АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ




«Преобразование управления – едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно цени­ли и всю эту деятельность»[4], — писал историк В.О. Ключевский. Те или иные изменения в управлении, административно-территориальном делении Рос­сии, организации государственного аппарата дик­товались трудностями того времени. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачи­вание из народа средств для покрытия постоянно растущих государственных расходов, прежде все­го — на войну (сам император называл деньги «артериею войны»). Бессистемность и спешка час­то приводили к путанице: не успевало войти в жизнь какое-либо установление, как через не­сколько лет оно уже заменялось другим или сво­дилось на нет непрекращавшимися переменами в учреждениях, близких по своим функциям. Мно­гие гражданские, военные и придворные должнос­ти поменяли старинные русские названия на евро­пейские, по сути своей оставшись прежними.

Уже в первые годы царствования Петра I стали изменяться стиль и методы государственного управления: падало значение Боярской думы, основные решения принимались в узком кругу ближайших сподвижников царя. Одним из глав­ных его советников был князь Ф.Ю. Ромодановский. Этот жестокий человек (по словам современника, «злой тиран, пьяный по вся дни»[5]) являлся всесильным правителем Преображенского приказа — учреждения, следившего за выполнением административных, следственных и карательных задач.

Первой административной реформой стало со­здание в 1699 г. особого ведомства городов. Ряд указов вводил местное самоуправление для го­родского купечества, а также населения по­морских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором казённых денежных платежей. Во главе новых органов местного самоуправления была поставлена Московская ра­туша, выбираемая столичным купечеством. В её ведении находились главные поступления госу­дарственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу в должности «обер-инспектора ратушного правления» бывший дворецкий бояри­на Шереметева А.А. Курбатов.

Но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к решению перенести центр тяжести управления на места. Помимо финансовых нужд это дикто­валось также и потребностями армии. По замыслу Петра, новые местные органы власти должны были после окончания Северной войны заняться рас­квартированием войск (т.е. их размещением и обеспечением в мирных условиях).

Практическое осуществление реформы началось в конце 1707 г. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (впо­следствии — Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. В его подчинении были вице-губер­натор (заместитель), ландрихтер, ведавший су­дом, провиантмейстеры для сбора хлебных до­ходов, другие назначаемые государством чинов­ники.

Губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 г.: города были подчинены уездным комендантам (так с 1710 г. стали именоваться воеводы), а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губерн­ское учреждение.

Главная задача губернской реформы — обес­печение армии за счёт местных учреждений — выполнена не была, т.к. Северная война, несмотря на Полтавскую победу, затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не без­граничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к хроническому недостатку средств, и многие губернаторы, стремясь продемонстриро­вать царю своё радение о «казённой прибыли», пускались на всяческие ухищрения. Так, напри­мер, казанский губернатор Апраксин придумывал новые «доходы» и предъявлял царю фальшивые ведомости по ним.

Все эти преобразования вызвали полное рас­стройство центрального управления. В результате губернской реформы прекратили своё существо­вание приказы (кроме военных). В начале XVIII в. в России фактически не было даже столицы, т.к. Москва уже перестала быть ею, а Петербург ещё не стал. Единственной центральной властью был сам государь со своими сподвижниками, которые могли называться то «ближней канцелярией», то «консилией министров» и т.п.

И вот в 1711 г., отправляясь в турецкий поход, Пётр издал коротенький указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления»[6]. Так одним росчерком пера было основано учреждение, в том или ином виде просуществовавшее в России около двухсот лет – Сенат. Первоначально Пётр хотел создать лишь времен­ный орган власти, который управлял бы страной во время его частых разъездов по стране и военных походов. В первое время сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и его задачи были довольно неопределёнными. С одной стороны, он был призван осуществлять высший надзор за судом и заботиться об умноже­нии доходов, с другой — Пётр требовал от своих подданных признания сената высшим госу­дарственным органом, которому все лица и учреждения были обязаны повиноваться как са­мому царю.

Петра очень заботило отсут­ствие надлежащего контроля за управлением. Поэтому в 1711 г. была создана должность обер-фискала, которому подчинялись местные фискалы. Их обязан­ностью было доносить сенату и царю о всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаго­видных деяниях должностных лиц. Если донос подтверждался, фискал получал половину иму­щества осуждённого, если нет — никакого наказания фискал не нёс. Очень скоро слово «фискал» стало внушать ужас русским чиновникам. Сами небезгреш­ные по части взяток и зло­употреблений, фискалы вовсю пользовались своим положением для сведения личных счётов, а то и просто для вымогательства и обогащения.

В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора, которому было передано ру­ководство фискалами. Однако главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всём доносить императору. Отныне только генерал-прокурор мог предлагать сенату вопросы для обсуждения. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли сената в государственном управлении.

Само по себе учреждение сената ещё не означало создания нового центрального аппарата управ­ления, призванного заменить уже в значительной степени развалившуюся систему приказов. Ещё в 1712 г. у Петра появилась идея организовать по шведскому образцу «коллегии», которые должны были ведать отдельными отраслями управления. Для изучения иностранного опыта царь отправил за границу специальные экспедиции. Прошло несколько лет, и в 1718 г. был подписан указ об учреждении девяти коллегий: Чужестранных дел, Камер-коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансо­вого контроля), Воинской, Адмиралтейской (воен­но-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (горноза­водская и фабричная промышленность), Штате-коллегии (ведомство государственных расходов). С появлением коллегий прекращали своё существо­вание многие из ещё сохранившихся приказов. Некоторые из них вошли в состав новых учреж­дений.

Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более чёткое разгра­ничение сфер их деятельности и, главное, — совещательный, «коллегиальный» порядок веде­ния дел. Однако, и количество коллегий, и их состав, и сферы деятельности каждой из них не раз изменялись при Петре. Тем не менее основные принципы их работы оставались неизменными.

После учреждения коллегий Пётр I решил реформировать на шведский манер и местное управление. В 1719—1720 гг. началась очеред­ная реформа административно-территориального устройства. Были отменены не оправдавшие себя ландратские «доли». Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь — на дистрикты, в основном соответствовавшие старым уездам. Правители дистриктов — земские комиссары — назначались Камер-коллегией. Единственное, что русское правительство решило не заимствовать из шведского опыта, — это крестьянское самоуп­равление.

Претерпело изменения и городское управление. Должность бурмистров, учреждённая реформой 1699 г., отменялась. Всё посадское население отныне делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастер­ских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах; новые органы городского самоуправления, магистраты, теперь состояли лишь из представителей 1-й гильдии. Деятель­ность городских магистратов контролировал и координировал Главный магистрат, подчинённый сенату.

Особое место среди государственных преобразо­ваний Петра I принадлежит принятой в 1722 г. Табели о рангах. Её значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трём родам службы: гражданской, военной сухопутной и военно-мор­ской. Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государст­венного чина, а значит, и основой любой карьеры. При этом некоторые возможности продвижения вверх по служебной лестнице открывались и для вы­ходцев из «подлого люда»: всякий получивший первый офицерский чин или восьмой ранг граж­данской службы (всего их было 14) становился дворянином.

Многие историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петров­ских реформ. «Все эти преобразования, непре­рывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнётом, мало чем уступавшим войне Петровского времени»[7], — писал российский историк В.Я. Уланов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: