Внешнеторговая политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты




 

Внешнеторговая политика – составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов – налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т.п.

Несмотря на процессы либерализации и глобализации международной торговли, все государства в той или иной степени регулируют внешнеэкономические связи в национальных интересах.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется:

1. Посредством таможенно-тарифного регулирования;

2. Нетарифного регулирования;

3. Запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности.

В соответствии с законом “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” (№ 347-З от 25 ноября 2004 г.) внешнеторговая политика РБ базируется на следующих принципах:

1. реализация внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики РБ;

2. обеспечение национальной безопасности РБ, в том числе в экономической сфере;

3. приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

4. невмешательство в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности;

5. исключительность случаев, когда вмешательство в частные дела во внешнеторговой деятельности осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод граждан РБ или других стран;

6. безусловное выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам;

7. максимальная реализация прав, возникающих из международных договоров РБ;

8. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

10. применение мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности в отношении других государств или групп государств;

11. гарантирование права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

12. гласность в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Основными принципами осуществления внешнеторговой политики Беларуси в рамках ЕАЭС являются:

1. обоснованность и объективность применения мер и механизмов осуществления внешнеторговой политики;

2. защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности стран-участниц ЕАЭС, а также прав и законных интересов производителей и потребителей товаров и услуг;

3. соблюдение прав участников внешнеторговой деятельности;

4. применение мер и механизмов осуществления внешнеторговой политики, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности государств-членов, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей ЕАЭС;

5. гласность в разработке, принятии и применении мер и механизмов осуществления внешнеторговой политики.

Для Республики Беларусь с ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической деятельности во многом зависит от решения главной проблемы – экспорт должен стать выгодным экспортерам. Выполнение этого условия зависит не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию и стимулированию экспортной деятельности.

Стимулирование экспорта является важной составляющей внешнеторговой политики государства. При этом государство использует разнообразные методы и инструменты стимулирования. К ним относятся: косвенное участие государства во внешнеторговых мероприятиях; преференции; государственные гарантии; программы поддержки отечественных производителей; государственное субсидирование; импортозамещение; налоговые льготы.Стимулирование экспорта является важной составляющей внешнеторговой политики государства. При этом государство использует разнообразные методы и инструменты стимулирования. К ним относятся: косвенное участие государства во внешнеторговых мероприятиях; преференции; государственные гарантии; программы поддержки отечественных производителей; государственное субсидирование; импортозамещение; налоговые льготы.

Одним из приоритетных направлений экспортной политики Республики Беларусь является развитие современных форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень производства. Инструментами стимулирования экспорта становятся производственная кооперация, создание совместных предприятий, обмен технологиями и "ноу-хау", экспорт инжиниринговых услуг, проведение совместных НИОКР, лизинг техники и оборудования, организация финансово-промышленных групп, свободных экономических зон.

Возможности увеличения экспорта зависят от степени реализации приоритетов социально-экономического развития: инновационного развития экономики, благоприятной институциональной среды, инвестиционного и бизнес-климата, развития человеческого капитала, расширения и углубления интеграционных процессов, снижения импортоемкости экономики, товарной и региональной диверсификации экспорта, формирования территорий опережающего развития и т.д. В частности, внешнеторговая политика в части повышения привлекательности работы субъектов хозяйствования на экспортном направлении предусматривает:

1. стимулирование производителей товаров к расширению товарной номенклатуры;

2. развитие экспорто-ориентированной ИТ-индустрии, расширение спектра экспортируемых услуг в области транспорта, туризма, медицины, связи, финансов и консалтинга;

3. совершенствование подходов к работе с малым и средним предпринимательством по экспортной тематике.

Дальнейшая модернизация внешнеэкономических отношений в интересах роста благосостояния населения, укрепления экономических основ и независимости Республики Беларусь в условиях появления новых глобальных и региональных вызовов устойчивому развитию национальной экономики предусматривает:

1. формирование и согласование сбалансированных, максимально благоприятных для Республики Беларусь условий членства во Всемирной торговой организации;

2. создание условий для трансфера технологий;

3. научное сопровождение вопросов по дальнейшему совершенствованию поддержки и развития экспорта;

4. формирование национальных инновационно-промышленных кластеров области нанотехнологий, биоиндустрии и фармацевтической промышленности, индустрии информационно-коммуникационных технологий, микроэлектроники;

5. обеспечение выхода на новый виток инновационного цикла: предвидение и планирование – приоритеты – ориентированные на коммерческий результат исследования и разработки – трансфер технологий – конкурентоспособное производство – рост добавленной стоимости – инвестирование в инновационную деятельность – рост инновационной культуры;

6. поступательное внедрение технологий «интернета вещей» в промышленности с целью наращивания производства экспортоориентированных товаров.

Реализуя внешнеторговую политику, Белорусское государство использует протекционистские меры влияния на внешнеторговую деятельность субъектов экономической деятельности и меры по либерализации внешних экономических связей в целом. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры по либерализации, в противоположность этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В настоящее время в Республике Беларусь реализуется комплекс мер по либерализации экономической деятельности, что создает необходимые условия для оживления внешней торговли, что должно привести к существенному улучшению структуры экспорта и импорта, и сокращению отрицательного внешнеторгового сальдо.

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов.

Среди них – государства-соседи, прежде всего, Российская Федерация, сотрудничество с которой строится на союзной основе.

Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную и конструктивную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве – Содружестве Независимых Государств, Евразийском экономическом союзе, Организации Договора о коллективной безопасности.

Евросоюз – объективно важный для Беларуси партнер в торгово-экономической сфере и источник инвестиционных ресурсов.

На качественно новый уровень выходит сотрудничество со странами так называемыми «дальней дуги» белорусской внешней политики (Азии, Африки и Латинской Америки).

Беларусь последовательно выступает за нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки.

Важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в рамках международных организаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: