Методические рекомендации
По написанию и оформлению курсовых проектов по дисциплине «Производственный менеджмент»
Новочеркасск 2018
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект в учебном процессе – это научная работа, выполняемая студентами в процессе обучения. Цель курсового проекта состоит в закреплении, расширении и углублении теоретических знаний, как по отдельному предмету, так и по совокупности предметов.
Курсовой проект позволяет проверить качество полученных студентами знаний и умение самостоятельно определить цель исследования и провести это исследование. Данная форма обучения требует проявления инициативности студентов в выборе темы, в подборе литературы, в написании работы.
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Процесс подготовки и защиты курсовых проектов включает следующие этапы:
1. Выбор темы и согласование её с научным руководителем.
2. Подбор литературы и её изучение.
3. Написание и оформление работы.
4. Подготовка доклада для защиты и защита курсового проекта.
К курсовым проектам предъявляются следующие требования:
1. На основе анализа экономической литературы должна быть представлена глубокая теоретическая проработка исследуемой проблемы. Теоретический анализ может быть дополнен анализом практического материала.
2. Должны быть систематизированы, наглядно представлены и обобщены цифровые данные в виде таблиц, графиков, диаграмм.
3. Использованная литература должна включать научные и аналитические монографии и периодические издания, ресурсы сети Интернет.
4. Материал курсового проекта должен быть изложен логично, последовательно, грамотным литературным языком с использованием научной терминологии.
|
5. Структура и оформление курсового проекта должны соответствовать установленным требованиям.
Готовый курсовой проект должен быть предоставлен научному руководителю до начала сессии.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Подготовительная работа к написанию курсового проекта
В рамках подготовки к написанию курсового проекта студентам необходимо четко представлять алгоритм и ход исследования, которое будет осуществлено в рамках процесса написания работы. Алгоритм можно представить в виде следующей логической схемы.
1. Выбор и обоснование актуальности выбранной темы.
2. Оценка возможностей получения достоверной, достаточной и адекватной информации для успешного написания работы.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Сбор информации по выбранной теме.
5. Определение структуры (плана) работы и окончательный отбор источников.
6. Написание работы.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Для успешного написания курсового проекта первые пять этапов вышеуказанного алгоритма целесообразно пройти в течение первых двух месяцев семестра.
Выбор темы курсового проекта
Студенты самостоятельно выбирают тему курсового проекта из тематики курсовых проектов, которую предлагает кафедра. Предложенная тематика может служить основой дальнейшей конкретизации темы курсового проекта, то есть предложенные темы могут корректироваться в зависимости от научных интересов студента и научного руководителя, от наличия необходимой литературы, от специфики выбранного объекта исследования. Также студенты могут предложить свои темы, которые должны соответствовать предмету или предметам, по которым выполняются курсовые проекты. В последнем случае тема в обязательном порядке согласовывается с научным руководителем.
|
Выбирая и формулируя тему курсового проекта необходимо избегать широкой тематики. Широкая тематика не позволяет глубоко проработать отдельные вопросы в рамках курсового проекта. В этом случае работа получается поверхностной. Поэтому лучше выбрать более узкую проблему для того, чтобы цель курсового проекта была достигнута (Приложение 1).
Написание курсового проекта
В ходе написания курсового проекта студентам необходимо следовать следующим принципам и правилам.
Структура курсового проекта
Структура курсового проекта включает следующие элементы:
1. Титульный лист (+ задание на курсовой проект).
2. Содержание (план, оглавление) работы с указанием страниц отдельных пунктов плана.
3. Введение, в котором отмечается актуальность темы, суть проблемы, цель работы, задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, характеристика используемой литературы (1,5-2 стр.).
4. В основной содержательной части выделяются три пункта и излагаются основные вопросы темы (20-22 стр.).
5. Заключение, в котором подводятся итоги и делаются выводы по исследуемой теме, а также могут быть предложены рекомендации по решению исследуемой проблемы (1-2 стр.).
6. Список использованных источников, который должен включать учебную литературу, монографии, статьи из периодической печати, материалы из Интернета, статистические материалы, нормативные документы в тех темах, где они используются или упоминаются.
|
7. Приложения (при наличии).
Введение
Введение должно содержать в указанном порядке:
1) обоснование актуальности выбранной темы;
2) цель исследования;
3) задачи в рамках поставленной цели;
4) теоретико-методологическую основу исследования;
5) структуру работы.
Актуальность темы курсового проекта обосновывается, с одной стороны, анализом сложившейся ситуации, с другой – отсутствием необходимой научной информации или приемов и методов воздействия с целью разрешения сложившейся ситуации. Актуальность темы курсового проекта – это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность исследовать ее, это ее злободневность.
Цель и задачи должны быть определены в конкретных формулировках и относиться к содержанию курсового проекта, а не к общим проблемам в рамках поставленной темы. Это означает, что задачи должен будет решить сам студент в процессе выполнения работы и получить соответствующие результаты.
Цель и задачи не должны носить учебный характер, т.е. нельзя ставить цель – изучить какой-либо вопрос. Формулировка цели может включить в себя такие термины, как «исследовать», «обосновать», «определить», «показать», «разработать» и т.п.
Теорию исследования составляют научные труды в области искомой проблематики, краткая характеристика использованной литературы с перечислением фамилий ученых, на работы которых в своей работе опирается автор.
Методология выполнения работы раскрывает методы и способы решения сформулированных задач. В работе могут использоваться любые методы из арсенала средств исследования систем управления: экономико-математические методы, аналитические, методы статистической обработки информации, графические методы, методы системного анализа, системного подхода, социологические и другие качественные и количественные методы.
Структура курсового проекта – это перечень ее элементов и последовательность их расположения. (Курсовая работа состоит из введения, трех глав (частей), заключения, списка использованной литературы и приложений).
Основная часть
Основную часть курсового проекта целесообразно разделять на три части.
Первая часть включает изложение определений, теоретических постулатов и методик оценки или анализа в рамках темы. Вторая часть включает анализ, проведенный самостоятельно студентом в рамках темы на примере конкретного предприятия, а также содержит выводы и результаты. Третья часть предполагает комплекс мер по решению поставленной проблемы, обязательно включая расчеты.
Текст работы должен обладать логичностью изложения и внутренними логическими связями. При раскрытии темы важна последовательность изложения проблем и явлений. Каждая часть должна быть относительно законченной частью работы, то есть должна содержать вводные фразы и завершающие предложения, в которых должны содержаться выводы и должны быть намечены переходы к следующей части.
Необходимо избегать повествовательного стиля изложения, при котором осуществляется описание проблемы или явлений. Студент должен уметь самостоятельно делать выводы исходя из проведенного анализа. Таким образом, после блока повествовательной информации в работе обязательно должны следовать выводы или оценка полученных результатов.
Заключение
Заключение подводит итоги решения задач, которые были поставлены и сформулированы во введении.
Заключение должно содержать:
1) результаты анализа исследуемой проблемы, проведенного в основной части;
2) оценку результатов исследования.
В заключении не допускаются общие рассуждения, не относящиеся к результатам, полученным лично студентом.