Каковы политические, социально-экономические особенности Турции?




Турция. Революция в Турции. Ататюрк.

Цель и учебные задачи: познакомить учащихсяс особенностями политического развития Турции. Формировать умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, воспитывать интерес к истории

Понятия: революция, авторитарный режим, Великое национальное собрание Турции.

Мотивация: Каковы особенности социально- экономического развития Турции?

Ожидаемые результаты: учащиеся называют особенности политического, социально- экономического развития Турции, поясняют понятия.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Контроль знаний и умений

Китай

Турция

III.Изложение нового материала

Турция

В октябре 1918 Турция капитулировала. Все владения Османской Турции были были аннексировны странами Антанты: Балканский полуостров, арабские страны. В Стамбуле были назначены верховные комиссары, которые взяли под свой контроль банки, фабрики,, железные дороги и рудники, государственные учреждения. Все это нанесло удар по экономическим интересам турецкого общества. Возникла реальная угроза раздела Турции.

Такие действия Антанты вызвали широкое сопротивление различных политических сил, носивших сначала стихийный характер. Но вскоре стали возникать партизанские отряды, общества защиты прав местного населения, во главе которых были новые поколения предпринимателей, патриотическая интеллигенция и офицеры.

В 1919 В ИЮЛЕ В Эрзеруме, затем в сентябре произошли конгрессы этих обществ, на которых был избран Представительный комитет во главе с генералом Мустафой Кемалем. Документы конгресса призывали к независимости страны, а султана к формированию патриотического правительства. В январе 1920 по требованию Кемаля был созван парламент в Стамбуле. Парламент был разогнан оккупантами. Проанглийское правительство выступило против кемалистов. Многие патриоты были арестованы.

В 1920 году Турции был навязан Севрский договор, по которому

· Турция отказывалась от претензий на Аравийский полуостров (Хиджаз) и страны Северной Африки, признавала британский протекторат над Египтом и аннексию Кипра;

· территория современных Сирии и Ливана передавались как подмандатные территории Франции;

· территории Палестины, Заиорданья и Месопотамии передавались как подмандатные территорииВеликобритании;

· острова Додеканес передавались Италии;

· турецкие континентальные владения в Европе (Восточная Фракия и Эдирне (Адрианополь), Галлипольский полуостров) и острова Эгейского моря (за исключением архипелага Додеканес) передавались Греции. Греция также получала ряд территорий в Малой Азии (Смирна (ныне Измир) и окрестности и др.);

· Константинополь и зона черноморских проливов объявлялись демилитаризованной зоной и передавались под международное управление;

· Турция признавала Армению как «свободное и независимое государство». Турция и Армения соглашались подчиниться президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ в пределах вилайетов Ван, Битлис, Эрзруми Трапезунд и принять его условия относительно доступа Армении к Чёрному морю (через Батум).

· Армения, Грузия и Азербайджан должны были установить свои взаимные границы путём прямых переговоров между этими государствами, а при невозможности достичь согласия — путём посредничества союзных держав.

· Предполагалось также создание независимого Курдистана, границы которого должны были определить совместно Англия, Франция и Турция.

Тем самым Севрский договор оформлял раздел арабских и европейских владений Османской империи между европейскими державами, а также расчленение собственно Турции, закрепляя в ней полуколониальный режим.

В апреле 1920 был созван парламент: Великое Национально собрание Турции. Председателем стал М. Кемаль, он провозгласил парламент единственной законной властью. В стране сложилось двоевластие. В С тамбуле- султанское правительство, в Анкаре – кемалистское. 20 января 1921 год была принята Временную Конституцияк по которой власть переходила к ВСНС. Кемалистское правительство было поддержано Советской Россией.

В 1922 году был ликвидирован султанат. Турция была провозглашена республикой. Успехи революции спутали все планы стран Антанты. Условия Севрского договора были пересмотрены, Лозанская конференция 1923 признала независимость Турции. В 1924 была принята Конституция Турции, которая наделяла президента большими полномочиями. Высшим органом власти был меджлис из депутатов которого назначалось правительство. Женщины получили избирательные права только в 30 годЫ.

В экономике использовалось государственное регулирование, которое сочеталось с частным предпринимательством. Были ликвидированы иностранные комиссии. Строились железные дороги, порты, промышленные предприятия. Были установлены высокие таможенные пошлины. Была проведена налоговая система в сельском хозяйстве.

Религия была отделена от государства. Вводился гражданский брак и ликвидировано многоженство. Женщина уравнивалась в правах с мужчинами. Вводилась европейская одежда, европейский календарь, латиница. На юридическом факультете Анкарского университета однажды вышла юмористическая газета. На вопрос редакции "Кто такой турецкий гражданин?" студенты дали ответ: "Турецкий гражданин - это человек, который женится по швейцарскому гражданскому праву, осуждается по итальянскому уголовному кодексу, судится по германскому процессуальному кодексу, этим человеком управляют на основе французского административного права и хоронят его по канонам ислама".

Национализм и политика тюркизации меньшинств[править | править вики-текст]

Согласно Ататюрку, элементами, которые укрепляют турецкий национализм и единство нации, являются:
1. Пакт о национальном согласии.
2. Национальное воспитание.
3. Национальная культура.
4. Единство языка, истории и культуры.
5. Турецкое самосознание.
6. Духовные ценности[42].

В рамках этих концепций, гражданство было законодательно отождествлено с этничностью, и все жители страны, включая курдов, составлявших более 20 процентов населения, были объявлены турками. Все языки, кроме турецкого, были запрещены. Вся система просвещения базировалась на воспитании духа турецкого национального единства[44][47] Эти постулаты были провозглашены в конституции 1924 года, особенно в её статьях 68, 69, 70, 80[48][49]. Таким образом, национализм Ататюрка противопоставлял себя не соседям, а национальным меньшинствам Турции, пытавшимся сохранить свою культуру и традиции: Ататюрк последовательно строил моноэтническое государство, силой насаждая турецкую идентичность и подвергая дискриминации тех, кто пытался отстаивать свою самобытность[47]

Лозунгом турецкого национализма стала фраза Ататюрка: Как счастлив говорящий «я турок!» (тур. Ne mutlu Türküm diyene!)[50], символизирующая смену самоидентификации нации, ранее называвшей себя османами. Это высказывание поныне написано на стенах, памятниках, рекламных щитах и даже на горах[51].

Сложнее обстояло дело с религиозными меньшинствами (армянами, греками и евреями), которым Лозаннский договор гарантировал возможность создавать собственные организации и учебные заведения, а также пользоваться национальным языком. Однако Ататюрк не был намерен добросовестно выполнять эти пункты. Была начата кампания по насаждению турецкого языка в быту национальных меньшинств под лозунгом: «гражданин, говори по-турецки!». От евреев, например, настойчиво требовали, чтобы они отказались от родного языка джудесмо (ладино) и перешли на турецкий, что рассматривалось как свидетельство лояльности государству[52]. Одновременно печать призывала религиозные меньшинства «стать настоящими турками» и в подтверждение этого добровольно отказаться от прав, гарантированных им в Лозанне[52]. В отношении евреев это было достигнуто тем, что в феврале 1926 г. газеты опубликовали соответствующую телеграмму, якобы посланную 300 турецкими евреями в Испанию (при этом ни авторы, ни адресаты телеграммы так никогда и не были названы). Хотя телеграмма была откровенно фальшивой, евреи не посмели её опровергнуть. В результате была ликвидирована автономия еврейской общины в Турции; её еврейским организациям и учреждениям пришлось прекратить или в значительной мере свернуть свою деятельность. Им также строго запрещалось поддерживать связи с еврейскими общинами в других странах или участвовать в работе международных еврейских объединений. Было фактически ликвидировано еврейское национально-религиозное образование: отменены уроки еврейской традиции и истории, а изучение иврита сведено к минимуму, необходимому для чтения молитв[52]. Евреев не принимали на службу в государственные учреждения, а тех, кто работал в них ранее, при Ататюрке уволили; в армии не принимали в офицеры и даже не доверяли им оружия — военную повинность они отбывали в трудовых батальонах[52].

 

После истребления и изгнания христианского населения Анатолии (см. Геноцид армян, греков, ассирийцев), курды оставались единственным крупным нетурецким этносом на территории Турецкой республики. В ходе Войны за независимость Ататюрк давал курдам обещания национальных прав и автономии[ источник не указан 2134 дня ], чем и приобрёл их поддержку. Однако немедленно после победы эти обещания были забыты. Образовавшиеся в начале 1920-х годов курдские общественные организации (такие, как в частности общество курдских офицеров «Азади», Курдская радикальная партия, «Курдская партия») были разгромлены и объявлены вне закона[53].

В феврале 1925 года началось массовое национальное восстание курдов, возглавленное шейхом суфийского ордена накшбанди Саидом Пирани. В середине апреля повстанцам было нанесено решительное поражение в Генчской долине, руководители восстания во главе с шейхом Саидом попали в плен и были повешены вДиярбакыре.

Ататюрк ответил на восстание террором. 4 марта были учреждены военно-полевые суды («суды независимости»), во главе которых поставлен Исмет Инёню. Суды карали за малейшее проявление сочувствие к курдам: полковник Али-Рухи получил семь лет лишения свободы за высказанные им в кафе симпатии к курдам, журналист Уджузу был приговорён к многолетнему заключению за сочувствие Али-Рухи[54]. Подавление восстания сопровождалось массовыми убийствами и депортациями мирных жителей; было уничтожено порядка 206 курдских деревень с 8758 домами, и убито более 15 тысяч жителей[55]. Осадное положение на курдских территориях продлевалось много лет подряд. Было запрещено использование курдского языка в общественных местах, ношение национальной одежды. Книги на курдском языке конфисковывались и сжигались. Слова «курд» и «Курдистан» были изъяты из учебников, а сами курды объявлены «горными турками», по неизвестной науке причине забывшими свою турецкую идентичность. В 1934 году был принят «Закон о переселении» (№ 2510), по которому министр внутренних дел получил право изменять местожительство различных народностей страны в зависимости от того, насколько они «адаптировались к турецкой культуре». В результате тысячи курдов были переселены на запад Турции; на их место заселялись боснийцы, албанцы и прочие[56][57].

Открывая заседание меджлиса в 1936 года, Ататюрк заявил, что из всех проблем, стоящих перед страной, едва ли не самой важной является курдская и призвал «покончить с ней раз и навсегда»[56].

Однако репрессии не остановили повстанческого движения: последовали Араратское восстание 1927—1930 годов во главе с полковником Ихсаном Нури-пашой, провозгласившим в Араратских горах курдскую республику. Новое восстание началось в 1936 году в районе Дерсим, населённом курдами-заза (алавитами), и пользовавшемся до того времени значительной самостоятельностью. По предложению Ататюрка, вопрос об «умиротворении» Дерсима был включён в повестку дня ВНСТ, итогом чего стало решение о его преобразовании в вилайет с особым режимом и переименовании в Тунджели. Главой особой зоны был назначен генерал Альпдоган. Вождь дерсимских курдов Сеид Реза направил ему письмо с требованием отмены нового закона; в ответ против дерсимцев были направлены жандармерия, войска и 10 самолётов, начавших бомбардировки района. Курдских женщин и детей, скрывавшихся в пещерах, замуровывали там наглухо или душили дымом. Выбиравшихся кололи штыками. Всего, по данным антрополога Мартина Ван Брюйниссена, погибло до 10 % населения Дерсима. Однако дерсимцы продолжали восстание на протяжении двух лет. В сентябре 1937 года Сеид Реза был выманен в Эрзинджан якобы для переговоров, схвачен и повешен; но только год спустя сопротивление дерсимцев было окончательно сломлено[58][59].

 

IV.Подведение итогов

Каковы политические, социально-экономические особенности Турции?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: