Глава 1. Обстановка в стране в конце 60-х-начала 70-х гг.




Содержание

 

Введение

Глава 1. Обстановка в стране в конце 60-х-начала 70-х гг.

Народные движения

Царская семья Петра I

Глава 2. Жизнь дворца в конце правления Алексея Михайловича

Воспитание Петра I

Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер

Заключение

Литература

 


Введение

 

Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время изучению эпохи Петра I уделяется не малое внимания. На мой взгляд очень интересно узнать в какой обстановке рос и воспитывался Петр, кто являлся его наставниками и как в дальнейшем сложилась судьба в дальнейшем одного из самых выдающихся деятелей русской истории.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассматриваемая проблема способствует расширению знаний о личности Петра.

Основное содержание изложено на 36 страницах и включает введение, 2 главы и заключение. Список литературы содержит 26 наименований. В первой главе мы расскажем о народных движениях в конце 60-х начала 70-х годах а так же рассмотрим царскую семью Петра I. Во второй главе проследим в какой обстановке воспитывался Петр Великий и выясним какова на самом деле его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер.

Для изучения пользовалась трудами Д.И. Илловарского. В его книге - "Русская история. Книга для всех" очень хорошо и подробно изложены основные народные движения в конце правления Алексея Михайловича-отца Петра I. Красочно и живописно описывается московское восстание 1682 года, которое также носит название "Ховановщина", стрелецкий бунт и восстания в Астрахани и на Дону. Не остались без внимания и труды Павленко Н.М "Петр и его время" а так же "Петр Великий". Павленко подробно изучил в своих изданиях жизнь Петра с самого рождения и до его смерти. Эти книги занимали одно из главенствующих мест для изучения моей работы. Очень мне помогла история СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Книги Ключевского В.О. помогли раскрыть его личность.

Обращаясь к ранним годам жизни первого российского императора, невольно стремишься найти первые свидетельства неординарности Петра I. Ничто не говорит о грядущем гении. Мальчик, родившийся в день Исаакия Далматского, 30 мая 1672 года ничем особо не отличался от своих многочисленных братьев и сестёр.

Своё детство будущий император провёл в Преображенском, которое с его бытом летней царской дачи, окруженной полями, лесами, способствовало развитию способностей Петра. Уже в раннем возрасте проявились присущие Петру черты характера: живость восприятия, неугомонность и неиссякаемая энергия, страстная самозабвенная увлеченность игрой, незаметно переходящая в дело. "Потешные игры" и английский бот, найденный в сарае, не остались только игрой, а стали началом будущего грандиозного дела, преобразовавшего Россию. Большое значение имеет еще одно обстоятельство: совсем близко от Преображенского располагалась Немецкая слобода - Кокуй, поселение иностранцев, приехавших в Россию из разных европейских стран, которых за плохое знание русского языка москвичи называли немцами, немыми.

По традициям того времени это поселение купцов, дипломатов, ландскнехтов было отделено от города оградой. Кокуй был своеобразной моделью Европы, где рядом - так же тесно, как и в Европе - жили католики и протестанты, немцы и французы, англичане и шотландцы. Знакомство с иностранцами, интересными, образованными людьми, Францем Лефортом, Патриком Гордоном, непривычные вещи, обычаи, многоязычие, а потом и первые интимные впечатления в доме виноторговца Монса, где жила его дочь, красавица Анна, - всё это облегчило Петру преодоление невидимого, но прочного психологического барьера, разделявших два чуждых друг другу мира - православной Руси и "богопротивной" Европы, барьера, который и сейчас всё ещё трудно преодолевать.

На мой взгляд, нельзя составить объективное мнение о человеке, ничего не зная о его характере, привычках внешности, поэтому мне бы хотелось набросать некоторые штрихи к портрету Петра I и Екатерины II.

"Петр I - фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов"

"…За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще много не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой. Ему все хотелось работать самому. С годами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел. Успехи в разных ремеслах поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и опытным зубным врачом. Бывало, близкие люди, заболевшие каким-либо недугом, требовавшим хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь проведает об их болезни и явится с инструментами, предложит свои услуги. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами - памятник его зубоврачебной практики..."

"Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим, но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их".

На мой взгляд, его манера общения с людьми не имеет никакого оправдания. "Он сознавал, что он - абсолютный монарх, и всё, что он делает и говорит неподвластно людскому суду; лишь Бог спросит с него за всё, и хорошее, и плохое…" "Всё дрожало, всё безмолвно повиновалось" - так обобщил А.С. Пушкин сущность натуры Петра I как государя и человека. Хотя, как ни странно, Петр сознательно избегал повсеместных проявлений того особого полубожественного почитания личности русского царя, которым окружались с незапамятных времен его предшественники на троне. Причем создается впечатление, что Петр делал это умышленно, демонстративно нарушая принятый и освященный веками этикет. При этом было бы неправильно думать, что подобным пренебрежением обычаями он стремился разрушить почитание верховной власти, поставить под сомнение ее полноту и священность для подданных. В его отношении к величию и значению власти самодержца прослеживается иной подход, основанный на принципах рационализма.

"Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. На большом празднестве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал-слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо, молча отошел в сторону".

Петр мог появиться в любом уголке Петербурга зайти в любой дом и сесть за стол, не брезгуя самой простой пищей. Не оставался он равнодушен к народным развлечениям и забавам. Ф.В. Берхгольц, камер-юнкер голштинского герцога Карла Фридриха, записал в своем дневнике за 1724 год, что 10 апреля император "качался у Красных ворот на качелях, которые устроены там для простого народа по случаю праздника", а 5 ноября зашел в дом одного немецкого булочника, "вероятно, мимоездом, услышав музыку и любопытствуя видеть, как справляют свадьбы у этого класса иностранцев".

Нельзя не сказать несколько слов о необычайной внешности Петра. "Петр был человеком высокого роста (исследователи называют 204см), но отнюдь не богатырского сложения (размер одежды 48-50, обуви - 39-40) Судя по всему, не отличался он и крепким здоровьем, был подвержен простудам и ежегодно тяжело болел".

Первое, на что обращали внимание наблюдатели и что их более всего поражало в Петре, - это его необычайная внешность, простота образа жизни и демократизм в общении с людьми разных слоев общества. Его современник, вспоминая поразившие его в царе привычки и черты, писал: "Его царское величество высокого роста, стройного телосложения, лицом несколько смугл, но имеет правильные и резкие черты, которые дают ему величественный и бодрый вид и показывают в нём бесстрашный дух. Он любит ходить в курчавых от природы волосах и носит небольшие усы, что к нему очень I пристало. Его величество бывает обыкновенно в таком простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого государя... Он не терпит при себе большой свиты, и мне часто случалось видеть его в сопровождении только одного или двух денщиков, а иногда и без всякой прислуги".

"От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Петр уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора.… Очень рано уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом лице в минуты раздумья или сильного внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. Его обычна походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодости большим охотником до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли".

Совершенно одинаково он вел себя и за границей, и дома. Шведский дипломат Прейс, встречавшийся с Петром в 1716-1717 годах в Амстердаме, среди особых черт царя отмечал:

"Он окружен совершенно простым народом, в числе его перекрещенец-еврей и корабельный мастер, которые с ним кушают за одним столом. Он сам часто и много ест. Жены и вдовы матросов, которые состояли у него на службе и не получали следующих им денег, постоянно преследуют его своими просьбами об уплате..."

Ко времени Великого посольства относится одно любопытное свидетельство - письмо ганноверской принцессы Софии, в котором она очень непринужденно передает свои впечатления от встречи с молодым русским царём 11 августа 1697 года в городе Коппенбюрке. "Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определителен, жаль только, что ему недостаёт при таких природных выгодах полной светской утонченности... [Петр] совершенно необыкновенный человек. Его нельзя описать и вообразить, а надо видеть. У него славное сердце и истинно благородные чувства."

Но в чем же суть, смысл такого поведения царя? Не будем излишне обольщаться широко известным демократизмом первого императора. Не всё так просто и однозначно. В довоенном фильме "Петр Первый" есть один замечательный по своей выразительности эпизод. Иностранный дипломат, впервые попавший на петровскую ассамблею, поражен, увидев Петра за столом в окружении шкиперов и купцов. Он вопрошает стоящего рядом П.П. Шафирова: "Говорят, царь прост?" На это вице-канцлер с улыбкой отвечает: "Государь прост в обращении".

Любопытно упоминание о голосе Петра - мы так привыкли, что голоса людей далекого прошлого не слышны нам сквозь толщу столетий, и история часто кажется немой. "...Во время обедни сам читал апостол: голос сиповатый, не тонок и не громогласен"

В.О. Ключевский писал: "Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идёт напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева".

Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой - лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.

 


Глава 1. Обстановка в стране в конце 60-х-начала 70-х гг.

Народные движения

 

Разин, казацкое и крестьянское движение. Вообще царствование Алексея Михайловича, кроме внешних войн, обильно разными мятежами внутри государства. Правительство легко усмиряло отдельные попытки некоторых городов; победа же над казацким движением требовала значительных усилий.

В XVII столетии казачество охватило уже всю юго-восточную полосу России от берегов южного Буга до Яика, перешло за Яик и проникло в отдаленную Сибирь; центром его в Московской Руси была равнина реки Дона. В царствование Михаила Федоровича Донские казаки окончательно признали над собой власть Москвы, обещая прекратить свои разбои и нападения на соседей, но подобные обещания исполнялись весьма редко. На Дону, как и в Малой России, казацкое сословие распадалось на две главные партии: казаков зажиточных, или "домовитых", и бедных, "голутвенных" (голь). Между тем как первые были наклонны более к сохранению порядка и к повиновению московскому правительству, вторые составляли толпу людей беспокойных, в искавших случая погулять на чужой счет ("добыть себе зипунов", как они выражались). Число голутвенных постоянно увеличивалось от прилива беглых холопов, крестьян и посадских людей Московского государства. Дон не выдавал назад, подобных беглецов, и приставши какой-нибудь станице, они считались уже вольными казаками. Вся эта голутвенная вольница ожидала только предводителя, чтобы собраться вокруг него для разбоя и для войны с государством. Такой предводитель явился в лице простого казака Степана Разина.

Разглашая повсюду, что идет против нелюбимых московских бояр, Разин летом 1670 г. опять появился на Волге, взял Царицын и двинулся на Астрахань. Здесь стрельцы и чернь перешли на сторону казаков, так что этот важный город был взят почти без боя. Начальники и лучшие люди большею частью перебиты, имущество и лавки разграблены; а жители астраханские присоединились к войску Разина и получили казацкое устройство. Отсюда атаман двинулся вверх по Волге, взял Саратов, Самару и распуская слух, будто при нем находится царевич Алексей (незадолго умерший) и патриарх Никон (лишенный сана). Приверженцы Разина рассеялись по областям Московского государства и подстрекали простой народ к восстанию против бояр и приказных людей, обещая всем казацкую вольность. Мятеж быстро охватил все пространство между Окою и Волгою; крестьяне убивали помещиков, в городах чернь свирепствовала против лучших людей, возмутились и приволжские инородцы (черемисы, чуваши, мордва, татары). Силы Разина достигли огромных размеров. Но достаточно было одной неудачи, чтобы исчезло доверие казаков, чтобы обнаружилась для них вся невозможность победить окрепший государственный порядок. Под Симбирском Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю; тогда Разин оставив крестьян на жертву воеводам, бежал с казаками на родину и попытался поднять весь Дон. Но здесь главный атаман войска Яковлев, с помощью домовитых казаков, схватил Разина и отослал его в Москву для казни (1671 г.). Между тем царские воеводы, после нескольких решительных побед над толпами крестьян и инородцев, успели подавить восстание внутри государства. Только в Астрахани некоторое время еще свирепствовала казацкая шайка под начальством Васьки Уса, который, в числе других злодейств, подверг пытке астраханского митрополита Иосифа и велел сбросить его с колокольни.

Но вскоре Астрахань также сдалась московским воеводам, и главные мятежники были казнены. Московское Восстание 1682 г. Носит так же название "Xованщина" - по имени руководителя стрелецкого движения кн. И.А. Хованского - крупное антиправительственное выступление московских стрельцов и солдат, поддержанных частью горожан и крестьян окрестных сёл. Причинами его были усиление крепостнического гнёта, рост злоупотреблений и насилий со стороны государственной администрации, снижение денежного жалованья стрельцам, вычеты из него, принудит, работы стрельцов на своих начальников.

Брожение среди столичных стрельцов (их было свыше 14 тыс. человек в 19 полках) началось ещё в феврале и усилилось в апреле, чему в немалой степени способствовал кризис верховной власти: после смерти 27 апреля царя Фёдора Алексеевича и провозглашения царём 10-летнего Петра I (сына царя Алексея Михайловича от второй жены Н.К. Нарышкиной резко обострилась борьба между дворцовыми партиями. Восстание началось 29 апреля, когда московские стрельцы и солдаты потребовали наказания своих начальников и предъявили другие требования.

Не располагавшее военной силой правительство Нарышкиных удовлетворило их основные претензии: ряд полковников был подвергнут телесному наказанию, некоторые уволены в отставку, за счёт их имущества была начата выплата задержанного жалованья стрельцам. Однако в дальнейшем правительство взяло курс на подавление выступления, что вызвало новый подъём движения. Сторонники Милославских из стрельцов начали агитацию среди солдат, стрельцов и горожан под предлогом незаконности избрания Петра I, распространяли слухи об убийстве боярами царевича Ивана (сына Алексея Михайловича от первой жены М.И. Милославской). Кульминацией первого этапа Московского восстания стали события 15-17 мая. 15 мая вооруженные стрельцы, солдаты и присоединившиеся к ним горожане и холопы заняли Кремль, потребовав выдать ведущих деятелей правительства. В этот и последующие дни повстанцами в соответствии с заранее составленными списками были казнены руководители многих приказов, виднейшие военачальники и близкие родственники Петра I, многие стрелецкие полковники и начальники. Дворы казнённых были разгромлены, а имущество разделено. Были также разгромлены Судный и Холопий приказы (в нём регистрировались документы, оформлявшие холопство). Повстанцы потребовали улучшения материального положения, прекращения злоупотреблений со стороны гражданской и военной администрации, смены лиц в правительстве и права представления своих челобитий (просьб, жалоб) через выборных.

Под давлением восставших была преобразована структура верховной власти: 26 мая Земский собор утвердил первым царём Ивана, вторым - Петра, а регентом при них (с 29 мая) по требованию стрельцов стала царевна Софья. Фактическое господство стрельцов в столице привело к сплочению соперничавших дворцовых партий, представители которых вошли в новое правительство (преобладали сторонники Софьи). Особую позицию занимал новый руководитель Стрелецкого приказа кн. И.А. Хованский, пытавшийся использовать движение в собственных целях. Не имея сил для подавления московского восстания, новое правительство удовлетворяло все претензии стрельцов, стремясь к их подкупу: в мае им были выданы огромные суммы (около 26 руб. на каждого стрельца). Путём уступок правительству удалось также расколоть ряды повстанцев. Когда 26 мая холопы подали коллективное требование об отмене холопской зависимости, их выступление было жестоко подавлено стрельцами по приказу правительства. Всё это привело в конце первого этапа к постепенному отходу от движения горожан и к значит, ослаблению антифеодальной направленности восстания.

Значительное влияние на события второго этапа (июнь - сентябрь) восстания оказала борьба между Софьей и Хованским (он стремился занять положение регента при малолетних царях), пытавшимися путём различных уступок и подачек привлечь на свою сторону стрельцов. Это, а также военная слабость правительства способствовали дальнейшему удовлетворению новых требований стрельцов, зафиксированных в жалованной им грамоте от 6 июня. Но к концу лета Софье удалось политически консолидировать господствующий класс, добиться твёрдой поддержки наиболее привилегированных стрелецких полков и перейти к решительным действиям против Хованского и стрельцов. Для этого был использован как предлог донос (видимо, ложный) о намерении Хованского с помощью стрельцов истребить царскую фамилию, возмутить крестьян против бояр и захватить престол. Правительство и двор 2 сентября выехали из подмосковного с. Коломенское и обосновались к середине сентября в с. Воздвиженское (недалеко от Троице-Сергиева монастыря). Правительство объявило сбор дворянского ополчения и стало готовиться к военным действиям. Хованский не решился на открытое столкновение, по требованию Софьи прибыл в Воздвиженское, где 17 сентября был казнён. Это вызвало последнюю вспышку движения в Москве.

Стрельцы начали подготовку города к обороне и попытались привлечь на свою сторону горожан. Однако отсутствие ясной программы борьбы (что предопределило отход от стрельцов подавляющей части горожан), единого и компетентного руководства, наличие острых противоречий среди самих стрельцов, царистские иллюзии - всё это привело к поражению, несмотря на военное превосходство в тот момент стрельцов над правительством. Стрельцы капитулировали перед требованием правительства явиться с повинной при условии амнистии. Московское восстание 1682 дало толчок к выступлениям горожан, крестьян, стрельцов в др. городах и районах европейской части России, а также в Сибири.

Стрелецкий бунт. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. кто-то пустил слух о том, что к Москве движутся потешные войска из Преображенского. В Кремле поднялась тревога, стрельцы взялись за ружья. В суете не разобравшись в происходящем, московские сторонники Петра решили, что стрельцы задумали идти в Преображенское. В резиденцию Петра были посланы гонцы, чтобы предупредить его об опасности. Первая реакция Петра (его разбудили среди ночи) была неожиданной: он решил бежать. Возможно, сыграли свою роль воспоминания о событиях 1682 г., когда разъяренная толпа сбрасывала людей из "партии" Нарышкиных с крыльца на острия бердышей. Не тратя времени на одевание, Петр бросился в ближайшую рощу. Вслушиваясь в ночную тишину, он пытался уловить гул людской толпы, но вокруг было тихо. Подоспевшие придворные принесли царю одежду, и он в сопровождении нескольких преданных ему слуг отправился в Троице-Сергиев монастырь, не подумав о том, что монастырские стены вряд ли послужат надежной защитой, если там появятся стрельцы. В Кремле о бегстве Петра стало известно не сразу: ранним утром Софья пошла на службу в Казанский собор, и только когда она вернулась в Кремль и отпустила сопровождавших ее стрельцов, ей доложили о случившемся. 9 августа Софье пришлось держать ответ за ночной переполох: ей и "первому царю" Ивану от имени Петра была направлена грамота, в которой он требовал объяснить причину скопления стрельцов в Кремле 7-8 августа. Оправдываясь, Софья сказала, что, собираясь в монастырь помолиться, она взяла для безопасности сопровождение из стрельцов. В распоряжении Софьи находились почти все стрелецкие полки, однако дальнейшие события развивались так, что Софья постепенно утрачивала превосходство, а Петр его приобретал. Этому способствовали два важных обстоятельства.

Во-первых, в глазах москвичей и некоторой части стрельцов Петр был одним из царей, а Софья - всего лишь правительницей. Петр выглядел жертвой и, следовательно, имел моральное преимущество.

Во-вторых, действия Петра направлял умный и опытный советник - Борис Алексеевич Голицын. 10 августа в Москву приехал гетман Мазепа. В Кремле он высокопарно превозносил воинские доблести Василия Голицына, однако, сориентировавшись в обстоятельствах, через несколько дней явился в Троице-Сергиев монастырь и стал жаловаться на Голицына, говоря, что тот путем вымогательства забрал у него много денег. Впоследствии гетман Мазепа получил компенсацию из конфискованных владений Василия Голицына. По поручению Софьи 13 августа 1689 г. в Троице-Сергиев монастырь отправился боярин Иван Борисович Троекуров с целью уговорить Петра вернуться в Москву. Однако Троекурову этого сделать не удалось. Затем с таким же поручением, но теперь от царя Ивана Алексеевича, в монастыре появился его "дядька" боярин Петр Иванович Прозоровский, но и он не добился успеха. Софья предприняла попытку сделать своим посредником в этом вопросе патриарха Иоакима, авторитет которого был очень высок. Но тот был на стороне Петра и остался ему верен. Тогда Софья решила лично высказать свое пожелание брату. 27 августа в сопровождении бояр она отправилась в Троице-Сергиев монастырь. Об этом было доложено Петру и он велел передать Софье предписание вернуться в Москву.

Однако Софья продолжала свой путь. Когда она остановилась в селе Воздвиженском (в десяти верстах от Троицы), к ней прибыл боярин Иван Борисович Троекуров. Он передал царевне ультиматум Петра: если Софья вновь ослушается, с ней обойдутся не по достоинству. На этот раз Софье пришлось повиноваться, и 31 августа она возвратилась в Москву. Позиции Софьи продолжали ослабевать: военные силы, на которые она предполагала опереться, таяли с каждым днем. Не увенчалась успехом и попытка царевны разжалобить стрельцов. По вызову Петра в Троице-Сергиев монастырь один за другим стали съезжаться командиры с подчиненными им солдатами и стрельцами. Царю было доложено о тайных совещаниях у Шакловитого, подбивавшего стрельцов на дворцовый переворот. Пока разыскивали Шакловитого, Петр отправил брату Ивану письмо с предложением отстранить Софью от власти: "Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу государством владеть мимо нас". Далее Петр испрашивал разрешения: "...не отсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а не приличных переменить, чтоб тем государство наше успокоить и обрадовать вскоре". Письмо подводило итоги придворной борьбы и свидетельствовало о победе "партии" Нарышкиных. Софья была объявлена "зазорным лицом". 6 сентября 1689 г., явившись в Кремль, стрельцы потребовали у Софьи выдать Шакловитого на расправу. Царевне пришлось удовлетворить это требование.

сентября Федор Шакловитый был доставлен в Троице-Сергиев монастырь, где его подвергли допросу и пыткам. Через пять дней он, а также некоторые из главных зачинщиков смуты были казнены. В конце сентября Софью заточили в Новодевичий монастырь, где она и провела последние 15 лет своей жизни. Таким образом, дворцовый переворот был предотвращен, а Петр и его сторонники окончательно завладели положением. Когда царь возвращался из Троицы в Москву, встречавшие его стрельцы в знак покорности легли на расставленные вдоль дороги плахи с воткнутыми топорами, прося о помиловании. В своем письме к брату Ивану Петр выразил готовность почитать его "яко отца", однако эти слова можно расценивать всего лишь как формулу вежливости.

Фактически "первый царь" был отстранен от дел. Царские обязанности Иван исполнял лишь номинально: он присутствовал на приемах посольств, участвовал в церковных церемониях, его имя упоминалось во всех официальных актах наряду с именем Петра, но начиная с 1689 г. Петр уже не советовался с ним и не спрашивал его согласия при решении важных государственных вопросов. Петр по-прежнему считал своей главной резиденцией Преображенское: в Кремле он появлялся лишь на публичных церемониях (на этом настаивала мать). Он ограничивался присутствием на празднествах и выходами в подмосковные и столичные монастыри и соборы. До поры до времени не привлекало молодого Петра и участие в государственных делах.

Народные восстания в Астрахани и на дону. На рост государственных и владельческих повинностей крестьяне и посадские отвечали прежде всего бегством. В первом десятилетии XVIII в. бегство приняло невиданный ранее размах. Перепись населения, предпринятая в 1710 г., обнаружила массу пустых дворов, причем чем ближе тот или иной район находился к театру военных действий, тем больше там было пустых дворов. В Смоленской губернии более 20 % дворов пустовало, в Архангелогородской и Ингерманландской губерниях по сравнению с данными переписи 1678 г. численность населения уменьшилась почти на 40 %. Крестьяне бежали на окраины государства: в Сибирь, на Дон, в Поволжье, где было легче укрыться от всяческих сборов и поборов. Именно здесь, на окраинах страны - в Астрахани, на Дону и в Башкирии, - вспыхнули крупные движения. Астрахань была значительным торгово-промышленным центром с населением, пестрым в социальном и национальном отношении. В городе стоял крупный гарнизон, насчитывавший 3650 человек, среди которых было немало стрельцов, сосланных после подавления последнего стрелецкого мятежа.

Восстание началось в ночь на 30 июля 1705 г. выступлением солдат и стрельцов, перебивших около 300 человек начальных людей и иностранцев. На следующий день на кругу восставшие избрали совет старшин в составе богатого ярославского купца и астраханского рыбопромышленника Якова Носова, земского бурмистра Гаврилы Ганчикова и стрельца Ивана Шелудяна. На круг был приведен скрывавшийся в курятнике воевода Ржевский и здесь же казнен. Круг отменил введенные налоги, из конфискованной денежной казны выдал стрельцам жалование и принял меры к расширению восстания, к которому вскоре примкнули Красный Яр и Гурьев. Но ни донские казаки, ни посады Среднего Поволжья не поддержали движения - слишком узкой и локальной была социальная программа стрельцов, что бы их лозунги могли поднять на борьбу широкие народные массы. Известия о восстании в Астрахани свидетельствовали о непрочности тыла.

На подавление восстания Петр I направил лучшего полководца фельдмаршала Шереметева. 13 марта 1706 г. правительственные войска, овладев Астраханью, подавили восстание. Свыше 300 астраханцев были казнены, многих участников бунта сослали в Сибирь. Среди репрессированных преобладали стрельцы, что дает основание считать его стрелецким. Спустя год после подавления Астраханского восстания вспыхнуло еще более мощное движение на Дону. Коренное население Дона не знало крепостного права, что привлекало сюда массы крестьян. Казачество пользовалось автономией, имело самоуправление во главе с выборным атаманом, ему было предоставлено право не выдавать беглых. По мере развития в стране феодальных отношений усиливалось наступление государства на автономию Дона. Уходили в прошлое те времена, когда Дон жил своей, обособленной, независимой от Москвы политической жизнью. Восстание вспыхнуло в связи с жестокими действиями карательной экспедиции князя Юрия Долгорукого, направленной на Дон для сыска и возвращения беглых.

Действия Долгорукого, с целью устрашения сжигавшего станицы, где укрывались беглые, вызывали протест не только со стороны беглых, но и части домовитых казаков, лишившихся таким образом рабочих рук. Когда Долгорукий разделил карательную экспедицию на четыре отряда, "новопришлые люди, которые бежали из разных городов от розыску", во главе с Кондратием Булавиным в ночь на 9 октября 1707 г. напали на отряд Долгорукого, заночевавший в Шульгинском городке, и после короткой стычки почти полностью уничтожили его. Верные царскому правительству отряды домовитых казаков, усиленные калмыками и солдатами Азовского гарнизона, разбили булавинцев, сам Булавин вынужден был бежать в Запорожье, откуда рассылал "прелестные письма" с призывом "побить" бояр, воевод и прибыльщиков.

Весной 1708 г. центром движения стал Пристанский городок на Дону, куда стекались восставшие. Оттуда Булавин двинулся в столицу войска Донского - Черкасск и на полпути к нему, близ Паншина городка, встретился с казаками, направленными атаманом Лукьяном Максимовым для борьбы с восставшими. Сражение не состоялось, так как казаки вступили в братание. В самом Черкасске старшины и войсковой атаман были выданы Булавину. Вместо казненного Максимова войсковой круг избрал атаманом Булавина. В Черкасске повстанческая армия разделилась на несколько отрядов. Раздробление сил создало благоприятные условия для карательных операций царских войск.

После неудачной попытки булавинцев овладеть Азовом зажиточное казачество, примкнувшее к восстанию после прихода Булавина в Черкасск, организовало заговор. Предводитель восстания был убит, а по другой версии, будучи окруженным, застрелился. В Черкасске казацкие старшины явились с повинной и выдали активных участников восстания. Начались казни. Для устрашения восставших каратели пустили вниз по Дону плоты с казненными булавинцами.

Летом 1708 г. правительству удалось подавить восстание на Дону, хотя локальные выступления крестьян продолжались до 1710 г. По социальному составу и по целям восстание оставалось казачьим. Поскольку на Дону не было феодального землевладения, то и в "прелестных письмах" Булавина и его атаманов отсутствовали призывы к ликвидации помещичьего землевладения.

Несколько иной характер носило восстание в Башкирии, продолжавшееся с 1705 по 1711 г. Подобно астраханскому и булавинскому восстаниям, движение в Башкирии было вызвано ростом повинностей. Руководство восстанием сразу же взяли в свои руки башкирские феодалы, использовавшие недовольство рядовых башкир в своих целях. Восставшие выступали не только против царской администрации и карательных отрядов, но и против русского трудового населения, совершенно не повинного в политике самодержавия. Подвергались разорению сотни русских деревень, множество крестьян башкиры захватили в плен и продали в рабство. В ходе восстания башкирские феодалы отправляли посольства в Османскую империю и Крымское ханство для ведения переговоров о переходе под власть крымского хана.

Башкирское восстание было подавлено в 1711 г. Неприятные заботы, полученные в наследство от предшественников, у Екатерины Великой были связаны с подавлением народных волнений на Урале. Они начались еще во второй половине 50-х г., отличались упорством и вооруженным сопротивлением воинским командам, пытавшимся "принудить" приписных к заводам крестьян выполнять работы по рубке дров и заготовке угля. Во главе отправленной на Урал экспедиции был поставлен генерал-квартирмейстер А.А. Вяземский. 6 декабря 1762 г. императрица утвердила инструкцию, предписывавшую ему сначала привести крестьян "в должное рабское послушание", а затем и "усмирить", т. е. принудить их выполнять возложенные на них работы, и только после этого выяснять причины, вызвавшие волнения. Зачитываемый крестьянам манифест убеждал их беспрекословно повиноваться властям, поскольку "собственное сопротивление, хотя бы и правильными причинами побуждаемо было, есть грех, непростительный противу Божьей заповеди". Если крестьяне будут продолжать сопротивляться и организовывать движения, то их надлежало усмирять "огнем и мечом и всем тем, что только от вооруженной руки произойти может".

Царская семья Петра I

правление власть империя реформа

Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Благовест подхватили сотни колоколов московских церквей и монастырей. Веселый перезвон и торжественные молебны продолжались весь день 30 мая 1672 г.- так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду. Праздник, по счету он



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: