Этический кодекс психолога РФ.




Вопрос

Основные проблемы адаптации психолога на рабочем месте:

1. Проблемы в отношениях с администрацией, руководством. Начинающий психолог, как правило, имеет завышенные ожидания по отношению к руководству учреждения. Он рассчитывает на полное понимание проблем своей профессиональной деятельности, на осведомленность администрации о профессиональных функциях и возможностях психолога, предъявляет завышенные требования к материальному обеспечению своей деятельности.

2. Проблемы в отношениях с сотрудниками-непсихологами, которые часто воспринимают психолога как еще одну контролирующую инстанцию, причем с непонятными и нечеткими критериями оценки их деятельности (например, учителя нередко под разными предлогами не разрешают психологу присутствовать на своих уроках, опасаясь отрицательного отзыва о своей работе «с психологической точки зрения»).

Вопрос

Адаптация психолога как представителя профессиональной области включает освоение особенностей профессиональной деятельности, ее специфических трудностей на рабочем месте. Условно (по А.Д. Вороновой) выделяются такие ступени профессиональной адаптации психолога:

1. Упрощенно-оптимистический период. Психолог, пришедший со студенческой скамьи, верит в свои силы, считает, что владение передовыми психологическими приемами и техниками, знание психодиагностического инструментария поможет ему справиться с любой проблемой.

2. Стадия «сомнения» («отчаяния», «скептическая стадия»). Психолог переживает кажущуюся безуспешность своих усилий, не видит конкретных результатов своей деятельности, сомневается в своей профессиональной компетентности. Наступление этой стадии провоцируется также неадекватными ожиданиями со стороны коллег-непсихологов и администрации, которые ждут немедленных значительных результатов работы психолога (снятие отрицательных симптомов поведения, устранение нежелательных качеств личности, разрешение конфликта). Кроме того, сталкиваясь с трудностями в работе, психолог зачастую убеждается, что социальные факторы (такие как семейная ситуация личности, условия воспитания, материальная обеспеченность) сводят «на нет» его профессиональные усилия.

На этой стадии происходит наибольшая «текучесть кадров» психологов, уход в другие профессиональные сферы, администрирование.

3. Реалистическая стадия. На этой стадии появляется более четкое представление о целях и задачах своей профессиональной деятельности, происходит осознание нужности и результативности своей работы, понимание своих возможностей в реальной помощи людям. Психолог получает удовлетворение от работы. Как правило, на этой стадии профессиональной адаптации начинается профессиональный творческий рост и профессиональная карьера молодого психолога. Достижение этой стадии ведет к формированию психолога как профессионала, к освоению всех сторон профессиональной деятельности.

Вопрос 27

Помимо требований к профессиональной квалификации педагога- психолога, особые требования также предъявляют к его личностным качествам. Вне зависимости от специализации каждый хороший педагог- психолог должен обладать следующими чертами характера:

Одинаковое отношение ко всем людям, независимо от их индивидуальных черт характера;

Умение чувствовать эмоциональное состояние человека, находящегося рядом;

Профессиональный такт, способность доносить до клиента информацию таким образом, чтобы она не травмировала его;

Способность легко менять темы, обходить неприятные ситуации, выходить из тупиков, рассматривать разные точки зрения по поводу какого-либо вопроса;

Эмоциональная терпимость и сдержанность, умение нормально реагировать на психические срывы клиента, снять тревожность, успокоить, не срываться самому;

Вежливость и соблюдение общей культуры, правил поведения, этикета;

Доброжелательность и дружелюбие, умение заставить клиента расслабиться, создать дружескую атмосферу.

Прежде всего, педагог-психолог это личность. Под словом "личность" люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические и социальные качества. Для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Вопрос 28

какой должна быть позиция квалифицированного психолога, ориентированного на работу с живым, «действительным» (Г.В.Ф. Гегель) человеком. Итак, квалифицированный психолог:

- способен следовать склонностям клиента,

- способен к альтернативному восприятию клиента и мышлению о его проблеме,

- способен к разнообразию реакций на широкий спектр ситуаций клиента,

- способен «к выработке множества мыслей, слов и моделей», и т.д.

А это и есть иная сторона (и причина) спасательства, ибо спасатель никогда не будет прислушиваться к крикам спасаемого, обращать внимание на какие-то мелкие детали, а просто будет выполнять свою работу. Но, психолог – не спасатель, и это очень хорошо можно проиллюстрировать одним из принципиальных содержательных нормативов деятельности служб экстренной психологической помощи в части работы со звонящим, высказывающим суицидальные мысли, или уже находящимся на грани последнего шага. Безусловно, консультант телефона доверия выполнит свою работу до конца, но – право решения и выбора между жизнью и смертью, оставит за самим человеком…

Вопрос

Переоценить значимость профессионального выгорания в современном мире, где с каждым днем увеличивается поток информации, закручивает в водоворот новых событий, окружают стрессы и дистрессы, переутомления и тревоги, невозможно.

"Выгорание" - это ответная реакция на продолжительные дистрессы, а точнее на неправильно переживаемые человеком стрессы. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа с коллективом или клиентами, организационные и профессиональные вопросы, перетекающие в дистресс, оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают "перегорать", все глубже погружаясь в состояние эмоционального, психического и физического истощения. Чаще всего это последствия неразрешенного стресса на рабочем месте и переутомления.

Выгорание – результат, когда требования (внутренние или внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними или внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к выгоранию.

«Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса».

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

- истощение, усталость и бессонница;

- негативные установки;

- пренебрежение исполнением своих обязанностей;

- увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

- уменьшение аппетита или переедание;

- усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);

- усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

- чувство вины или переживание несправедливости.

Естественно после всего сказанного, возникает вопрос - как защититься психологу от различных дистрессовых воздействий, от всего того, что вредит здоровью и приводит к выгоранию. Ответ на этот жизненно важный вопрос содержится в правилах психогигиены и общих правилах психологической практики. Правил, предписываемых психогигиеной, немало, но достаточно взять на вооружение всего лишь три основных правила:

1. Правило первое. Не страдать, несмотря ни на что! Кажется, что освободиться от цепких пут страданий далеко не просто, ведь их не выкинешь из головы, как ненужную бумажку. Но есть другой механизм самопомощи - страдание можно и нужно вытеснить, таким мысленным образом, который способен всегда улучшить настроение.

2. "Всегда быть в хорошем настроении!". Настроение - это конечный результат всех переживаний, оно является как бы средней величиной, как отрицательных, так и положительных эмоций, проходящих через наш мозг. Задача этого правила - приучить себя к такому реагированию на различные превратности и трудности жизни, чтобы в конечном счете всегда сохранять хорошее ровное настроение. А лучший способ его реализации на практике, в трудностях и заботах повседневной жизни – психическая саморегуляция.

3. "Своевременно отдыхать" или "Своевременно восстанавливать силы". С одной стороны это правило не требует отдельного разбирательства, но с другой стоит помнить, что рано или поздно лишняя капля усталости переполнит чашу накопившегося утомления, и оно перейдет в переутомление. А оно уже вредно.

Вопрос

Этический кодекс психолога РФ.

Преамбула



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: