Согласно международным стандартам свободная экономическая зона должна отвечать двум основным требованиям: иметь льготы для привлечения иностранных инвестиций и хорошее экономико-географическое положение.
Кроме того, все ныне действующие зоны и регионы-претенденты на такой статус располагаются на очень значительных территориях (в пределах республики, области, города-гиганта).
Вследствие развития законодательства в свободных экономических зонах в настоящее время существует насущная необходимость административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а также гармонизации национального законодательства, непосредственно определяющего режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, а также норм международного права, регламентирующих общественные отношения в особых экономических зонах.
Административно-правовое регулирование ограничивает самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности. Такое ограничение действительно имеет место в случаях, когда это необходимо в интересах общества, например при антимонопольном регулировании, сертификации продукции, налоговом, валютном, таможенном регулировании. Вводимые в таких случаях ограничения необходимы для сочетания интересов предпринимателя, отдельно взятой личности, а также всего общества.
Но в некоторых случаях административно-правовое регулирование не ограничивает, а, напротив, расширяет возможности хозяйствующих субъектов.
Сюда относится государственная поддержка субъектов малого предпринимательства - малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, меры по поддержке агропромышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства и др.
|
В то же время существуют и такие методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, которые направлены на установление общих условий хозяйственной деятельности - государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности.
Особое место занимают такие методы административно-правового регулирования, как прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Анализируя различные мнения, отметим, что большинство специалистов считает, что административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности необходимо. Для доказательства утверждения мы предлагаем рассмотреть экономические правовые и иные основания.
|
Одним из наиболее важных оснований осуществления административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах является экономическое основание. Прежде всего, это связано с невозможностью полной саморегуляции рыночного механизма. Функции регулирования должно взять на себя государство. Представляется очевидным, что содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах прямо или косвенно зависит от законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность вообще.
Существование большого количества законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, позволило поставить вопрос о принятии предпринимательского кодекса.
Предпринимательский кодекс даст возможность создать правовые условия для развития предпринимательства, четко определить принципы, нормы и институты предпринимательской деятельности. При регулировании предпринимательской деятельности гражданским законодательством правовое регулирование осуществляется с позиций учета только частных интересов, предпринимательское право как самостоятельная отрасль права будет регламентировать предпринимательскую деятельность, учитывая частные и публичные интересы. Данный подход особенно важен при административно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. Однако в научной литературе существует и диаметрально противоположная точка зрения.