АКАДЕМИЧЕСКАЯ РАЗНИЦА
Тематика рефератов по культурологии
I. Общекультурологическая
1. Культурология: системный поход к культуре.
2. Значения и смыслы как психологические феномены и с точки зрения культурологи.
3. Этнокультурные стереотипы: сущность, роль.
4. Национальные духовные символы: особенности проявления в отечественной культуре и искусстве.
5. „Народная” и „массовая” культуры: сущность соотношения и особенности функционирования.
6. „Культурные инвестиции” в формирование духовного мира современного человека.
7. Проблема культурной изоляции и ее последствия.
8. Национально-культурные образы мира.
9. Славянофильство и западничество: исторические тенденции русской саморефлексии 19-21 вв.
10. Искусство как художественный язик культуры.
11. Культура (по выбору: национальная, этническая, региональная) как тип ментальности (на материале призведений искусства).
12. Взаимонепонимание как следствие различий в культурних кодах.
13. Человек как субъект культуры.
14. Образы и символы искусства: проблемы «вечных» тем и их трансформации.
15. Топос места в культурологическом контексте (на примере призведений искусства).
16. Донецкий регион как образец исследования региональной культурной идентичности.
17. Математическое моделирование как метод исследования культур.
18. Культурная семантика: исторические пути научных исследований.
19. Педагогическая культура: история, принципы, перспективы.
20. „Культурный национализм” и его проявления в современной отечественной жизни.
21. Культурный архетип как духовный феномен.
22. Время в культуре.
23. Игровая концепция культуры.
24. Художественная богема как культурный феномен Нового и Новейшего времени.
25. Культура, природа, человек: проблемы и пути решения.
26. Культурно-творческие діалоги Востока и Запада: исторические вехи.
27. Современная „интернетная культура” и проблемы общения.
28. Проблема современной „политической культуры”.
29. Проблемы современной развлекательной культуры.
30. Мистическая культурная традиція.
31. Ритмы развития культуры.
32. Постмодерн и современная социокультурная ситуація в мире.
33. Киберкультура как явление современной жизни.
34. Семиотика цвета в восточной и западной культурах.
35. Символ и имидж в массовой культуре.
36. Человек и современная технократическая цивилизация.
37. Перспективы развития народной культуры.
38. Проблемы культуры современной молодежи.
39. Влияние мультимедийных технологий на образ жизни общества.
40. Техника в системе культуры. Сущность современной научно-технической революции и ее социально-культурное значение.
41. Культура и природа. Проблемы экологии культуры.
42. Проблема межкультурной коммуникации (ассимиляция, интеграция, сегрегация, маргинальность).
43. Толерантность в западной культуре и ее последствия.
44. Сущность культуры повседневности.
45. Западнизм как феномен современного мирового развития.
46. Кукла как знак культуры.
47. Судный день. Рай и ад в искусстве.
48. Проблема мультикультурализма в современном мире.
49. Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении.
50. Культура и рынок: конфликт или консенсус.
51. Культурология О.Шпенглера (по выбору: Н.Данилевского, А.Тойнби)
52. Роль психоанализа в развитии проблем культурологии.
53. Культура и общество. Социальные институты культуры.
54. Тоталитарное искусство: причины возникновения и типологические признаки.
II. Специализированная тематика (по желанию)
(спец.: «Библиотечно-информационная деятельность»)
1. Школьная библиотека: исторические трансформации культурного явления.
2. Современный «библиотекарь»: исторические метаморфозы социального портрета.
3. «Библиосфера»: исторический опыт и современные тенденции.
4. Проблема «информационного мусора» в современном культурном пространстве: задачи школьной педагогики.
5. Роль «фонового» знания в современной образовательной среде.
6. Проблема синтеза традиционной, книжной и электронной читательской культуры.
7. Проблема изучения современных читательских интересов в разных социально-территориальных контекстах (городском, сельском, поселковом): советски, постсоветский и современный исторический опыт.
8. «Домашняя библиотека»: западный и (или) отечественный опыт.
9. Образы современного читателя: возрастная типология.
10. Проблема творческо-аналитической работы электронными образовательными ресурсами.
11. Проблема преодоления пассивно-потребительского подхода к работе с Интернет-ресурсами.
12. Информация и знание: проблема соотношения культурных текстов.
13. Работа с источниками: задачи библиотечных работников.
14. Проблема формирования критического мышления при работе с информационными интернет-ресурсами (к преодолению потребительского отношения к информационно-образовательным культурным текстам).
15. Личная электронная библиотека: проблемы оформления.
16. «Русские книжники»: национально-исторический опыт.
17. Современный «интеллектуал» (эрудит) и «интеллигент»: сущность социокультурных различий.
18. Проблема влияния «клиповой» (визуально-«картиночной») системы восприятия на читательскую культуру современного школьника.
19. Понятие «читательской культуры» в современном отечественном социуме.
20. Образовательные парадигмы современной отечественной культуры.
21. Формирование «культуры домашнего чтения» в системе современной досуговой деятельности школьника.
22. Роль электронных информационных технологий в развитии любительских культурных интересов (хобби).
23. «Графомания» как социокультурный феномен.
24. Проблема гармонизации рационально-аналитического и образно-символического мышления.