Добродетель - долг. Символ – тмин.




 

Долг - то же, что обязанность; общественно обусловленная и внутренне осознанная субъектом необходимость [1].

 

[1] https://ru.wiktionary.org/wiki/долг

 

Разъяснение термина: Все обязанности христианина по отношению к Богу вытекают из любви к Нему, которая включает в себя веру в Него и надежду на Его безграничную милость и помощь. Любовь к Богу ищет форм выражения и находит их в богопочитании. Отношение между Богом и человеком есть отношение Абсолюта к ничтожеству. Поэтому, вполне естественно, что служение Богу непременно сопровождается чувством величайшего благоговейного страха и трепета. По слову пророка, служить Богу следует «со страхом» и радоваться Ему «с трепетом» (Пс.2:11). «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих» – говорит Сам Всевышний Господь через Своего пророка (Ис.66:2).

 

Любовь к Богу, сопровождающаяся благоговейнейшим страхом Божиим и радостным трепетом, диктует человеческому сердцу и устам молитву славословия, самую угодную для Бога молитву человека (молитва может быть славословная, благодарственная, покаянная и просительная, но самая угодная Богу молитва – славословная). Ответом на такую молитву, если она становится непрестанной, является то благодатное посещение человеческой души Духом Божиим, которое преп. Серафим называл «стяжанием Св. Духа». Это состояние сопровождается невыразимым никакими словами чувством тихой, спокойной радости, ибо Дух Святый, по выражению того же преп. Серафима, «радостотворит все, к чему прикасается».

 

Так как человек состоит из души и тела, которые неразрывно и таинственно связаны между собой, то и прославление Бога должно быть «и в телесах наших, и в душах наших, яже суть Божия» (1Кор. 6:20). Отсюдавытекает, чтоибогопочитаниедолжнобытьвнутреннимивнешним. Односдругимтесносвязано. Одновнешнеебогопочитание–естькощунствоилицемерие. СамГосподьвыражаетчерезпророканегодованиенатакоепочитание: «приближаютсякоМне людие сии, усты своими и устнами чтут Мя: сердце же их далече от стоит от Мене, всуе же чтут Мя». Но, с другой стороны, и одно внутреннее богопочитание без внешнего выражения в теле не может быть полным, действенным и не может укрепиться в человеке. Опыт жизни показывает, что каждый духовный акт становится тем совершенней и глубже, чем он более находит для себя соответствующего выражения в чувственном теле и во внешнем мире. Также и каждое живое чувство, переполняющее сердце, стремится выразиться во вне. «От избытка сердца глаголют уста» (Мф.12:34) [2].

 

[2] https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavno-hristianskoe-nravstvennoe-bogoslovie/2

 

Заповедь Божья: «Без веры невозможно угодити Богу» (Евр.11:6).

 

Изъяснение закона: Следовательно, вера в Бога есть первейшая нравственная обязанность христианина. Если всякое познание ума есть, в конце концов, некое принуждение, ибо невольно навязывается человеку и не зависит от его свободной воли, то вера, наоборот, есть, прежде всего, акт свободной воли. Поэтому вера есть добродетель.

 

Искренняя и пламенная воля к Истине, любовь к Истине и эгоизм – две вещи несовместимые. Тот, кто любит себя больше Истины, познать Истину не способен. Тот же, кто любит Истину больше себя – непременно ее найдет. «Всяк, иже есть от Истины, послушает гласа Моего» – сказал Господь наш Иисус Христос Пилату. Это значит, что стремящийся к Истине непременно будет верить в Бога [3]

 

[3] https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavno-hristianskoe-nravstvennoe-bogoslovie/2

 

Библейские изречения о долге

 

1) «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17,10)

 

2) «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9,16)

 

3) «И сказал Он им: "остерегайтесь всякой неправды"; и заповедал каждому из них обязанности к ближнему».

(Сир. 17:12)

 

4) «... и воюющим они не будут ни давать, ни доставлять ни хлеба, ни оружия, ни денег, ни кораблей, ибо так угодно Римлянам; они должны исполнять обязанность свою, ничего не получая».

(1-я Мак. 8:26)

 

Святые отцы о трудолюбии:

 

1) «Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» (свт. Филарет Московский) [4]

 

2) ««Мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, уважаем то и другое как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (см.: Мф. 25: 1–13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его» (свт. Амфилохий Иконийский) [5]

 

3) «Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностью Божией: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева” (Пс. 126: 3). Какая мать могла когда-либо сказать: буду иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына?.. Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар» (свт. Филарет (Дроздов)) [6]

 

4) «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)» (cвт. Тихон Задонский) [7]

 

5) «Поскольку брачный союз христианский есть таинство и образ союза Христа с Церковью, то совершенный брачный союз может быть только один, так как Христос имеет единую только невесту – Церковь, и Церковь – только единого жениха, Христа… Отсюда мудрость Православной Церкви заключается в том, что она для всех христиан совершенным признает один брак. Второй брак допускает она по снисхождению к немощи человеческой, а третий допускает неохотно, с епитимией, как не свободный от греха, отвращая сим несовершенным делом большее зло – любодеяние вне брака» [8]

 

[4 - 8] https://pravoslavie.ru/28265.html#_ftn6

 

Упоминания тмина в Библии:

 

1) «Нет; когда уровняет поверхность её, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним» (Ис. 28:25)

 

2) «Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин – палкою»

(Исаия 28:27)

 

Традиции, связанные с тмином

 

(Ис.28:25,27; Мат.23:23) — травянистое растение из семейства зонтичных, семена которого употребляются как ароматическая приправа [9]. В Ветхом Завете, в книге пророка Исайи впервые упоминается это благословенное растение черный тмин (библейским языком - “чернуха”, латинским – nigella sativa), в одном ряде с пшеницей и ячменем, что говорит о важности и значимости этой культуре в применении народом Исайи. Также в Писании сказано о необходимой заботе к этому хрупкому растению при обмолоте, о недопущении использования тяжелых машин, которые могут повредить нежные ценные семена. В Палестине черный тмин уже давно был любимым растением. Но, в противоположность другим полевым плодам, черный тмин не молотили тяжелыми колесами или катками, а палками и прутами. Почему такое особое, более мягкое обращение? Потому что его маленькие, мягкие семена не требовали тяжелой молотьбы, и они даже повредились бы этим.

 

Мы можем предполагать об областях применения черного тмина в лечебных и пищевых целях. Достоверно же мы знаем, что люди Ветхого Завета использовали семена черного тмина, как приправу к хлебу и другой каждодневной пище [10]

 

[9] https://slovar.cc/rel/bibl-slovar/2316625.html

 

[10] https://my.mail.ru/community/maslotmina.ru/36033E93633E1FBE.html

 

Сведения из дендрологии

 

Двулетнее (озимое) травянистое голое растение высотой до 70–90 см, семейства зонтичных (Umbelliferae).

 

Стебель прямой, разветвленный, бороздчатый.

 

Листья расположены поочередно, продолговатые, дву- или трехперистые у основания, с узколинейными острыми долями и пленчатыми, несколько вздутыми влагалищами.

 

Цветки мелкие, белые или розовые, собраны в крупные сложные зонтики с 8–16 лучами.

 

Плод состоит из двух темно-бурых выпуклых полуплодиков с пятью светлыми ребрышками каждый.

 

Цветет тмин обыкновенный в мае — июне, плодоносит в июле — августе.

 

В дикорастущем виде тмин распространен во многих климатических зонах России, Украины и Белоруссии. В России его можно встретить в Чувашии, Татарстане, Башкортостане, на Кавказе, в Сибири, а также в северной части Средней Азии. Наилучшим считается тмин чувашский.

 

Растет тмин на влажных лугах, в разреженных лесах, на опушках, лесосеках, в южных областях в долинах рек.

 

Тмин обыкновенный культивируется как эфиромасличное и лекарственное растение на Украине и в Белоруссии [14]

 

[14] https://mag.org.ua/rast/trava520.html

 

Задания

 

1) Как вы понимаете слово долг?

2) Почему так важно воспитать в себе чувство долга?

3) Какие исторические факты и сведения из библейской истории, связанные с тмином, вам известны?

4) Опишите то, что тмин вызывает у вас в сознании.

 

Раскрасьте тмин

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: