Тема. Общие методы воспитания: понятие, специфика применения.




Семинар № 1.

Тема. Цель воспитания: анализ подходов и оснований.

Вопросы для обсуждения:

1. Культурно-исторический характер цели воспитания.

2. Подходы к определению цели воспитания в исторической ретроспективе.

3. Философские основания цели воспитания.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.1, Глава «Цели воспитания») – стр. 127 – 153.

Дополнительная литература:

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 18-24 (п. 1.4. Ценности воспитательной деятельности)

Задания:

1. Используя источник 1 (стр. 127-132), проанализируйте изменение цели воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Общественно-экономическая формация Особенности периода Способ производства Особенности производственных отношений Цель воспитания Причины изменения цели воспитания
           

2. Используя источник 1 (стр. 133-136), проанализируйте разнообразие подходов к определению цели воспитания в различные периоды истории. Материал систематизируйте в таблице:

Автор Даты жизни (см. педагогическую энциклопедию) Цель воспитания
     

На основании материала в таблице, сделайте вывод о тенденциях изменения цели воспитания с течением времени.

3. Используя источник 1 (стр. 145-153) и 2, проанализируйте специфику цели воспитания в зависимости от философского основания концепции. Материал систематизируйте в таблице:

Философско-педагогическое направление Цель воспитания Ценности, лежащие в основании Цитата, характеризующая цель Представители
Прагматизм        
Неопозитивизм        
Экзистенциализм        
Неотомизм        
Бихевиоризм        

 

Количество часов на самостоятельную работу: 3

Форма контроля: опрос на семинаре.

Семинар № 2.

Тема. Содержание воспитания: понятие, структура.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о содержании воспитания

2. Функциональный подход к определению содержания воспитания.

3. Социальный подход к определению содержания воспитания.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Сущность и содержание процесса воспитания») – стр. 27 –30.

Дополнительная литература:

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 124 – 138 (п.п. 5.2. Содержание воспитательной деятельности)

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – стр. 63-67 (Гл.3 Цель воспитания как педагогическая проблема, п.3 Содержание понятия «всестороннее развития личности»).

4. https://bim-bad.ru/ (статья В.А. Ситарова «Содержание образования»)

Задания:

1. Используя все предложенные источники, проанализируйте понятие о содержании воспитания, его специфику и структуру. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Понятие (автор, понятие – выписать разные подходы)  
Отличие содержания воспитания от содержания обучения  
Структурные единицы содержания воспитания (автор, описание структуры)  

2. Источник 3, охарактеризуйте функциональный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Система знаний Система умений и навыков Опыт творческой деятельности Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения
Умственное          
Нравственное          
Физическое          
Трудовое          
Эстетическое          

3. Используя источник 1, охарактеризуйте социальный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Система знаний Система умений и навыков Опыт творческой деятельности Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения
Семьянин          
Работник          
Гражданин          

4. На основе изученного материала составьте кластер «Содержание воспитания».

 

Количество часов на самостоятельную работу: 4.

Форма контроля: опрос на семинаре.

Семинар № 3.

Тема. Общие методы воспитания: понятие, специфика применения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об общих методах воспитания

2. Методы формирования сознания.

3. Методы формирования опыта деятельности и поведения.

4. Методы стимулирования.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Общие методы воспитания») – стр. 93 –135.

2. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. – (Гл. Общие методы воспитания) – стр. 330 - 347.

 

Дополнительная литература:

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – (Гл.11 Методы осуществления педагогического процесса) стр. 254 – 293.

Задания:

1. Используя предложенные источники, проанализируйте понятие об общих методах воспитания. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Понятие о методах воспитания  
Подходы к классификации методов воспитания 1. Классификационный признак… классификация… (автор) 2. Классификационный признак… классификация… (автор)
Факторы отбора метода воспитания  

2. Используя предложенные источники, проанализируйте специфику общих методов воспитания. Составьте обобщающую таблицу «Характеристика общих методов воспитания».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: