Тема занятия: «Западноевропейский городской костюм XIX века. Особенности костюма XIX века в России. Народный костюм».
19 век – это эпоха расцвета буржуазной культуры и, вместе с тем, эпоха начала ее кризиса. Искусство 19 века – завершающий этап художественного развития Нового времени.
Стиль ампир в костюме
Ампир (с франц. - империя) – художественное направление, сложившееся во Франции в начале 19 в. в период правления императора Наполеона I (17991815 гг.); представляет собой поздний классицизм. Главная цель искусства – восхваление империи и императора, его величия и военных успехов. Для искусства характерна ориентация на искусство Древнего Рима. Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны.
В этот период упростились мужские костюмы: брюки удлинились; фрак с высоким воротником-стойкой, как правило, был темных тонов; цветной жилет; рубашки с высокими воротниками; галстук – «фатер-морд». Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде.
Больше всего стиль ампир подверг воздействию одежду для женщин. В моду вошли античные платья с высокой талией, коротким рукавом, большим декольте из тонких светлых тканей.
Шемиз (от фр. shemise - рубашка) – легкое свободное платье, сшитое по образцу античных хитонов; с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса; шею и руки оставляли открытыми.
Спенсер – женский короткий жакет с длинными рукавами на утепленной ватной или меховой подкладке, из черного, синего или коричневого бархата, с кружевным воротником и застежкой на крючках.
Материалы. Хлопчатобумажные и льняные ткани: муслин, батист, кисея, фуляр, кружево, креп, тюль; шерсть; бархат.
|
Головные уборы. Дневной мужской костюм дополнялся цилиндром, к выходному костюму и форменной одежде полагалась треугольная, позднее двухугольная шляпа. В женских головных уборах преобладали восточные мотивы: чалмы, тюрбаны и береты со страусовыми перьями. Носили также шляпы типа капора на каркасе с очень большими спереди полями. Их отделывали лентами и кружевом, подвязывали лентами под подбородком.
Прически. У мужчин волосы, как бы естественно завитые, прикрывали лоб и виски – прическа о ку де Ван. Женщины носили прически в подражание греческим и римским образцам высокими, волнистыми, украшали их лентами и цветами; на лбу делали челки. Обязательный элемент – пучок своих волос или искусно сделанный шиньон, который крепили гребнями, шпильками или сетками. Украшением служили фероньерки – красивый камень на лбу, закрепленный с помощью шнура в прическе.
Обувь. Открытые туфли с низким каблуком или без каблука; завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.
Украшения. Стремление придать женщине облик античной статуи не допускало большого количества украшений. В моде стальные украшения с алмазной огранкой и резные полудрагоценные камни; камеи; ножные и ручные браслеты; диадемы, золотые обручи, венки из искусственных цветов, колосьев, дубовых и лавровых листьев.
Дополнения. Длинные шелковые перчатки и чулки; шали; веер.
Костюм 1820-1850-х гг.
После свержения Наполеона во Франции произошло восстановление монархии. Этот период в истории Франции носит название Реставрации. В этот период (1815-1825 гг.) мода отходит от античности и ориентируется на моду рококо. Период Реставрации является первой попыткой введения в моду сентиментального направления.
|
Это был рубеж, когда мужской костюм начинает оформляться в его современную форму, а это означает, что он переходит от многочисленных деталей и модной эксцентричности к простоте и единообразию, а линии и отдельные части одежды уже не подлежат быстрым переменам.
В женской одежде продолжается отход от античности. В моде длинные прямые гладкие платья с очень высокой талией, с закрытым верхом, длинными трубчатыми рукавами.
Со второй четверти 19 в. костюм по стилистическим признакам делится на два периода: бидермейер и романтизм.
Романтизм – идейное и художественное направление, сформировавшееся в 20-30-е гг. 19 в. как протест против капиталистической действительности под воздействием социально-политических (неудовлетворенность результатами Французской буржуазной революции) и экономических факторов (промышленный переворот, развитие капитализма). Характерным для романтизма была идеализация прошлого, главным образом средневековья. Во внешнем облике и костюме человека влияние романтизма создало образы возвышенные, страстные, мечтательные, одухотворенные.
Вмужском костюме, который по ассортименту и основным формам остается неизменным, большое значение придается дополнениям, дорогостоящим шерстяным, тонким льняным тканям. Для бальных фраков используют бархат, для жилетов – разноцветную парчу. В моду возвращается средневековый плащ и длинные остроконечные туфли.
|
В женском костюме господствует платье с очень узкой стянутой жестким корсетом талией, широкими вверху и на линии локтя рукавами, низко спущенным плечом и расширенной юбкой длиной до щиколоток. Платья из светлого атласа, бархата обильно украшались лентами, кружевами, оборками. Дополняли их пышные головные уборы со страусовыми перьями, цветами, вуалью.
До 30-х годов 19 в. названия всех стилей в прикладном искусстве и костюме заимствовались из Франции, т.к. Франция оставалась главным поставщиком мод. Но уже с 30-х гг. наряду с Францией выдвигаются и другие центры культуры, такие, как Австрия, Германия. Вот почему направление, господствовавшее в прикладном искусстве и костюме 30-40-х гг., впервые носит немецкое название – бидермайер («бравый Майер») – искусство, выдвинувшее на первый план бюргерство, среднего обывателя как основной городской слой.
Мужской костюм больших изменений не претерпел. Как верхней, так и выходной одеждой для мужчин становится фрак, пошитый строго в талию. Брюки зауженные, впереди вырезаны дугообразно, чтобы не морщились на ботинке. Единственно броскими частями мужского туалета становятся воротник и манжеты; воротник увеличивается и поднимается вверх, он очень жесткий, манжеты теперь длиннее рукавов сюртука.
В то время как мужская одежда становится все более однотонной и будничной, женская сохраняет богатство красок и разнообразие форм. Около 1835г. рукав достигает наибольших размеров, а через несколько лет вновь становится узким, возвращаясь к простым формам. Корсаж обтягивает туго зашнурованный твердый корсет. Юбка, удлиняясь, обрастает оборками и выглядит все шире и пышнее. Теперь корсет, борьба против которого велась с конца XVIII века, утвердился снова, правда, в смягченной форме. Дама с тонкой талией, в короткой широкой юбке, с изящными локонами и огромными рукавами – характерное воплощение стиля бидермайер.
Второе рококо в европейском костюме (1850-1870 гг.)
Это время обострения классовых противоречий буржуазии и пролетариата. Даже в среде буржуазии происходит расслоение. На основе стиля рококо складывается новый, еще более пышный и эклектичный стиль – второе рококо.
Мужской костюм выражал вкусы буржуазии. Это сюртук и полосатые или клетчатые брюки; вестон – прототип пиджака.
В женской одежде происходит реформация кринолинов. Сначала форма юбки создавалась при помощи большого количества нижних юбок, затем появлением стеганой волосяной юбки – кринолина; позже введены искусственные кринолины, в которых эластичные стальные обручи служили напоминанием о панье. Декольте и обнаженные руки допускались только в вечерних платьях. Повседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу рукава.
Создателем и пропагандистом кринолина был англичанин Чарльз Фредерик Ворт. Кринолины вышли из моды в 1867 г. Дальнейшее развитие получил профильный силуэт.