Ваша позиция будет учтена при обсуждении просемейного пакета законопроектов.




Я внимательно изучил Ваше обращение, поступившее в мой адрес по электронной почте 21.09.2020.

Хочу пояснить Вам следующее.

 

Проект Федерального закона «О внесении изменений внекоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью)» (далее – законопроект) разработан в целях закрепления в отраслевом законодательстве конституционного принципа приоритета интересов ребенка.

Документ направлен, прежде всего, на защиту традиционных семейных ценностей!

В силу пункта 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Реализация указанных конституционных положений требует от законодателя проработки максимально эффективных механизмов охраны прав и интересов ребенка, а также обеспечения для него возможности жить и воспитываться в семье, насколько это возможно.

Преследуя указанную цель, законопроект совершенствует нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей в случаях, когда возникает угроза жизни или здоровью ребенка по вине родителей или заменяющих их лиц либо вне зависимости от их вины.

Действующая редакция статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации закрепляет административный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Вместе с тем многолетняя практика применения статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации нередко свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители (усыновители, опекуны).

При этом необходимо отметить, что Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года предусматривал правило об отобрании ребенка на основании решения суда (статья 64).

В соответствии с действующим регулированием не судебный, а административный акт стал не только способом защиты прав несовершеннолетнего, но и основанием для поражения в правах его родителей или иных законных представителей, для их отстранения от личного общения с ребенком и от решения вопросов, относящихся к его судьбе.

Между тем требуемый уровень правовой защиты интересов частных лиц способна обеспечить лишь судебная форма юрисдикционной защиты. Следует учесть, что в соответствии со статьями 70 и 73 Семейного кодекса РФ временное или окончательное прекращение родительских прав (ограничение или лишение) допускается на основании судебного решения. Таким образом, действующий закон, допуская отобрание детей без судебного решения, создает риск серьезного нарушения прав и интересов как родителей, так и самих детей, допуская их разлучение и невосполнимую утрату их личного общения.

В законопроекте предлагается производить отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью по общему правилу на основании решения районного суда, выносимого в порядке особого производства.

С этой целью законопроект вносит изменения в статью 77 Семейного кодекса РФ, а также вводит в Гражданский процессуальный кодекс новую главу 381 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

Предлагается, чтобы дело об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью рассматривалось по заявлению органа опеки и попечительства или органа внутренних дел судом по месту фактического пребывания ребенка. В закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, органа внутренних дел и прокурора будут иметь право участвовать также родители или иные лица, на попечении которых находится ребенок. Законопроект также предполагает участие в этом заседании самого ребенка, если это возможно и необходимо, и участие других заинтересованных лиц (например, родственников ребенка).

Законопроект предполагает сделать рассмотрение вопроса об отобрании ребенка ускоренным. Заявление органа опеки и попечительства или органа внутренних дел об отобрании ребенка будет подлежать рассмотрению судом в течение 24 часов с момента поступления заявления.

Следует подчеркнуть, что такое решение в действительности обосновано конституционным приоритетом интересов детей. Очевидно, что жизнь и здоровье ребенка являются не менее и даже гораздо более важными для общества благами, чем свобода человека, для ограничения которой на основании ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу суд принимает решение об избрании меры пресечения в течение 8 часов.

В то же время в силу законопроекта в особых, исключительных ситуациях административное изъятие ребенка из семьи может использоваться как мера немедленного реагирования. Проектируемый пункт 2 статьи 77 СК РФ предусматривает, что в исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести отобрание ребенка у родителей (одного из них), усыновителей или у других лиц, на попечении которых он находится, составив акт об отобрании ребенка с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребенка. Действия органа опеки и попечительства могут быть оспорены родителями (одним из них), усыновителями или иными лицами, на попечении которых находился ребенок, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Данный законопроект относится к сфере действия гражданского процессуального и семейного законодательства. Кроме того, соответствующие концепции законопроекта изменения предлагается внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", в частности, определив в нем полномочия органов внутренних дел по выявлению обстоятельств, в которых находится ребенок, и по обращению в суд с заявлением об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Принятие законопроекта не потребует внесения изменений и дополнений в нормативные акты Правительства Российской Федерации.

Положения законопроекта соответствуют международным обязательствам Российской Федерации, в частности, развивают в национальном законодательстве принципы, заложенные в статье 9 Конвенции о правах ребенка.

Ваша позиция будет учтена при обсуждении просемейного пакета законопроектов.

С уважением,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: