Тема: Особенности страхования
Отдельных видов транспорта
- Страхование воздушного транспорта
- Страхование средств водного транспорта
Страхование воздушного транспорта
1. По страхованию средств воздушноготранспорта могvт быть
застрахованы:
- воздушные суда;
- запасные части к ним;
-специальное оборудование и снаряжение, установленное и (или) перевозимое на его борту.
Страхователями выступают: авиаперевозчики; крупные коммерческие компании, имеющие собственный авиатранспорт; аэроклубы; частные владельцы и т. д.
Договор страховани я может быть заключен:
- на рейс (при этом указываются пункты начала и окончания рейса, промежуточных посадок).Обязанность страховщика по возмещению ущерба при страховании на срок начинается и оканчивается в 24 часа тех дат, которые указываются в договоре;
- на срок (здесь фиксируются срок страхования и районы эксплуатации воздушного средства).Обязанность страховщика по возмещению ущерба обычно начинается с момента запуска двигателей на аэродроме, взлета и оканчивается в момент выключения двигателей на стоянке аэродрома, прибытия.
При определении размера страховых тарифов учитываются тип и возраст воздушного судна, цель и географические районы его эксплуатации, уровень квалификации летного экипажа и иные факторы риска..
Страховщик принимает на себя обязательства по возмещению ущерба:
- за гибель (полную или конструктивную);
- пропажу без вести;
- повреждение средств воздушного транспорта.
Стороны могут согласовать и более узкий объем обязательств страховой компании:
1. в случае полной гибели (т. е. уничтожениясудна, когда никакие его агрегаты не могут быть использованы в дальнейшем по прямому назначению) или пропажи без вести средства воздушного транспорта страховщик по своему выбору:
- осуществляет выплатувозмещения в размере страховой суммы;
- предоставляет страхователю другоесудно на замену;
2. при наступлении конструктивной гибели (т. е. технической невозможностиили экономической нецелесообразности восстановления средстваавиатранспорта) страховщик:
- либо возмещает ущерб в размере страховой суммы и получает право на выручку от реализации сохранившихся элементов поврежденного судна;.
- либо выплачивает разницу между страховой суммой и стоимостью этих элементов;
3. в случае повреждения оплачиваются:
- фактические расходы страхователя на аварийный ремонт;
-затраты по обеспечению безопасности и сохранности поврежденного судна. При этом некоторые виды расходов (на доставку к месту ремонта запасных частей и агрегатов, на проведение полетов, связанных с возобновлением удостоверения о годности воздушного судна к полетам, и др.) возмещаются лишь в установленных пределах.
Для решения вопроса о выплате страхового возмещения заинтересованное лицо представляет среди прочих:
1. документы о регистрации происшествия с воздушным судном; 2. технический акт его осмотра после повреждения;
3. план аварийного ремонта и смету расходов;
4. в случае гибели - акт о списании.
Обязанность страховщика по возмещению ущерба не наступает если:
1. он произошел при пилотировании судна лицами, не указанными в договоре страхования
2. при нахождении авиатранспорта вне географических пределов эксплуатации;
3. при пользовании посадочными площадками, не предназначенными для приземления судов данного типа (если последние 2 обстоятельства не вызваны действием непреодолимой силы).
2. Страхование средств водного транспорта
По страхованию средств водного транспорта могут быть застрахованы морскиеи речныесуда любого класса и назначения (корпус судна с надстройками и рубками, судовые помещения, двигатели, котлы, вспомогательные механизмы, оборудование, судовые устройства и т. д.). Страховые компании возмещают убытки, происшедшие вследствие случайностейи опасностей плавания, а также по другим причинам внезапногои непредвиденногохарактера.
При этом все возможные события делятся на 2 группы:
1. не связанные с действиями судовладельца: затопление судна в шторм, посадка на мель, удар молнии, пожар, пиратство и др.;
2. связанные с действиями судовладельца: судовладелец, как правило, имеет возможность предотвратить: взрыв котлов, cкpытые дефекты оборудования и корпуса и т. п. Поэтому в последнем случае страховщики изучают все обстоятельства, связанные с возмещением убытков, на предмет наличия или отсутствия вины судовладельца.
Договор страхован ия может быть заключен в одном из нижеследующих вариантов:
1. «с ответственностьюза полную гибель » - возмещаются убытки, возникшие вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной). Также подлежат возмещению убытки:
- связанные с пропажей судна без вести;
- необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна, предотвращению и уменьшению убытков, установлению размера убытков;
2. «с ответственностью за повреждение » - возмещаются затраты по устранению повреждений судна, его механизмов, машин и оборудования, включая расходы по предотвращению и уменьшению убытков и по установлению их размера;
3. « с ответственностью за гибель и повреждение » - самый широкий объем обязательств страховщика, который объединяет первые 2 варианта.
К исключениям, когда убытки не возмещаются, относятся случаиих наступления вследствие:
- известной страхователю немореходности судна до выхода его в рейс;
- эксплуатации судна в условиях, не предусмотренных его классом;
- износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования или принадлежностей и т. д.
В заявлении о страховании судовладелец должен сообщить точные сведения о судне.
Договор можно заключить:
- насрок - страхователь также указывает район плаванияи срок страхования;
- нарейс - страхователь указывает пункты начала и окончания рейса, его продолжительность и пункты захода.
Обязательства страховщика начинаются обычно с момента:
- отдачи швартовых;
- либо снятия с якоря в порту отправления.
Для получения страхового возмещения судовладелец должен представить необходимые документы
- судовые и машинные журналы;
- объяснения капитана и других членов команды;
- акт осмотра;
-подлинники счетов на все виды расходов, произведенных в момент происшествия и во время ремонта.
При повреждении судна возмещается стоимость его ремонта, равная сумме расходов, необходимых для приведения судна в состояние, в котором оно находилось в момент заключения договора страхования.
Возмещение в размере страховой суммы выплачивается в следующих случаях:
- при полной фактической гибели судна (судно полностью унич тожено или безвозвратно утеряно для страхователя);
- полной конструктивной гибели судна (восстановление или ремонт судна экономически нецелесообразны);
- пропаже судна без вести (о судне не поступало никаких сведений в течение 3 месяцев, причем последнее известия о судне было получено до истечения срока договора страхования).