Социально-культурное воздействие




Туристы, приезжающие в ту или иную страну для знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, оказывают социально-культурное воз­действие в результате контактов с местным населе­нием. Можно выделить три основные категории этих контактов:

• когда туристы покупают продукты и услуги у местного населения;

• когда местные жители и туристы вместе пользуются услугами, например морскими пляжами, транспортом, рестораном и т.д.;

• когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия.

Однако не обязательно называть социальным воз­действием любой непосредственный контакт тури­стов с местными жителями. Новые виды коммуника­ций, транспорта и инфраструктуры, предлагаемые для развития туризма, а также новые средства труда вызывают социальные изменения и без непосредст­венного контакта. Их можно охарактеризовать как косвенные социальные эффекты.

Помимо социального воздействия туризма следу­ет учитывать телевизионную рекламу потребитель­ских товаров, а также в целом радио и телевидение, которые вместе с увеличением доходов населения вызывают у него разные потребности и тем самым еще больше углубляют процесс социальных изме­нений.

Величина прямого социально-культурного воз­действия связана с развитием туризма и определяется различием в социально-культурных уровнях гостей и местного населения. Это и традиции, и религия, и образ жизни, и нормы поведения, и привычки, и мно­гое другое.

Социально-культурное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. К положи­тельному можно отнести обмен культурной инфор­мацией. Интерес туристов к культурному наследию страны может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя их сохранять свои на­циональные традиции, ремесла. Негативное влияние часто проявляется в результате прямого контакта, но может возникать и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей.

Привлечение иностранной рабочей силы, а также создание новых высокооплачиваемых рабочих мест за счет получения иностранных инвестиций могут вызвать недовольство той части местных жителей, которые не могут найти подходящую работу или по­лучают относительно маленькую заработную плату.

Проблема социального напряжения также может углубляться и за счет разного уровня благосостояния гостей и местных жителей. У последних создается впечатление, что туристы богаче их, поскольку они демонстрируют расточительность, не свойственную им в повседневной жизни у себя на родине. При этом местные жители забывают о том, что туристы нахо­дятся в отпуске и могут позволить себе немного лишнего. Это может вызвать чувство зависти у мест­ных жителей. Иногда это приводит к открытому воз­мущению поведением туристов. Часто подобные тре­ния возникают в период многочисленных туристских потоков в районах большой концентрации туристов. Во избежание таких проблем туристские потоки не­обходимо направлять в районы, где концентрацию туристов можно контролировать, например, с помо­щью относительного увеличения цен, что ограничит потоки международных туристов. При этом большие доходы компенсируются небольшим количеством туристов, прибывающих в страну.

 

Глава II

Австралия как перспективный регион развития международного туризма.

 

 

На старинных картах ее обозначали как Terra Australis Incognita. Для многих из нас она и сейчас все еще Непознанная Южная Земля.

Географы древности и средневековья долго верили в существование неиз­вестного материка, который, служа про­тивовесом континентам севера, “не позволял Земле опрокинуться”. В XVIII веке мореплаватели обнаружили “Южную Землю”, своими размерами напоми­навшую скорее остров, чем континент.

Австралийский материк -

самый маленький. Его площадь состав­ляет 7 632 тысячи квадратных километ­ров. Территория Тасмании занимает еще 68 тысяч квадратных километров. Вместе с прилегающими островами они образуют государство Австралийский Союз.

Самый “низкий”. Лишь два процента тер­ритории находится выше тысячеметровой отметки, а самая высокая вершина - гора Косцюшко в Южном Уэльсе - поднимает­ся всего на 2228 метров. Самая низкая точка - соленое озеро Эйр - на шестнадцать метров ниже уровня моря.

Самый жаркий. Две трети континента занимают пустыни и полупустыни. Летом в пустыне Симпсон температура достига­ет шестидесяти градусов в тени. Пышная тропическая растительность встречается только в узкой прибрежной полосе или в долинах немногочисленных рек.

Самый засушливый. В среднем здесь выпадает четыреста двадцать миллимет­ров осадков в год, в восемь раз меньше, чем в Южной Америке, и в пять раз мень­ше, чем на африканском континенте. На половине территории материка выпадает менее трехсот миллиметров осадков.

Самый пустынный из обитаемых мате­риков. Плотность населения - 2,3 челове­ка на квадратный километр, то есть в семь раз меньше, чем в Африке. В некото­рых глубинных районах не живет никто.

Самый заповедный. Из 12 тысяч видов растений более девяти тысяч не встреча­ется больше нигде. То же относится к де­вяти десятым видов животных.

Самый урбанизированный. Почти девяносто процентов населения живет в городах, более трети сконцентрировано в двух крупнейших: Сиднее и Мельбурне.

Самый бедный реками. Годовой сток всех рек Австралии - 350 кубических километров. Это вдвое меньше, чем годо­вой сток Енисея. Зато Австралия очень богата подземными водами. Артезиан­ские бассейны занимают два с половиной миллиона квадратных километров -почти треть территории континента.

 

 

История Австралии

 

Лет до нашей эры

Предки аборигенов - пле­мена азиатского происхож­дения - прибывают на ма­терик несколькими волна­ми с острова Новая Гвинея.

Голландский моряк Биллем Янсзон первым из европей­цев ступает на северный бе­рег Австралии, которую он назвал Новой Голландией.

Другой голландец, Абель Тасман, открывает остров, который назовут Тасмания.

Джеймс Кук высаживается в Ботани-Бей и провозгла­шает новую землю колони­ей Британии, назвав ее Но­вым Южным Уэльсом.

Основание ссыльной коло­нии в Сиднее. По истечении срока заключения каторж­ники приобретают право на вольное поселение.

Первый исследователь центральной части матери­ка Грегори Блескленд пре­одолевает гряду Голубых гор к западу от Сиднея и от­крывает западную часть Австралии. Начало эры па­стбищного скотоводства.

1830-1840

Разведение первых овец-мериносов, которое стало одной из основных отрас­лей экономики. Вплоть до нынешнего дня страна рас­полагает самым крупным поголовьем овец в мире (167 миллионов голов) и является крупнейшим про­изводителем шерсти.

На Тасмании солдаты и анг­лийские колонисты начина­ют истреблять аборигенов.

Основание Мельбурна.

Золотая лихорадка привле­кает искателей приключе­ний и денег со всего света.

Колонии Великобритании Новый Южный Уэльс, Юж­ная Австралия и Виктория принимают собственные конституции, считавшиеся по тем временам самыми демократическими в мире.

Прибытие последнего ко­рабля с каторжниками. Ав­стралия перестает быть ме­стом ссылки преступников.

1888-1889

Принимается первая Кон­ституция Австралии. Кон­ституционная ассамблея избирает Мельбурн местом своих заседаний.

1900-1901

Английская королева Вик­тория, монарх Австралии, подписывает Конституцию. Федерация шести штатов (Новый Южный Уэльс, Вик­тория, Южная Австралия, Квинсленд, Тасмания, За­падная Австралия) пере­именовывается в Австра­лийское Содружество, сто­лицей которого в 1909 году становится Канберра.

Парламент представляет законопроект, известный как “Политика Белой Авст­ралии” (White Australia Policy), целью которого было воспрепятствовать азиат­ской иммиграции.

1930-1939

Мировой кризис докатыва­ется до Австралии. Падают цены на шерсть и зерно. Каждый третий житель ока­зывается без работы.

1939-1945

В годы второй мировой войны австралийцы сража­ются на Крите, в Северной Африке, Греции и Италии. В 1942 году японская авиа­ция бомбардирует Дарвин.

Олимпийские игры в Мельбурне.

Принимается закон, преду­сматривающий возвраще­ние части земель в собст­венность аборигенов.

Победу на парламентских выборах одерживает Лей­бористская партия, которая начинает конституционную реформу для перехода к республиканской модели государственного устройст­ва. В конце этого десятиле­тия народ Австралии дол­жен будет принять на рефе­рендуме решение о том, станет ли страна республи­кой к 2001 году.

 

Высланные из Великобритании преступники преобразовали дикий материк в сильную державу

Первая флотилия из одиннадцати кораблей под ко­мандованием ка­питана Артура Филлипа вышла из английского порта Плимут в середине мая 1787 года. Она взяла на борт 730 каторжников, две трети из которых соста­вляли мужчины и треть — женщины. С охраной, офи­церами экипажа и их семь­ями - всего около тысячи человек. В январе 1788 года корабли пристают в Ботани-Бей на юго-восточном побережье Австралии. По­теряв к тому времени аме­риканские колонии. Анг­лия” решила ссылать сюда преступников, представ­лявших угрозу для общест­ва. Каторжников использо­вали на общественных ра­ботах и для обработки полей первых колонистов, в основном офицеров. Для самых закоренелых пре­ступников в отдаленных местах создавались специ­альные каторжные поселе­ния. о которых сохрани­лась весьма дурная па­мять. Из этого ада сбежать было практически невоз­можно. Самая известная колония такого рода распо­лагалась в Порт-Артуре на Тасмании. В период между 1788 и 1868 годами из мет­рополии было отправлено в австралийскую ссылку сто шестьдесят тысяч чело­век, пятая часть которых были женщины. В своей массе ссыльные поселения состояли из уголовников, но среди ирландцев, например,

были и политза­ключенные. Колонии были раздираемы теми же про­тиворечиями и конфликта­ми, что и само британское общество, и, казалось, обре­чены на исчезновение. Но свершилось чудо. Эта гре­мучая людская смесь из ка­торжников, забытых сол­дат, отверженных золото­искателей и ирландских бунтарей переплавилась и стала единой нацией, соз­давшей сильное и процве­тающее государство. С са­мого начала освоение ав­стралийского континента шло непросто. Этому спо­собствовали многие причи­ны: засилье криминального элемента среди поселен­цев, недостаток женского пола, поголовный алкого­лизм, противостояние жи­телей целинной глубинки, считавших себя истинны­ми австралийцами, и горо­жан - сторонников Бри­танской короны. Но имен­но взаимовыручка и воля позволили первым посе­ленцам выстоять перед ли­цом суровых обстоятельств. Страна, которую им выпа­ло осваивать, была засуш­ливой, опасной, непознан­ной и необъятной. Чувство локтя стало залогом выжи­вания. Так родилось брат­ство покорителей буша, ко­торое сыграло большую роль в истории страны. Они называли друг друга не иначе как приятелями, не чурались никакой рабо­ты, создали свои понятия о равенстве и собственный жизненный уклад. Знаме­нитая сплоченность авст­ралийцев сохранилась до наших дней в современном профсоюзном движении.

 

 

Первая железная дорога континента

 

В середине прошлого века в Австралию хлынули толпы авантюристов со всего света, услышав об открытых там ме­сторождениях золота. Еже­дневно до тысячи человек выгружались в порту Мель­бурна и по специально по­строенной железнодорожной ветке добирались до города.

 

Тяжелая жизнь семей углекопов

 

Эта убогая шахтерская хижина в Литгоу-Бэлли в ста шестидесяти километрах от Сиднея дает наглядное представление об условиях существования первых поселенцев. Глиняная печь (справа на снимке) стоит на улице, чтобы огонь не спалил неказистое жилище.

 

Женщины должны были корчевать пни

 

С самого начала колониза­ции в австралийском общест­ве существовало как бы два отдельных мира - мир бога­тых, старавшихся возродить здесь уклад жизни старой доброй Англии, и простого лю­да, осваивавшего целинные земли, где женщины работа­ли наравне с мужчинами.

 

 

Культура Австралии

 

Долгие годы культура Австралии была обособлена от мировой и как бы испытывала комплекс непол­ноценности. Сегодня она уже не стесняется своей самобытности

В Австралии приро­ды, кажется, боль­ше, чем культуры. Да и сами “оззи” больше известны в мире как любители спорта, не­жели почитатели изящ­ных искусств. На фоне дру­гих континентов еще не­сколько десятилетий назад Австралия в культурном плане выглядела эдаким бедным родственником. Однако в последнее время положение изменилось, и теперь страна совсем не по­хожа на культурное захо­лустье. Достаточно назвать имена Патрика Уайта, ла­уреата Нобелевской пре­мии по литературе 1973 го­да, лауреатов Букеровской премии писателей Томаса Киниэлли (автора “Списка Шиндлера”) и Питера Кэ-ри. Широко известны в ми­ре кинорежиссеры Питер Уэйр (“Общество мертвых поэтов”) и Джордж Мил­лер (“Безумный Макс”), звезды киноэкрана Николь Кидман, Оливия Ньютон-Джон, Мел Гибсон, певица Джоан Сазерленд, Питер Гаррет и его ансамбль “Midnight Oil”. Фильм Бэза Лурманна “Только в танцевальном зале” получил на Канн­ском фестивале в 1992 году приз, присуждаемый моло­дым кинематографистам, а блокбастеры “Безумный Макс” и “Крокодил Данди” с успехом прошли во мно­гих странах мира. Аван­тюрные телесериалы, та­кие, как “Возвращение и Эдем” и “Феникс”, появи­лись и на российском экра­не. За два с небольшим сто­летия было совсем непро­сто создать новую самобыт­ную культуру, которая бы оказалась способной кон­курировать с шедеврами европейских мастерен. Для австралийского искусства прошлого века были хара­ктерны ностальгические мотивы. Стиль первых жи­вописцев оставался евро­пейским: на полотнах Бювело, фон Герарда и других художников Австралия предстает страной, напо­минающей Старый Свет. И лишь с образованием в 1880 году “Гейдельбергской школы” (по наименованию) пригорода Мельбурна), к которой принадлежали Том Робертс, Фредерик Мак-Каббин, Артур Стритон и Чарльз Кондер, в живописи начинают про­являться оригинальные тенденции. Становление литературы шло по такому же пути. Тематика и стиль первых писателей были проникнуты колониаль­ным духом. Но в восьмиде­сятых годах XIX века и здесь происходит перелом, связанный с такими проза­иками, как Генри Лоусон, “Банджо” Патерсон и Джо­зеф Ферфи, освободивши­мися от британских клише. С течением времени авст­ралийское искусство при­обрело силу, самобытность и многообразие, сочетая в себе традиции европей­ской, американской, абори­генной и восточной куль­тур. Именно аборигенам, культура которых имеет по-настоящему гипнотическое

воздействие, австра­лийское искусство обязано своим неповторимым коло­ритом. До недавнего вре­мени картины аборигенов были почти неизвестны в мире. Лишь редкие специ­алисты изучали эту древ­нейшую живую художест­венную традицию. Дело сдерживалось и тем, что ху­дожники-аборигены всегда пользовались только при­родными пигментами и рисовали на естественных поверхностях: камнях, ко­ре деревьев, скалах. Те­перь, сохраняя стилистиче­ские особенности, абориге­ны взялись за холсты и краски. А их произведе­ния, помещавшиеся ранее в этнографических отделах музеев, переходят в кар­тинные галереи и демонст­рируются на выставках за рубежом. Аборигены созда­ют романы (Мудруру Ньонган, Салли Морган), пробу­ют себя в театре (Джек Дейвис), поэзии (Уджеру), музыке (Арчи Роуч), кино (Дэвид Галпилил, Трейси Моффэт). После создания Национальной ассоциации содействия развитию ис­кусств появились самобыт­ные театральные труппы, такие, как “Бангарра” и те­атр танца “Тьяпукай”, рок-группа “Йоту Йинди”, со­четающая традиционную музыку и новейшие музы­кальные стили.

 

 

Сталкиваясь с укладом жизни аборигенов, цивилизация, которой мы так гордимся, порождает все новые и новые конфликты

Чета пожилых або­ригенов покинула свой дом в Сиднее и ушла на север, сказав соседям, что хочет провести отпуск так, как жили их предки. Это вос­приняли как причуду, но через несколько недель га­зеты запестрели сообщени­ями о пропавших. В воздух были подняты полицей­ские вертолеты. После дол­гих поисков супруги были найдены в пустыне, спя­щими на земле у костра. Все это время они пита­лись ящерицами и змеями. На попытку полиции увез­ти их домой ответили отка­зом и даже пригрозили подать в суд за вторжение в частную жизнь.

Городок Алис-Спринге в центре Австралии считает­ся столицей аборигенных территорий — мест их тра­диционного проживания, где запрещено любое вме­шательство в естественный ритм природы. В сотне ки­лометров возвышается за­гадочный Улуру - огром­ный, будто упавший с неба камень-великан. На рас­свете он черный, днем баг­ровый, вечером кроваво-красный. Весь испещрен рисунками. Одним сотни лет, другим - тысячи. Это священное место абориге­нов, верящих, что отсюда произошел мир и они сами.

Лег кие домики, построенные государством, нередко пус­туют, потому что абориге­ны отказываются в них по­селяться, предпочитая тра­диционный образ жизни -под открытым небом. Но цивилизация наступает. В каждом поселке супермар­кет, а рядом можно уви­деть, как жарят на костре убитого кенгуру. Хотя сего­дня это уже редкость.

Взаимоотношения меж­ду аборигенами и государ­ством запутанные. Два ве­ка назад на них охотились, как на зверей, и теперь у властей комплекс — не дай Бог обвинят в ущемлении прав. А еще в недалеком прошлом государство сиëой отбирало у аборигенов детей - чтобы дать им обра­зование. К счастью, отказа­лись от этого варварства.

 

Каждый абориген полу­чает ежемесячное пособие в несколько сотен долла­ров. Увы, учитывая склон­ность к созерцательному образу жизни, эта субсидия порой не стимулирует по­требности трудиться и по­ощряет заимствованную у нас любовь к алкоголю.

Любое недовольство аборигенов восприни­мается правительством бо­лезненно, и власти готовы идти на уступки, чтобы его погасить. Это приучает на­род к капризности, ощуще­нию своей исключительно­сти, “качанию прав”, чем нередко пользуются оппо­зиционные политики. Сей­час, например, началось движение за то, чтобы бе­лые выплатили “контрибу­цию”: поселки или фермы, расположенные на землях традиционного прожива­ния аборигенов, должны выплатить “отступные” -по несколько сотен тысяч долларов за гектар. Это возмущает белых, которые требуют “равные права”. Но простые аборигены в этих политических играх почти не замешаны. Их от­ношения с белыми в рай­онах совместного прожива­ния чаще всего дружеские.

 

После второй мировой войны в далекие районы Австралии приехало нема­ло людей из Европы. Од­ни за счастьем, другие — по­дальше от своих тотали­тарных режимов, третьи скрывались от правосудия. Женщины неохотно следовали за ними в эти нелег­кие для жизни края, так что женились на местных. Отсюда много смешанных браков — с поляками, нем­цами, чехами, югославами.

Не все аборигены живут на северных территориях, около четверти - в боль­ших городах. На севере их основные занятия - уход за скотом, охота, работа на крокодильих фермах. Много самобытных художни­ков, пишущих на коре. В городе круг занятий сужа­ется. Конечно, есть чинов­ники, рабочие, люди с выс­шим образованием и даже несколько поэтов и писате­лей, но это пока единицы. Город продолжает действо­вать на них разрушающе. В отдаленных районах еще можно увидеть такую кар­тину. Аборигены смотрят кино. На экране целуются. Зрители дружно опускают глаза — целоваться на лю­дях неприлично...

Просиживая долгими ве­черами у костра, слушая их музыку, созвучную эху буша, их рассуждения о природе души и ее связи с миром космоса, о нас, бе­лых, не понимающих вели­чия жизни, кажется, что эти “пришельцы из каменного века” куда мудрее и глубже нас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: