Семинар № 1.
Тема. Цель воспитания: анализ подходов и оснований.
Вопросы для обсуждения:
1. Культурно-исторический характер цели воспитания.
2. Подходы к определению цели воспитания в исторической ретроспективе.
3. Философские основания цели воспитания.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.1, Глава «Цели воспитания») – стр. 127 – 153.
Дополнительная литература:
2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 18-24 (п. 1.4. Ценности воспитательной деятельности)
Задания:
1. Используя источник 1 (стр. 127-132), проанализируйте изменение цели воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений. Изученный материал систематизируйте в таблице:
Общественно-экономическая формация | Особенности периода | Способ производства | Особенности производственных отношений | Цель воспитания | Причины изменения цели воспитания |
2. Используя источник 1 (стр. 133-136), проанализируйте разнообразие подходов к определению цели воспитания в различные периоды истории. Материал систематизируйте в таблице:
Автор | Даты жизни (см. педагогическую энциклопедию) | Цель воспитания |
На основании материала в таблице, сделайте вывод о тенденциях изменения цели воспитания с течением времени.
3. Используя источник 1 (стр. 145-153) и 2, проанализируйте специфику цели воспитания в зависимости от философского основания концепции. Материал систематизируйте в таблице:
Философско-педагогическое направление | Цель воспитания | Ценности, лежащие в основании | Цитата, характеризующая цель | Представители |
Прагматизм | ||||
Неопозитивизм | ||||
Экзистенциализм | ||||
Неотомизм | ||||
Бихевиоризм |
Количество часов на самостоятельную работу: 3
Форма контроля: опрос на семинаре.
Семинар № 2.
Тема. Содержание воспитания: понятие, структура.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о содержании воспитания
2. Функциональный подход к определению содержания воспитания.
3. Социальный подход к определению содержания воспитания.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Сущность и содержание процесса воспитания») – стр. 27 –30.
Дополнительная литература:
2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 124 – 138 (п.п. 5.2. Содержание воспитательной деятельности)
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – стр. 63-67 (Гл.3 Цель воспитания как педагогическая проблема, п.3 Содержание понятия «всестороннее развития личности»).
4. https://bim-bad.ru/ (статья В.А. Ситарова «Содержание образования»)
Задания:
1. Используя все предложенные источники, проанализируйте понятие о содержании воспитания, его специфику и структуру. Изученный материал систематизируйте в таблице:
Понятие (автор, понятие – выписать разные подходы) | |
Отличие содержания воспитания от содержания обучения | |
Структурные единицы содержания воспитания (автор, описание структуры) |
2. Источник 3, охарактеризуйте функциональный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:
Направление содержания воспитания | Цель | Система знаний | Система умений и навыков | Опыт творческой деятельности | Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения |
Умственное | |||||
Нравственное | |||||
Физическое | |||||
Трудовое | |||||
Эстетическое |
3. Используя источник 1, охарактеризуйте социальный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:
Направление содержания воспитания | Цель | Система знаний | Система умений и навыков | Опыт творческой деятельности | Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения |
Семьянин | |||||
Работник | |||||
Гражданин |
4. На основе изученного материала составьте кластер «Содержание воспитания».
Количество часов на самостоятельную работу: 4.
Форма контроля: опрос на семинаре.
Семинар № 3.
Тема. Общие методы воспитания: понятие, специфика применения.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об общих методах воспитания
2. Методы формирования сознания.
3. Методы формирования опыта деятельности и поведения.
4. Методы стимулирования.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Общие методы воспитания») – стр. 93 –135.
2. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. – (Гл. Общие методы воспитания) – стр. 330 - 347.
Дополнительная литература:
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – (Гл.11 Методы осуществления педагогического процесса) стр. 254 – 293.
Задания:
1. Используя предложенные источники, проанализируйте понятие об общих методах воспитания. Изученный материал систематизируйте в таблице:
Понятие о методах воспитания | |
Подходы к классификации методов воспитания | 1. Классификационный признак… классификация… (автор) 2. Классификационный признак… классификация… (автор) |
Факторы отбора метода воспитания |
2. Используя предложенные источники, проанализируйте специфику общих методов воспитания. Составьте обобщающую таблицу «Характеристика общих методов воспитания».