутверждение и занятия воспринимаются как развлечение, игра, удовольствие.
10) Верховая езда помогает освоению сложных точных движений, воздействуя на разные части тела и улучшая зрительно-моторную и слухово-моторную координацию, вестибулярный аппарат, формируя схему собственного тела.
11) Верховая езда расширяет представления ребенка о животных, окружающей природе и его месте в окружающем мире, повышает специальную адаптацию ребенка.
12) Верховая езда дает эмоциональный подъем, радость от общения с лошадью, повышает настроение, активизирует познавательную сферу и психику ребенка.
В нашей стране ЛВЕ стали применять в конце 80-х годов ХХ столетия в Грузии в Тбилисской медицинской академии последипломного образования (профессор Д. М. Цверава). Все инструкторы и методисты по ЛВЕ в России являются учениками Дмитрия Михайловича. В 1991 году в Москве на базе центрального ипподрома открыт первый в стране центр иппотерапии для детей-инвалидов. Первые российские конноспортивные соревнования для инвалидов по программе специальной олимпиады проведены в Москве в 1996 году.
КЕНТАВРИК – Санкт-Петербургская региональная общественная организация инвалидов