Формирование взгляда на игру как особый вид детской деятельности начиная с XIX в. (например, ФИО ученого и в чем заключалась точка зрения).




В конце XIX — начале XX в. появились первые систематизированные теории игровой деятельности.
Наряду с учением и трудом игра относится к особым видам деятельности человека. Игра — это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность.
1. Г. Спенсер (1820-1903)
«Теория Компенсаторности»
Побуждается внутренним импульсом
Источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят в себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направление, в котором они расходуются, т.к. играет и утомлённый человек ради отдыха.
Игра не помогает сколько-нибудь прямым процессам, служащим для жизни. Это тренировка, приносящая организму пользу и удовольствие. Идёт реализация инстинктов через игру-состязание.
Игра-тренировка;
Игра-эстетическая деятельность;
Игра бесполезна;
2. Ф. Бойтендайк (1887 –1974)
«Теория влечений»

Игра возникает при столкновении указанных первоначальных влечений (к освобождению, слиянию, повторениям) с вещами, являющимися частично знакомыми благодаря особенностям динамики. Направленность движений, двигательная импульсивность, патическое отношение к действительности и робость приводят к игре.
Постепенное созревание нервно-психических структур. Реализация основных черт характера, свойственных растущему организму. Бойтендайк оставил этот вопрос открытым.
Играют только с вещами, которые играют с самими играющими
Адаптация индивидуума
3. К. Гроос (1861 – 1946)
«Теория самоупражнения или самовоспитания» или «теория инстинктивности»

Недостаток теории: она указывает лишь смысл игры, а не её источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Гроос, пытаясь указать источник игры, свёл их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. Природное стремление к саморазвитию
Игра как подготовка к взрослой жизни, к серьёзной дальнейшей деятельности. В игре человек совершенствует свои способности. Тренировка организма. Игра определяет содержание и своеобразие детства. Игра упражняет психические и физические силы.

4. Ф. Шиллер (1759-1805)
«Теория избытка сил»
Побуждается эстетическим чувством
Шло отождествление игры с искусством. Она возникает тогда, когда удовлетворены жизненно важные, необходимые для существования человека примитивные потребности. А избыток сил он тратит на удовлетворение более высоких духовных потребностей, которые он находит в искусстве и игре.
Эстетическая деятельность – игра. Отделение ребёнка от деятельности со взрослыми. Не обеспечивает выживание организма. Духовное развитие.
5. В. Штерн (1871-1938)
«Теория конвенгенции»

Ответил почему дети играют. Разделил биологизм теории К. Грооса. Упражняющая функция игры. Источник игры – инстинкты. Побуждается особым институтом игры. Формирование форм поведения, которые будут востребованы позже, во взрослой жизни. Освобождение от образов от непосредственной связанности с внешним миром через фантазию – это душевное развитие. Крепнет сознание. Компенсаторная активность – власть.
6. К. Бюллер (1879 – 1963)
«Теория функционального удовольствия»

Основной мотив игры – удовольствие от самого действия, независимо от результата. Деятельность человека генерируется принципов удовольствия и наслаждения. Мотивы разнообразны и эмоционально окрашены. Побуждается функциональным удовольствием. Закрепление теории поведения

7. Е. Е. Кравцова
Побуждается условиями жизни (если создать нормальные условия жизни, ребёнок заиграет сам) Игра – ведущая деятельность. Ребёнок научается «видеть целое раньше частей». Развитие воображения. Но исчезая, игра оставляет многие проблемы нерешёнными.

8. Л. С. Выготский (1896 – 1934)
Побуждается обобщёнными неопредмеченными аффектами. Игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции. Игра – исполнение желаний, но не единичных, а обобщённых аффектов. Возникновение знаковой функции
Игра не преобладающий, но ведущий тип деятельности. Она источник развития и создаёт зоны ближайшего развития. В целом теория не позволяет описать игру в её развитии.

9. В. Вундт (1832 – 1920)
Побуждается необходимостью существования
Игра вызывает наслаждение от процесса, устраняет полезный процесс труда
Социально-исторический аспект

труд – источник возникновения. Формирование произвольности психических процессов
Развитие произвольного и непроизвольного внимания, памяти.

10. З. Фрейд (1856 – 1939)
«Теория влечений»
Побуждается стремлением к удовлетворению потребностей
Касается вопросов игры лишь попутно. Влечение к подражанию – основной мотив игры, что рассчитано на наличие зрителей. Игры очищают и оздоровляют психику. Идёт овладение влечениями и эмоциями. Игры вызывают подлинный катарсис (очищение). Игры позволяют либидо развернуться и выразиться.
11. Д. Б. Эльконин (1904 – 1984)
«Социальная теория»

Побуждается общением со взрослыми
Идёт воспроизведение детьми отношений взрослых. Игры возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Возникновение происходит в результате появления сложных форм разделения труда. Становление высших потребностей. Источник развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксированных в правилах определённых ролей.

Ж. Пиаже (1896 – 1980)

«Теория двух миров»

Побуждается врождёнными желания
Формы поведения, в которых преобладает ассимиляция: игры – правила, игры-упражнения, игры-символики. Биологическая концепция: ребёнок живёт в своём мире и в мире взрослых. Развитие интеллекта через процесс ассимиляции и аккомодации. Критерий игры – освобождение от конфликтов. Игра чисто эгоцентрическая деятельность

Ф. Шиллер (1759—1805)

«Эстетическая теория»

Анализирует игровые переживания через категорию эстетики. Явления игровой жизни он интерпретирует как проявления эстетической и духовной жизни человека. Мир прекрасного открывается для нас только тогда, по мнению Шиллера, когда мы поднимаемся над нашими потребностями, и именно тогда мы являемся по-настоящему людьми. Эти проявления — отсутствие утилитарных потребностей и свобода действий — характерны для творчества и игры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: