Текст экскурсии «Мелекесс кинематографический»




 

1 пункт. Здание Посадской управы. Ул. Красноармейская, 8. Время на пункте – 4 мин, на переход 4 мин.

Здравствуйте, меня зовут … Я являюсь членом актива музейной комнаты Многопрофильного лицея города Димитровграда Ульяновской области. Сегодня вы познакомитесь с Димитровградом неизвестным – Димитровградом кинематографическим. Вам будет представлена краткая история развития мировой и российской кинематографии, вы пройдетесь по улицам Мелекесса и познакомитесь со зданиями и площадями, связанными с развитием кинематографии в Мелекессе. Вам предстоит узнать, как долго длились первые фильмы, какова была цена на билет в кинотеатр в разное время, кто такие тапёры и много других интересных подробностей. Наша пешая экскурсия продлиться 50 минут. После рассказа на каждом из пунктов экскурсии я готова ответить на ваши вопросы. Распологайтесь поудобнее. Начинаем!

Что такое кинематография? Это совокупность фильмов с одной стороны, и средств для их создания и просмотра с другой стороны. Кинематография зародилась за тысячи километров от Мелекесса – в Америке. В 1891 г. изобретатели Эдисон и Диксон изобрели кинетаскоп. Он представлял собой шкаф с окном, в котором перфорированная полоса из целлулоидной плёнки быстро прокручивалась между лампочкой и линзой. Цена за просмотр 25 центов.

Французы, братья Люмьер, изобрели лёгкий проектор – синематограф. Теперь можно было снимать фильмы на открытом воздухе, быстро готовить их к просмотру и показывать на большом экране. В 1895 г. в Париже состоялся первый коммерческий показ с помощью синематографа Люмьеров под названием «Рабочие, покидающие фабрику».

Первые фильмы были «немыми», «чёрно-белыми» и короткими. Плёнки, намотанной на «бабину», хватало для просмотра в течение 60 секунд. Вскоре научились объединять короткие сцены в фильмы. Сценические эффекты монтажа, панорамные съёмки, обратная проекция стали основой языка кино. Кинематограф триумфально «зашагал» по всей планете.

Вернёмся в Мелекесс конца XIX в. Что он собой тогда представлял?

Село Мелекесский завод включало в себя земли до речки Мелекесски, от Красноармейской, где мы сейчас стоим, до улицы Черемшанской. Административно относилось оно к Самарской губернии. Ставрополь-на-Волге, ныне Тольятти, был уездным центром, но село превосходило его – по численности населения, количеству предприятий, и торговому обороту. Причины этому – особое географическое положение, климатические условия и … люди.

В 1877 г. село получило новое имя – Мелекесс и статус посада с правом городского самоуправления. В следующем году состоялось первое заседание гласных Мелекесской посадской думы, на котором председателем был избран Константин Марков. Открытие кинотеатров не могло обойтись без ходатайства местной посадской думы и без решения губернских органов.

Старое название улицы, на которой мы с вами находимся – Грязная. На незамощённой улице весной и осенью трудно было передвигаться. Здесь был построено здание для посадской думы, которое работало в Мелекессе без малого 40 лет до декабря 1917 г. (см. Приложение №25). Одноэтажное деревянное здание на невысоком цоколе построено в стиле эклектики. Когда-то на крыше здания находился флюгер, в настоящее время он находится в Краеведческом музее Димитровграда. Здание внесено в список выявленных объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В 1897 г. в посаде проживало 8500 жителей, состоящих в основном из купцов и мещан. В посаде имелась почтово-телеграфная контора, общественный банк, земская больница, училище, земский склад с/х орудий и машин, 8 мукомольных мельниц, винокуренный завод, льнопрядильная и ткацкая фабрика и 50 торговых заведений. Купцы и городские предприниматели посада имели свои конторы и склады по всей России. Пароходы мелекесских купцов плавали по Волге, Каме, Вятке. В Мелекессе работали мужская и женская гимназии, приходские училища, воскресная школа, мужское и женское двухклассные училища. Мимо одного из двух зданий этой школы мы как раз сейчас проходим.

Промежуточный пункт. Памятник главе посада Мелекесс К.Г.Маркову на площади на перекрёстке улиц Самарской (Щепной) и III Интернационала (Большой). Время на пункте – по 4 мин, на переход 3 мин.

Мы остановились у Памятника,возведённого на пожертвования горожан.Двухметровая бронзовая скульптура купца Маркова в классическом стиле установлена на гранитном постаменте в 2003 г. Автор – скульптор С. Мокроусов. Памятник не имеет портретного сходства с оригиналом, перед нами собирательный образ купцов Мелекесса. На момент проектирования и строительства, не было известно изображение Главы посада. Только через год в «Альбоме городских голов Российской империи» был обнаружен портрет Маркова. (см. Приложение № 26).

Константин Григорьевич являлся первым и последним посадским головой, пробывшим на этом посту с перерывом почти 40 лет.

Во многом благодаря его управленческому таланту в Мелекессе начался настоящий промышленный бум. Посад едва ли не единственный в России городом не имел долгов перед казной. Численность населения посада достигла 15 200 человек. В 1915 г. Константину Григорьевичу было присвоено звание почётного гражданина посада Мелекесс, и его портрет был вывешен в здании посадской управы.

В 1917 г. посадская дума была распущена, Константин Марков – арестован. Есть версия, что расстрелян в Самаре. Документального подтверждения этому не найдено. Мудрый и достойный человек сгинул в революционном водовороте. Однако память о нём осталась.

2 пункт. Бывший доходный дом А. Соловьёва с кинотеатром «Модерн». Ул. III Интернационала, 95. Время на пункте – 4 мин, на переход – 2 мин.

Первое специальное помещение для показа кинофильмов «Nickelodeon» было открыто в США в 1905 г. Входная плата – 5 центов, т.е. «никель». О комфорте зрителей и сюжете картин не задумывались, достаточно было удивления техническим чудом. С увеличением длительности картин стали строить кинотеатры – дворцы по типу театральных.

Кинематограф в России называли поначалу «Живой фотографией», а кинотеатры – биоскопами или электротеатрами. В 1908 г. была создана российская кинокомпания Александра Дранкова, создавшая первый российский фильм «Понизовая вольница». Киноателье Ханжонкова сняло первый в мире сюжетный мультфильм, первый в России полнометражный фильм.

В 1896 г. прошли первые демонстрации фильмов в Петербурге, Москве, Киеве, в уездных городах и селах империи. Предприниматели покупали проекторы и пленку с фильмами и разъезжали по разным городам на массовых представлениях и ярмарках. Открылся первый постоянный кинотеатр в России в столице.

В 1913 г. в России работали 1412 кинотеатров, из них, 15 – в Самаре, 2 – в Мелекессе. Снято 129 картин. Кинематограф стал одним из самых распространённых зрелищ в России.

Первая Мировая война вызвала … расцвет художественного российского дореволюционного кинематографа. Росло общее число снимаемых фильмов в России, патриотических и пропагандистских лент. В 1916 г. в России было выпущено 500 картин, продано 150 млн билетов в кинотеатры.

Жители посада могли познакомиться с «живой фотографией» раньше, чем в городе появились первые стационарные кинотеатры - на Никольской ярмарке.

Первый в Мелекессе кинотеатр с модным названием «Модерн» располагался на улице Большой (III Интернационала, 95), перед ним мы сейчас находимся. Это одно из первых каменных зданий Мелекесса. В середине 1910-х гг. оно принадлежало гласному, т.е. депутату, посадской думы Андрею Александровичу Соловьёву. Помещения первого этажа доходного дома Соловьёва сдавались в аренду под торговлю и синематограф. На втором этаже находились жилые квартиры, также сдававшиеся в аренду.

3 пункт. Бывший доходный дом Горностаевой с синематографом «Унион». Ул. III Интернационала, 88. Время на пункте – 4 мин.

В 1916 г. в посаде имелось 2 кинотеатра: «Рекорд» и «Унион». Где находился кинотеатр «Рекорд» неизвестно. Синематограф «Унион» располагался в доходном доме Горностаевой, перед которым мы остановились. Название «Унион» было очень популярно для кинотеатров. На первом этаже также находилась контора почтово-телеграфной связи. В летнее время синематограф «Унион» проводил киносеансы в летнем городском саду.

Доходные дома Соловьёва и Горностаевой включены в Список выявленных объектов культурного наследия города Димитровграда местного значения как памятники архитектуры. По архитектурно-стилистическим признакам здания датируются концом XIX в. В декоре использованы элементы древнерусского зодчества и классицизма.

Представим себе быт дореволюционного кинотеатра. В фойе раздавали программы киносеанса. Перед экраном располагался тапер-пианист или целый оркестр, сопровождавшие своими музыкальными импровизациями немые фильмы. В особой будке находился механик. Обслуживание киноаппаратов требовало сноровки и быстроты реакции. На каждый зал обычно требовалось два кинопроектора. Ленты кинофильмов для удобства транспортировки резались на 300-метровые куски. Одна бобина помещала 10-20 минут фильма. Когда во время показа одна катушка заканчивалась, требовалось быстро запустить на втором проекторе следующую, подогнав конец одной бобины к началу другой стык-в-стык, чтобы переход произошел незаметно.

Представьте себе центральную улицу Большую посада с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями и толпу ждущих у входа очереди в кинематограф… Загляните в зрительную залу, вас поразит состав публики: здесь офицеры и гимназисты, всякого рода интеллигенты в очках и с бородкой и чиновники, рабочие и модистки, приказчики и торговцы.

Тапёры, как и положено, отбивают веселые ритмы на разбитом рояле. На экране меняются сцены, разгораются страсти. Зрители кричат: «Киношник, крути сызнова!» И люди на экране смешно двигаются назад.

Что же смотрели в кинотеатрах 100 лет назад?

Это могли быть зарубежные фильмы («Тайны Нью-Йорка»). Отечественные киноленты также популярны. Мелекессцы могли познакомиться с экранизациями русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Пиковая дама», «Анна Каренина», «Дворянское гнездо», «Война и мир»), с эпизодами из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»). Или первым в мире сюжетным мультфильмом («Война усачей с рогачами»), с первым в России полнометражным фильмом «Оборона Севастополя», или с первым русским детективным сериалом («Сонька — Золотая Ручка»).

В столицах билеты стоили до 150 коп, в провинции 25–85 коп, детям – за полцены, билеты для «стоячих мест» - 15 коп. При зарплате рабочего в 8–20 руб. такие цены были малодоступны. Буханку хлеба стоила 4 коп.

Для организации места показа в простых квартирах сносили стены-перегородки и устанавливали стулья. Кино можно было смотреть целый день, ленты крутили без остановки.

На премьеру собиралась почтенная публика, сеанс чаще был закрытым. Организовывался гардероб и буфет, живая музыка. В обычные дни собирались зрители попроще. Одни безостановочно курили, другие лузгали семечки, некоторые заходили в зал просто погреться зимой, занося с собой запахи кислой капусты и пива. А эфирная или керосиновая горелка могла стать причиной пожара.

4 пункт. Здание вокзала станции Мелекесс Волго-Бугульминской железной дороги. Ул. Вокзальная, 28. Время на пункте – 6 мин., на переход – 3 мин.

В 1917 г. в России в марте пала монархия, а октябре к власти пришли большевики. Они установили в стране власть Советов. Советское правительство видело в кино средство агитации, пропаганды и воспитания масс. Предстояло строить новое, советское кино.

Кинопромышленники закрывали свои предприятия, конторы кинопроката кинотеатры, прятали и уничтожали аппаратуру, уезжали за границу. Часть киностудий вместе с аппаратурой и киноархивами были национализированы. Скорее всего, кинотеатры в Мелекессе закрылись.

Советская власть решила создать так называемые агитационные поезда. Передвигаясь по железной дороге, они содействовали упрочению советской власти на местах, мобилизации ресурсов в помощь фронту. На «борту» поезда работали политотдел, бюро жалоб типография, книжный магазин и … киноустановка.

В разное время на разных территориях России действовали пять таких поездов и один пароход всероссийского значения. Среди них охватом территории и размахом работы выделялся агитпоезд «Октябрьская революция». Возглавлял его Председатель ВЦИК М. И. Калинин.

Весной 1919 агитпоезд посетил Казанскую, Симбирскую и Самарскую губернии – ближайший тыл армий Восточного фронта. С 11-го по 13-е мая 1919 г. агитпоезд «Октябрьская революция» стоял на станции Мелекесс Волго-Бугульминской железной дороги. Одной из задач агитпоезда была мобилизация сил на борьбу с Колчаком. М. И. Калинин выступил с балкона Народного дома, встретился с работниками мелекесских предприятий.

Здание вокзала с печным отоплением и вытяжной вентиляцией было построено в нашем городе в 1915 г. (Вокзальная, 28). Оно внесено в Список выявленных объектов культурного наследия города Димитровграда местного значения как памятник архитектуры.

Красочный поезд, расписанный в стиле плакатов революционных лет, не мог не привлекать внимания. Огромные чудовища, пожирающие революцию; мускулистый рабочий во всю «вагонную величину» с мечом в одной руке и древком знамени в другой; текст на фоне огненного вихря: «Сгинет и поп и банкир. Смолкнут голодные стоны».

В октябре 1919 г. на одном из заседаний ВЦИК М. Калинин докладывал о работе агитпоезда «Октябрьская революция»: «В поездке было проведено 75 киносеансов, зрителей всего было 420 тысяч. Сеансы проводились непосредственно в вагоне, где были большей частью дети, а взрослые собирались тут же, у вагона, под открытым небом. Зрителей на каждом сеансе было от 5 до 10 тысяч».

Состоялся киносеанс и в Мелекессе. Представим себе атмосферу этого кинопоказа.

Перед сеансами с речами выступали агитаторы поезда. Звучали речи В. И. Ленина, революционные песни и марши, записанные на граммофонные пластинки. В дневное время киносеансы проводились в специально оборудованном вагоне. На открытом воздухе по техническим условиям – только после заката солнца. Вот картина одного из таких просмотров:

«Тишина, мерно трещит киноаппарат, и на белом экране, колыхаемом теплым ветерком, как символ новой жизни — Владимир Ильич Ленин. — Вот то батька Ленин! — слышно было, как мать говорила жавшимся к ней ребятишкам. — Глядайте, як живой!»

Кинорепертуар состоял из дореволюционных игровых лент, в т. ч. детских (мультфильм «Стрекоза и муравей»), научно-популярных фильмов общеобразовательного характера («Жизнь на дне моря», «Ледокол „Ермак“») и о сельском хозяйстве («Как подготовить корм», «Как выводить сорта трав»), короткометражных советских агиток («Вскрытие мощей Тихона Задонского» - верующим внушалась мысль: если тела святых истлели, значит нет ни святых, ни бога) и хроники («Годовщина революции»).

5 пункт. Здание магазина № 20 (торговые ряды «Пассаж» купца Севастьянова, кинотеатр «Смена»-«Октябрь»). Ул. Гагарина (Конная, Кооперативная). Время на пункте – 5 мин, на переход – 4 мин.

После Гражданской войны кинопроизводство восстанавливалось медленно. В 1921 г. киностудии страны выпустили 3 полнометражных игровых фильма, в 1923 — 13. Выпускались агитки, хроника, научно-пропагандистские «культурфильмы».

В 1921 г. в Поволжье свирепствовал голод, в уезде от недоедания умерло 10 тыс. человек, в Мелекессе — 1062 человека. Вряд ли в это время в посаде работали кинотеатры.

В стране появилось звуковое кино. Жизнь страны, достижения людей разных профессий освещались в документальных киножурналах («Социалистическая деревня», «Советское искусство», «Наука и техника») и полнометражных фильмах «Олимпиада искусств», «Симфония Донбасса»). Впервые озвучен немой фильм «Одна» о судьбе молодой учительницы. Первый полнометражный звуковой фильм «Путевка в жизнь» рассказывал о борьбе с детской беспризорностью и воспитании нового советского человека. Самым популярным был кинофильм «Чапаев», к концу 1930-х гг. его посмотрели 60 млн. человек.

В годы Великой Отечественной войны, Мелекесс, как и вся страна, жил под лозунгом – «Всё для фронта, всё для победы!». Более 20 тысяч мужчин и женщин из города и окрестностей ушли на фронт. В город были эвакуированы чулочно-носочная фабрика из Витебска, коллектив Житомирского театра музыкальной комедии, работники и архив Государственной Публичной библиотеки. В городе действовали три госпиталя, принимавшие эвакуированных раненных с фронта. Предприятия города производили продукцию для фронта.

Мелекесс был тыловым городом. О том, проходили ли здесь киносеансы, неизвестно. Возможно, они были на время прекращены. А может быть устраивались адресно, например, для пациентов госпиталей или работников предприятий. Ведь производство кинопродукции в СССР не было прекращено, а кино рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания, поддержания морального духа народа.

Научно-популярные фильмы инструктировали население о правилах поведении в той или иной ситуации. Кинохроника оперативно рассказывала о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Кинооператоры находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали на полях сражений. Все снятое ими включалось в «Боевые киносборники», выпуски «Союзкиножурнала», «Новостей дня», документальные фильмы.

Были сняты фильмы о значимых сражениях войны («Разгром немецких войск под Москвой», «Сталинград», «Орловская битва», «Берлин»), о борьбе народа с захватчиками в тылу («Ленинград в борьбе», «Народные мстители»).

В Мелекессе в 1940-е гг. существовал один стационарный кинотеатр «Смена», в 1949 г. переименованный в «Октябрь» (современный магазин №20, Гагарина, 17). До революции здесь был магазин Акима Романовича Севостьянова, после революции книжный магазин и универмаг. Вход в кинотеатр был на углу здания. Билетов, по словам старожилов, было невозможно достать. Афиши располагались по всему городу. На фотографиях видны названия кинолент - советско-американский фильм «Встреча на Эльбе», американский фильм с Диной Дурбин «Секрет актрисы», советская прокатная копия германского фильма «Под чужим именем».

В начале 1960-х гг. в здании надстроили второй этаж и разместили Клуб им. Валентины Терешковой. Но вскоре клуб закрыли, и вернули этому зданию торговое назначение.

6 пункт. Парк культуры и отдыха им. В.И.Ленина в 1950-1990-е годы. Ныне комплекс Свято-Преображенского собора с парком. Площадь Советов. Перекрёсток улиц Гагарина и Куйбышева (Конной и Старозаводской) до перекрёстка улиц Красноармейской и Куйбышева. Время на пункте – 6 мин, на переход – 3 мин. Всего 9 мин.

Мы находимся на месте Парка культуры и отдыха, в летнем театре которого в советское время в Мелекессе крутили кино. Парк был разбит на месте каменной Белой церкви, снесённой в 1930-е гг. вместе со всеми хозяйственными постройками и могильными памятниками.

В 1950-1952 гг. посетителей парка встречала массивная кирпичная оштукатуренная входная арка с кассами на углу – вход в парк был платный. Над калиткой надпись - «Парк КиО» (культура и отдыха).

Слева у входа в парк был установлен памятник В.И. Ленину с фонтаном. На центральной аллее были разбиты большие клумбы с цветами.

Ближе к забору стоял двухэтажный деревянный павильон, на первом этаже продавались сладости, соки, морсы и пиво, на открытой веранде второго этажа стояли столики со стульями. Справа ближе к выходу к ул. Комсомольская располагались бильярдная, дирекция и планетарий. Рядом, в отдельно стоящем здании – библиотека с читальным залом и радиоузлом парка.

Перед библиотекой были построена танцплощадка, где с большим успехом проходили танцевальные вечера под духовой оркестр. Работали аттракционы: самолет, карусель и качели «Лодочка». Рядом располагался Летний открытый театр. Парк украшали фонари с огромными шарами-плафонами, витые чугунные лавочки, скульптуры и огромное количество цветов.

К концу ХХ в. парк пришёл в запустение. В 2000 г. на его месте была построена часовня, позднее одно из хозяйственных помещений было приспособлено под церковь Святого Николая Чудотворца (во имя которого была освящена разрушенная Белая церковь). В 2007 г. рядом был построен и освящён Свято-Преображенский храм. Этот комплекс мы наблюдаем сейчас.

7 пункт. Здание торгового комплекса «Квадрат» (кинотеатра «Мир») на фундаменте Красной церкви. Улица III Интернационала, 93 (Большая). Время на пункте – 6 мин.

До 1950-х гг. в городе сохранился единственный храм, во имя Александра Невского - Красная церковь, освященная в 1893 г. В 1930-е г. богослужение в храме было запрещено и храм использовали под клуб и под склады. На колокольне пожарные устроили обзорную площадку для наблюдения за городом. В бывшем церковном саду устроили детский парк.

Точная дата уничтожения храма неизвестна. На фундаменте храма построили в 1960 г. широкоэкранный кинотеатр «Мир» на 520 мест.

Студенты тогда ещё действовавшего в городе Педагогического института, находящегося в шаговой доступности от кинотеатра, гости города, в 1970-е гг. посещали киносеансы кинотеатра «Мир», ходили на танцплощадку Парка культуры и отдыха. И многие из них не знали, что они стоят на фундаментах освящённых храмов.

Кинотеатр закрыли. Это здание в 1990-х гг. было продано коммерсантам. Вот уже более десяти лет оно пустует. В городе в настоящее время действуют два кинотеатра – «Прага» (основное здание на улице Гагарина и филиал на улице Ленина) и кинотеатр «Вега» (бывший «Спутник» на улице Ленина). Но это уже другая история.

Наша экскурсия подошла к концу. История кинематографа тесно связана с основными событиями ХХ в. Были в ней счастливые и трагичные страницы. Важно не забывать уроков истории и верить в лучшее будущее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: