Принципы, методы и методика организации детских объединений. Создание условий для воспитания и развития личности в процессе социализации
Из истории детских организаций
· Основа деятельности
· Разновидности детских организаций
· Методика И.П.Иванова (ктд, отказ от формализма, сотрудничество со взрослыми)
· Главные постулаты педагогики социализма (авторитаризм, идеологическое единомыслие, нивелирование личности, ханжеская мораль)
· Кризис детской организации (тоталитарный контроль за личностью, а не создание условий для ее развития)
Детские организации как средство развития личности
· Место детских организаций в общей социальной системе воспитания
· Демократизация детских организаций, гуманизация их деятельности на основе сотрудничества
Опыт зарубежных стран в организации детских и подростковых организаций
· Клубная форма организации, школьные дружины – Чехия;
· Исследовательские кружки школьников – Венгрия;
· Кружки друзей харцеров – Польша
· Группы Лиги – клубы по месту жительства – Австрия
· Лиги природы, ассоциации детских площадок, клуб будущих фермеров – США
· Скауты
· Лесной народ –Великобритания
· Союз отважных –Франция
Особенности организации детских объединений за рубежом
· Выделение возрастных групп
· Финансирование государственное
· Принципы объединения и степень самостоятельности
5. Особенности содержания, форм и методов работы обновленных детских организаций в России:
· Изменение структуры организаций
· Расширение прав СПО
· Сотрудничество с политическими партиями
6. Задачи детских организаций:
· Обновление содержания
· Подготовка к взрослой жизни
|
· Проведение свободного времени
· Умение защитить права и интересы детей
· Формирование культуры демократических отношений
1957 г. – разработана «коммунарская методика» И.П.Иванова в Доме пионеров Фрунзенского района г.Ленинграда, апробированная во Всероссийском лагере «Орленок», она получила широкое распространение в стране. Основные цели ее - включение детей в коллективную творческую деятельность, отказ от формализма, реальное сотрудничество со взрослыми, органическое сочетание общественной значимости деятельности с эмоциональной личной привлекательностью.
В практической жизни детской организации накоплены интересные формы работы, способствующие социализации личности ребенка. Но, в силу преобладания негативных тенденций как в пионерской организации, так и в целом в общественной жизни, они либо не получали должного распространения, либо превращались в заорганизованные кампании.
Один из важнейших путей в работе пионерских организаций и пионеров является конкретный личный пример общественной деятельности:
· отношения к делу, самостоятельности и инициативы, умения довести начатое до конца, искусства общения со сверстниками, старшими и младшими. К этому надо стремиться, показывать его могут далеко не все. Поэтому пионерия в школе не может, да и не должна быть обязательно организацией большинства.
Укрепление позиции пионерской организации, определение ее места в общей социальной системе воспитания обусловлены развитием других общественных организаций, тесным взаимодействием с ними. Дело самого ребенка выбирать, как он хочет участвовать в работе детской организации. Важно, чтобы он в ней участвовал и понимал, что общественная деятельность требует высоких нравственных качеств, душевных и духовных, прежде всего - достоинства, чести, обостренного чувства справедливости, уважения к людям в сочетании с твердостью и принципиальностью. Без нравственных основ участие в работе, действительно, часто становится своего рода карьеризмом.
|
Следует признать, что значительная часть ребят отрицает и школу, и семейный уклад, и пионерию, и комсомол, далеко не все правильно понимают процессы, происходящие в стране. В этой связи принципиальное значение приобретает предоставление детям и подросткам позитивной основы для развития и самореализации, что предполагает изменение целевых установок, задач и содержания, структуры и места деятельности организации, требует существенных перемен в ее методах в работе пионеров друг с другом, и сотрудничестве с учителями, наряду с традиционным монологом (беседа, поручение задания...) свое место должен занять диалог, то есть - обсуждение, совет, спор, дискуссия.
В развитых странах крупные политические партии имеют соответствующую детскую организацию, финансируют ее и всячески способствуют всё работе.
· «Школьный Союз Германии», задачей которого является изменение политического климата в школах, работает непосредственно под руководством ХДС/ХСС. Христианские демократы финансируют и всячески поддерживают «СОЮЗ», привлекая молодых в свои ряды и воспитывая их в духе поддержки политики и практической деятельности ХДС/ХСС.
|
· Официальной молодежной организацией Австрийской народной партии является «Молодое поколение народной партии». Такая организация детей и подростков как «Союз подростков партии центра «Весайсет», создана партией Центра Финляндии.
· «Национальный Союз комитетов действий лицеистов» поддерживается Социалистической партией Франции.
· «Союз пионеров Бельгии», «Ассоциация пионеров Италии», «Юные пионеры ФРГ» и т.д. Они объединяют детей в возрасте от 6 до 14-15 лет, организационно самостоятельны, опираются на традиции детского пролетарского движения, поддерживают и развивают самостоятельность детей.
Поэтому, определяя перспективы развития детских организаций и движений в нашей стране и прогнозируя направления их деятельности, можно твердо предположить существование коммунистических, демократических и других объединений детей, поддерживаемых и финансируемых соответствующими партиями. Это - закономерный процесс.
Однако было бы ошибкой полагать, что усиление партийных влияний на детские организации ослабит воздействие на них частного предпринимательства, церкви, общественных объединений - скорее наоборот. Негосударственный и внепартийный механизм непрерывно активизируется. В центре внимания детских организаций непартийной направленности - создание условий для содержательного отдыха, реализации интересов детей.
В этой связи заслуживают внимания:
· опыт Чехии. Здесь наиболее распространена клубная форма организации свободного времени детей
Обязательным этапом при создании таких клубов является предварительное изучение интересов детей, с использованием различных игровых методов и приемов.
· Детские и подростковые организации Венгрии приоритетным в своей деятельности считают создание и организацию работы исследовательских кружков школьников.
· В практике Союза польских харцеров давно закрепилась такая форма работы, как кружки друзей харцеров. По сути, это кружки родителей членов организации. Они способствуют не только взаимоинформации, но и взаимодействию.
· Объединение детей по интересам в Австралии создано организациями, независимыми от государства. Официальных (государственных) детских объединений в стране нет. Детские союзы и организации, система образования взрослых, которая занимается с детскими группами, институты по работе с молодежью, действуют самостоятельно
· Большие возможности для развития и самовыражения личности ребенка предоставляют детские организации США. Они призваны содействовать общекультурному и физическому развитию, профессиональной ориентации детей и подростков: «Детская лига природы», «Ассоциация детских площадок», «Клуб будущих фермеров США», «Клуб будущих домашних хозяек», «Девочки костровые» и т.п.
Наиболее массовой (около 9 млн. человек) и влиятельной является скаутская организация. Она пользуется поддержкой официальных властей, многих частных фондов и церкви. Скаутские организации существуют раздельно для мальчиков и девочек, но принципы их деятельности одинаковы. Скауты за рубежом берут на себя тот аспект социализации, который связан с подготовкой убежденных и активных защитников своего государства. Законы скаутов выражают общегуманистические нормы поведения, воспитывают общность интересов.
4. Анализируя возрастные принципы построения детских организаций за рубежом, следует отметить, что показывает опыт, выделение возрастных групп является обязательным условием эффективной деятельности детской организации.
Детские, молодежные организации за рубежом неоднородны, рассечены классовыми и социальными линиями. Реализация интересов обусловлена, конечно, принадлежностью членов к тому или иному социальному слою общества. Однако есть и общее: желание заниматься творчеством, позволяющим самоутвердиться личности. Подростки хотят быть полезными обществу, причем они не связывают свое желание со служением именно какому-то классу. Стремление быть полезным, приносить пользу рассматривается как абстрактная ценность во всех исследованиях детских и молодежных проблем.
5. В деятельности детских организаций нашей страны были различные подходы к определению содержания, форм и методов их работы. Одним из наиболее распространенных в работе детских организаций являлся программный подход. В течение всего периода существования пионерской организации предпринималась попытка создать единую, унифицированную программу ее деятельности.
Перемены в жизни общества, ориентация на общечеловеческие ценности способствовали процессу обновления детских организаций с ориентацией на мнение и активное участие самих ребят. Эта тенденция получила развитие практически во всех территориях страны, что привело к возникновению, возрождению и стремительному росту детских формирований различного профиля:
Центр Детской Дипломатии, Всесоюзное аэрокосмическое общество «Союз», Содружество детских объединений «Сибирское Рождество», Союз пионеров - наследников Татарстана, Всесоюзная Молодежная Морская Лига, Томский «Хобби-центр», Московское православное молодежное движение, Школа выживания «ПАЛ-ВИС», Детская организация Эстонии ЭЛО и мн.др.
К чему стремимся завтра?
· Гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей
· Сближение интересов ребенка и общества при приоритете первых
· Обеспечение социальной защищенности ребенка
Для этого мы отказываемся | Для этого нам нельзя отказаться |
· От нивелирования личности · От авторитаризма · От идеологического единомыслия · От фискального характера отношений · От ханжеской морали | · От гуманизма межнациональных отношений · От милосердия · От коллективизма и взаимопомощи · От творчества · От участия в делах общества |
Для разработки целей и задач новых детских организаций, принципов их деятельности существенное значение имеет выявление интересов современных детей, а также мнения взрослых, работающих с ними. Исследование, проведенное в 1998г. НИЦ Института молодежи, показало следующее:
ВОПРОС: Кто верит в счастливое будущее?
· только 20% детей верят в счастливое будущее,
· столько же примерно не верят.
· более половины детей вообще не интересуются этими вопросами.
ВОПРОС: Что сегодня самое главное для всех людей на Земле?
· дети выразили в основном тревогу за природную среду и за мир на планете.
· 24% опрошенных твердо верили, что перестройка в стране улучшит жизнь,
· 20% считали, что перестройка ничего не изменит,
· 42% считали, что перестройка что-то улучшит в нашей жизни, а что-то ухудшит.
ВОПРОС: Чем ребята хотят заниматься в первую очередь?
· забота: о природе - 58%;
· забота о старых и больных людях - 54%;
· забота о детях-инвалидах - 44%.
ВОПРОС: Кто бы хотел заниматься трудовыми делами, за которые не платят денег?
· Хотели бы заниматься 20%;
· производством, изготовлением полезных товаров за деньги -15%;
· работой в кооперативах -10%.
6. Анализ мнения участников исследования позволил предположить, что обновленная детская организация может способствовать:
· замене унитарности сознания разнообразием точек зрения, взглядов, позиций;
· критическому отношению к действительности;
· началу нового мышления, озабоченности глобальными проблемами человечества, стремлению к миру и строительству общечеловеческого дома;
· выполнению детьми предначертанных человеку его природой социальных ролей по отношению к себе, к семье, коллективу, обществу;
· настрою на будущую интересную работу и счастливую семейную жизнь (63).
Исследования, проведенные в 1991-1995 гг. и охватившие более пяти тысяч детей и взрослых из разных регионов России, показывают, что 59% опрошенных детей и подростков хотят состоять в организациях сверстников-единомышленников.
ВОПРОС: «Если тебе представится возможность выбора детских организаций, то в какой из них ты хотел бы состоять?».
· Лишь 18,1% ответили, что хотели бы состоять в пионерской организации, причем значительно больше «младших», чем «старших».
· Большая часть ребят (66,27%) хотели бы состоять в организациях по интересам и такое желание выразило больше «старших» (72%), чем «младших» (57,2%). Очевидно, с этим нельзя не считаться.
ВОПРОС: Для чего нужно участие в работе детской организации ребятам?
· прежде всего, для того, чтобы интересно проводить свободное время (47,16%),
· лучше подготовиться к взрослой жизни (30,71%).
· 25 % опрошенных считают, что детская организация может защитить права и интересы ребят перед учителями и дирекцией школы.
· Немногим более 6% опрошенных указали другие причины.
ВОПРОС: Причина участия ребят в работе детских организаций?
· показывает, что в организациях, в которых можно интересно проводить свободное время, больше нуждаются «младшие» (43,6%), чем «старшие» (31,4%),
· в организациях, способствующих лучшей подготовке к взрослойжизни и защите прав и интересов ребят - «старшие» (соответственно 48,3% и 31,4% против 33,1% и 24,2% у «младших»).
Сравнительный анализ результатов опроса ребят и взрослых выявил расхождения в определении задач детских организаций.
ВОПРОС: Главная задача детской организации?
· 53,69% взрослых, главной задачей детской организации должна стать подготовка детей к жизни,
· 50,10% - развитие их способностей
· 32,73% взрослых считают основным организацию свободного времени.
· 85,82% взрослых убеждены в том, что детская организация должна защищать права и интересы детей в школе и обществе;
· 91,81% взрослых она должна формировать у ребят культуру демократических отношений,
· 76,64% считают - готовить их к новым экономическим отношениям.
· три четверти взрослых считают, что дети могут и должны зарабатывать в своей организации. Такого же мнения придерживаются и 79,89% самих детей (налицо совпадение взглядов по данному вопросу).
· 65,48% взрослых считают, что отношения в детской организации не должны основываться на диктате какой-либо идеологии.
· Обновляющаяся детская и подростковая организация по мнению (73,58%) ребят разного возраста, должна помочь им найти свое место в жизни.
И хотя долгое время детская организация существовала в школе, за сохранение такого порядка высказались лишь треть опрошенных. В современных условиях основной ее базой 38,52% предлагает определить внешкольные учреждения и 34,13% - место жительства.
ВОПРОС: Главные условия обновления организации?
· взрослые и дети едины:
это прежде всего предоставление каждому ее члену возможности реализовать себя, свои способности: взрослые - 63,87% и дети - 54,84%.
· ранжирование условий обновления детской организации
Мнение взрослых | Мнение детей | |
романтика и игра (46,9%), | самоуправление (41,86%), | |
реальность задачи (41,11%), | доверие к детям (49,17%) | |
самоуправление детей и помощь взрослых (38,32%), | возможность защищать интересы (39,85%), каждому делать свое дело (36,01 %). | |
доверие детям (36,32%), | реальность задач (23,12%), | |
четкое определение перспектив организации (27,14%). | четкое определение будущего организации (18,55%), | |
романтика и игра (17,09%). | ||
преданность идеалам социализма 5,02% |
ВОПРОС: Какими именно качествами должен обладать член новой детской и подростковой организации?
взрослые | Дети | |
воспитание культуры (56,08%), | честность (63,52%), | |
воспитание доброты (50,29%), | готовность помочь товарищу (54,84 %), | |
воспитание справедливости (33,13%) | доброта (39,12%), | |
интеллект (39,72%), | справедливость (34,55%), | |
честность (32,93%), | культура общения (25,50%). | |
терпимость к людям (24,15%). | ||
готовность к борьбе за идеалы социализма | ||
1,39% | 8,31% | |
умение быть лидером | ||
- 5,78 | 7,95%, | |
ВОПРОС: Отношения в детской организации детей и взрослых. Какими они должны быть?
· Мнение здесь практически едино: дружат 61,27% взрослых и 60,60% детей. Соответственно 42,5% и 36,01% опрошенных считают, что отношения взрослых и детей должны строиться на основе дружбы и взаимопомощи.
· Лишь 2,5% опрошенных допускают, что взрослые должны руководить детьми; из числа взрослых такого мнения придерживаются 7,38%.
Таким образом, проведенные исследования позволили прийти к убеждению о том, что большинство детей хотят состоять в каких-либо организациях своих сверстников по интересам; что единственная в стране детская организация - пионерская - уже не пользуется той популярностью, которую она имела раньше. Обновленная детская организация призвана решать следующие задачи (по мере их значимости в глазах опрошенных):
- формировать культуру демократических отношений;
- защищать права и интересы детей в школе и обществе;
- готовить детей к новым экономическим отношениям, создавать реальные условия для того, чтобы дети могли зарабатывать деньги, а тем самым готовить их к жизни;
- развивать индивидуальные способности и задатки детей;
- решать проблемы организации досуга детей.
Главными условиями обновления детской организации:
· предоставление каждому ее члену возможностей для самореализации,
· развитие детского самоуправления,
· защита интересов всех членов организации,
доверие детям.
FANTASY STUDIO ВОКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТУДИЯ (Москва и Московская обл.) | 16343 | |||||
| ||||||
МАГНИТ КЛУБ (Архангельская обл.) | 16229 | |||||
| ||||||
ЭСТЕТИКА КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР (Москва и Московская обл.) | 16172 | |||||
| ||||||
КОМПЬЮТЕР МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ КЛУБ (Москва и Московская обл.) | 16099 | |||||
| ||||||
ЮНОСТЬ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ КЛУБ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ # 1 (Москва и Московская обл.) | 16093 | |||||
| ||||||
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РИТМ, ДЕТСКИЙ ЦЕНТР (Псковская обл.) | 16054 | |||||
| ||||||
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ # 1 ДМОУ (Белгородская обл.) | 16040 | |||||
| ||||||
ФОТОН ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ КЛУБ (Москва и Московская обл.) | 16036 | |||||
| ||||||
ЭВРИКА ДЕТСКИЙ КЛУБ ЦЕНТРА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА (Воронежская обл.) | 16028 | |||||
| ||||||
ОНИКС ЦЕНТР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(Нижегородская обл.) | 16020 | |||||
| ||||||
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА АЛЫЙ ПАРУС (Пермская обл.) | 16009 | |||||
| ||||||
КУЛЬТУРЫИ ДОСУГА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР (Карелия) | 16000 | |||||
| ||||||
РОССИЙСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (Белгородская обл.) | 15996 | |||||
| ||||||
БУРЕВЕСТНИК ДЕТСКИЙ ЦЕНТР (Нижегородская обл.) | 15996 | |||||
| ||||||
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕНИНСКОГО Р-НА (Башкирия) | 15978 | |||||
| ||||||
ЦЕНТР ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО И НАРОДНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА (Липецкая обл.) | 15945 | |||||
| ||||||
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИМ. ГАГАРИНА (Брянская обл.) | 15933 | |||||
| ||||||
БУРЕВЕСТНИК ДЕТСКИЙ КЛУБ (Башкирия) | 15927 | |||||
| ||||||
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ # 3 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА (Воронежская обл.) | 15923 | |||||
| ||||||
ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР (Оренбургская обл.) | 15870 | |||||
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |