Система световой сигнализации
Согласно Правилам ЕЭК ООН и Правилам дорожного движения все тракторы и автомобили должны иметь следующие светосигнальные приборы: фонари -- указатели поворотов оранжевого цвета: сигналы торможения красного. цвета, габаритные огни: передние - белого и задние - красного цветов; опознавательный знак автопоезда - три фонаря оранжевого цвета, установленные над кабиной, светоотражатели.
Указатели поворотов, кроме основной функции, сигнализируют аварийное состояние автомобиля (левые и правые фонари поворотов мигают одновременно). Указатели автопоезда должны излучать мигающий свет с частотой 1 - 2 Гц. На некоторых автомобилях устанавливают задние дополнительные габаритные фонари, которые используются в условиях малой прозрачности атмосферы, я боковые фонари-указатели поворотов.
Приборы системы освещения и схемы их коммутации.
На рисунке 1 приведена схема и указаны основные приборы системы освещения ВАЗ. Данная схема типична для современных автомобилей.
Рисунок 1. Схема системы освещения автомобиля ВАЗ 1 - фара, 2 - плавкий предохранитель, 3 - реле включения ближнего света,
4 - рем включения дальнего света, 5 - замок зажигания, 6 - переключатель света фар, 7 - включатель наружного освещения, 8 — контрольная лампа дальнего света
Фара - сложный световой прибор, основные элементы которого: отражатель, рассеиватель, лампочки, механизм регулировки направления света.
Отражатель собирает световой поток, испускаемый лампой и концентрирует его в пределах малого телесного угла, что позволяет получать большую силу света.
Отражатель полуразборного оптического элемента изготавливают яз стальной полированной ленты, а отражатель лампы-фары - из стекла. Внутренняя поверхность отражателя докрыта лаком, а поверх его наносят тонкий слой алюминия. Алюминиевая поверхность отражает до 90% падающего на него света. Рассеиватель предназначен для перераспределения светового лучка, исходящего от отражателя, и приведение его в соответствие с требованиями на светораспределемие. Соответствующее светораспределение обеспечивается за счет призм и линз на внутренней поверхности рассеивателя.
|
Лампочки фар головного освещения изготавливаются для определенной конструкции оптического элемента, этим обеспечивается точность расположения нитей нахала в фокусе к надежное соединение с контактной колодкой. В настоящее время применяют два тина ламп: газонаполненные я галогенные.
Вольфрамовые нити накала газонаполненных ламп помещают в стеклянную колбу, заполненную инертными газами. Наличие инертными газами позволяет повысить температуру нити какала и создать достаточное световое излучение.
Особенностью галогенных ламп является то, что колбу из кварцевого стекла заполняют смесью паров галогена (бром, йод) в инертного газа. Достоинство этих ламп определяется повышенной яркостью, частичным самовосстановлением нити, небольшими размерами, отсутствием осаждения вольфрама на внутренних стенках колбы, что обеспечивает постоянный световой поток в течение всего срока службы.
При замене галогенной лампы необходимо соблюдать осторожность и брать лампу перчатками или платком, чтобы не оставить жировых следов на стекле. Если такие следы имеются, то удаляют их спиртом. Жировое загрязнение приводит к потемнению стекла лампы, в результате уменьшается светоотдача лампы, она перегревается и быстро выходит из строя.
|
Маркировка ламп несет определенную информацию об их характеристиках. Например, марка А12-45-40 означает: расчетное напряжение лампы 12 В, мощность, потребляемая соответственно нитями дальнего и ближнего света, 45 и 40 Вт.
На производимых в настоящее время автомобилях применяют схему переключения, аналогичную изображенной на рисунке 1, она удобна для пользования и состоит из включателя (имеет два положения: освещение включено или выключено) и переключателя для включателя одного из режимов: габаритные огни, ближний свет дальний свет, кратковременное (нефиксируемое) включение дальнего света.
Однако используется и другая схема переключения, состоящая из головного переключателя света, имеющего три положения (I - освещение выключено, II - выключены только габаритные огни или ближний свет, III - включен ближний или дальний свет) и дополнительного (ножного) переключателя, изменяющего режим наружного освещения во II и Ш положениях головного переключателя.
Реле включения ближнего и дань него света необходимы для уменьшения. силы тока, проходящего через контакты переключателя. При изменении положения переключателя малые токи подаются к электромагнитной катушке соответствующего реле, которая, притягивая контактную планку, пускает ток к лампам.
5. Приборы системы световой сигнализации и их коммутация.
Схема типичной системы световой сигнализации (КАМАЗ) приведена на рисунке 2, там же перечислены приборы, в нее входящие.
|
В настоящее время используют электромагнитные и контактно-транзисторные прерыватели тока указателей поворотов, последние многофункциональны и более надежны Электромагнитные прерыватели обеспечивают только прерывистый сигнал указателя поворотов, а контактно- транзисторные, кроме этого, подачу сигнала аварийного состояния автомобиля, раздельный контроль исправности ламп, частота прерывания их не зависит от количества включенных ламп.
Включатель света стоп-сигналов работает как обычный контактный включатель и различается но талу привода: механический, гидравлический или пневматический. Тип привода определяется типом тормозной системы.
В сигнальные фонари (задние и передние указатели поворотов, сигналы торможения, фонари габаритов) устанавливают газонаполненные лампы мощностью от 20 Вт для легковых автомобилей и тракторов, до 25 - 28 Вт для грузовых.
/ |
Рисунок 2. Схема системы световой сигнализации (КАМАЗ) |
1- контактно-транзисторный прерыватель тока; 2,- включатель аварийной сигнализации; 3 - переключатель указателя поворотов; 4 - передний фонарь: 5 - задний фонарь, 6- боковой повторитель указателя поворотов; 7 - датчик стояночного тормоза, 8 - контрольная лампа стояночною тормоза, 9- реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 10 — включатель сигналов торможения; 11 - реле сигналов торможения; 12 - разделительный диод