Факторы, влияющие на развитие туризма
Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, а нежелательные факторы снижают туристский поток.
Основные факторы, влияющие на развитие туризма, разделяют на две группы:
статичные, имеющие неизменное во времени значение. В эту группу в первую очередь входит рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов;
динамичные — политические, социально-демографические, финансово-экономические, материально-технические. Следует отметить и изменение стереотипа жизни человека со статичного на динамичный, причем данное явление имеет массовый характер.
Природно-климатические факторы — туристов привлекают богатые и разнообразные природно-рекреационные ресурсы, изрезанность береговой линии и наличие большого числа бухт, заливов, внутренних морей, километры морских пляжей, густая речная сеть, мозаичносгь ландшафтов и сочетание на соседних территориях прибрежных и горных пейзажей.
Культурно-исторические факторы — это разнообразные исторические и архитектурные памятники, высокий уровень духовной и материальной культуры, мозаичность национального и конфессионального состава населения, высокий уровень образования, давние традиции культурных и иных связей как в пределах региона, так и с другими крупными регионами мира.
Привлекательность мест отдыха определяется в первую очередь именно этими факторами. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм/поездки», в то время как во всех северных странах, даже в богатых странах Скандинавии, сальдо отрицательное. Значение историко-культурных ресурсов увеличивается с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.
|
Спрос и его функция
Чтобы построить четкую модель рынка, необходимо исследовать в идеальных условиях (при совершенной конкуренции) взаимодействие важнейших категорий рынка – спроса и предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы.
Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке.
Величина спроса зависит от ряда факторов. Такую зависимость принято называть функцией спроса.
Qda = f (Pa, Pb...z, K, L, M, N, T), (10.1)
где Qda– функция спроса на товар; Pa– цена товара; Pb...z– цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; K – денежные доходы покупателей; L – вкусы и предпочтения людей; M – потребительские ожидания; N – общее число покупателей; T – накопленное имущество людей.
Основной фактор спроса – цена товара, поэтому зависимость можно упростить:
Qda= f(Pa).(10.2)
Функцию спроса можно представить также в виде графика (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Функция спроса
Соединение между собой точек на графике, каждая из которых является конкретной комбинацией цены и количества, позволяет построить кривую спроса D.
Предложение и его функция
Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке. Как и спрос, оно зависит от ряда факторов и может быть формализовано.
Qsa = f (Pa, Pb...z, C, K, R, N), (10.3)
где Qsa– предложение товара; Pa– цена товара; Pb...z – цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; C – наличие проиводственных ресурсов; K – применяемая технология (время); R – налоги и дотации у производителей; N – число продавцов.
|
Основной фактор предложения – тот же, что и спроса – цена.
Qsa = f (Pa). (10.4)
Функцию предложения также можно задать с помощью таблицы, которую легко перевести в график (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Функция предложения
Соединение точек на графике позволяет построить кривую предложения S, которая имеет восходящий вид.