Глава 1. Дедушка-мухомор




А. Вербников

Дедушка Мухомор и мальчик Бананан

Или Грибники-шкурники

 

Аннотация

 

Книжка, на которую вы натолкнулись сейчас, посвящена мухоморам и их роли в жизни как всей русской культуры, так и отдельно взятого судьбой за шкирку русского культурного человека.

Глава 1. Дедушка-мухомор

Темному беспамятству Сергея Курехина

 

Здесь в лесах даже розы цветут,

Даже пальмы растут - вот умора!

Но как странно - во Франции, тут,

Я нигде не встречал мухомора.

 

Может быть, просто климат не тот –

Мало сосен, березок, болотца.

Ну, а может быть, он не растет,

Потому что ему не растется.

 

С той поры, с той далекой поры –

...Чахлый ельник, Балтийское море.

Тишина, пустота, комары,

Чья-то кровь на кривом мухоморе.

Г. Иванов

 

Чем бы был красен наш лес, если бы не грибы, отталкивающе-пасмурно названые в русском речевом обиходе мухоморами? Латинское название этого существа (sic, ибо про грибы "ученым" до сих пор неясно к растительному или животному царству относятся их белковые тела или вообще составляют отдельную "статью" в мире всего живого) - Amanita Muscaria. Второе слово в этом сочетании действительно означает в переводе "мушиный" или "относящийся к мухам", а первое созвучно франко-итало-испанским словам "amore", "amante" и т.п., общим корнем которых является слово "любовь", "амур", по-русски говоря. Так что - "любимец" или "любовник", или "любящий" мух? А может быть и вовсе - чуть продляя ассоциативный ряд и подключая мифолого-религиозно-культурные ассоциации, сказать "Повелитель мух", кои де любят его так, что мрут на нем от своей любви?

"Повелитель мух" - это говоря иначе, Вельзевул. Вряд ли сей ассоциативный ряд способен с легкостью выстроиться в "голове" у подавляющего (мух) большинства тех русских людей, которые знают обиходное название этого гриба (для сравнения: английское Fly agaric - мушиный или летучий, летный летающий агарик; немецкое Fliegenpilz - мушиный или летучий, летающий гриб; французское Tue-mouche - "убей муху" или мухобой, так что русский более всего близок в этом вопросе к французскому контексту, где, если верить русскому же эмигранту во-Францию Г. Иванову, увы, нет в лесах мухоморов, даже видимо в Bois de Bouleaux, что в переводе означает "Beriozovy les", где, казалось бы, этих грибов должно быть видимо-невидимо). Но что-то такое им, вероятно, все же приходит на ум, какие-то ведьмовские, нечисто сильные, "сатанинские" ассоциации - хотя для этого, казалось бы, существует специальный отдельный экземпляр, так и называемый "Сатанинским грибом". Увы, приходится констатировать, что даже те люди, которые продают мухоморы в наши дни (за бесценок по сравнению со всеми прочими "ценными", т.е. нормально- людскими, съедобными грибами) на импровизированных рыночках возле гастрономов-остановок, практически не имеют понятия о свойствах своего товара, о степени его "ядовитости" и "полезности". Единственное - это по опыту разговоров со многими такими торговцами разных возрастов и полов - что они знают, так это то, что мухомор обладает де какими-то целебными/целительными свойствами-силами, едва ли не "волшебными", и проходит как таковой по разряду "народных средств", кои, кстати, могут быть вполне по средствам самым бедным слоям народа. Сказывают, что он заживляет ожоги, язвы, и раны внутренние и внешние, ни от чего другого не заживающие, избавляет от радикулита, служит отменным мышечным релаксантом (по словам одной целительницы из "альтернативного" медицинского учреждения г. Екатеринбурга) и, конечно, самое главное - спасает от рака или, по меньшей мере, очень отдаляет трагический исход этого "заболевания" супротив прогнозов официальной медицины.

Довольно многие наслышаны о спиртовой настойке мухомора, которую больные раком пьют по каплям или по особой схеме, увеличивая дозу с капель до 15-20 грамм, а затем, через 21 день все повторяя - так, наверное, чтобы поддерживать себя суггестивной силой медицинской науки, насквозь схематизированной подобным образом, чтобы не утерять с ней связь окончательно. Я лично знаю нескольких таких самоисцеляющихся - рак горла, желудка и т.п. - которые отказались от услуг государственных поликлиник-госпиталей, от заботы о себе, говоря иначе, людей в "белых халатах" и обратились - трудно сказать за первой или последней, скорой или неспешной - помощью к "лесным гномам" в красно-белых мантиях, скажем так. Однако статистики - опять же официальной, в противовес упорно-благожелательной молве о пользе такого лечения - не существует, и посему невозможно утверждать, является ли здесь истинным спасителем, настоящей волшебной палочкой-выручалочкой самый яркий, ярый, броский и нарядный из грибов нашего леса, или спасает "просто" вера отчаявшегося человека (которому больше нечего терять и бояться) в целительные силы Природы, во что-то более древнее-дремучее-нечеловеческое, от Земли богатырское, пусть и помеченное клеймом "нечистого", "запретного", "смертельно-опасного" всемогущим и обычно - вне случаев крайней нужды - необоримым общественным мнением.

Чтобы привести хотя бы одно более или менее официальное и мало-мальски авторитетное печатное свидетельство, процитирую финальную главку публикации удмуртского писателя О. Поскребышева в духе некогда популярных солоухинских "Камешков на ладони" из журнала "Урал" за июль 1991 года. Главка та - или головка? или шляпка? - так и называется "Мухоморы":

 

Возвращаюсь из леса.

– Поганок набрал, хи-хи! - засмеялись две девчушки, заглянув в мою корзину.

В ней действительно лежит несколько красных мухоморов, отделенных от обычных грибов газетной прокладкой. Признаюсь, еще несколько лет назад, увидев их в чьей-нибудь корзинке, я, наверно, тоже бы засмеялся - пусть про себя.

Мое отношение к мухоморам совершенно изменилось после одного необычного случая.

У тещи Александры Егоровны заболела нога. Началось с мозоли на пятке. Затем это место стало мокнуть. Дальше - хуже. Полугодовое лечение аптечными мазями и присыпками результата не дало. Вроде и затянется болячка - ан снова, лишь спадет короста - под нею язва. К тому же рана стала раздаваться вширь.

Словом, нехорошо. Все начало настораживать. Мысли всякие пошли.

Приехала в гости моя мама. Разговор, понятно, сразу об этом. Оглядела мама болячку и говорит:

– Добро, что время летнее. Бежи, сын, в лес и не возвращайся без мухомора.

Мы вдвоем с женой отправились. Но такая пора выдалась, что исходив с десяток километров, на великую силу нашли два плохоньких мухоморишка. Вовсе никудышные. То ли их поклевал кто, то ли сами усохли. Но что делать? Взяли, какие нашлись, принесли.

Мама их вымыла, покрошила мельченько и - в пол-литровую банку, а сверху гнет приспособила. Через двое суток крошево дало сок. Влажная мухоморная кашица и была обильно наложена на застарелую язву, а поверх ее - пленка, чтобы вата и марлевая повязка не выпили грибное снадобье.

Что дальше?

Дальше вот что скажу: можете верить или не верить, трех подобных перевязок хватило, чтобы нога зажила. Полгода, повторяю, не проходила болячка. Целых полгода!

Это было как чудо.

С тех пор я не равнодушен к мухоморам. Его красный цвет волнует и тревожит меня, словно напоминает о некой силе, которая готова помочь в случае беды. Больше того, в своей семье мы каждое лето делаем на зиму запас мухоморного настоя. Не знаю, обладает ли он целебной силой для лечения внутренних немочей. Что же касается открытых ранений (сорвал ли кожу, порезал ли руку...), в этих случаях он - молодец. Никому не навязываю своего мнения, но увиденное собственными глазами заставило меня относиться к мухомору с большим уважением.

Конечно, он - яд, как, скажем, змеиный яд - тоже яд. Но, видимо, эта сила мухомора и борется против болезни. Не случайно же, по свидетельству знающих людей, лесные животные, заболев, пользуются этим грибом. А мы, оказавшись у природы на отшибе, почти выпав из ее гармоничного устройства, порой бездумно вредя ему, разучились владеть и ее живительными секретами.

От непознанного или непонятного всегда так легко отвернуться. А еще легче - обругать, понасмешничать, выкрикнуть что-нибудь вроде:

- Поганка!

 

* * *

 

Таким образом осуществлен возврат - вполне в духе опытного грибника, ибо грибы ищутся и собираются именно при "хождении кругами" и "кружении на месте" в темном лесу - к тому, чем красен наш лес, чем он, иначе-синонимически говоря, украшен, красив; к волнующе и тревожаще красному цвету мухоморов.Рассмотрим же с максимальным вниманием сей - бросающийся в глаза первым - цветовой аспект мухоморов, точнее цветовой аспект воздействия мухоморов на людей.

Красный - как известно из теории цвета и из практики, будучи одним из самых основных, изначальных цветов спектра, т.е. таким, который невозможно получить путем смешения других "красок мироздания", является, можно сказать, цветом Божественным. Издавна красный считается цветом царским, символизирующим высшую власть - монаршии мантии были именно красного цвета. (Разновидность мухомора с коричневой шляпкой выделяют в отдельный вид, называемый Королевским мухомором /Amanita regalis/. Иногда его считают лишь разновидностью красного мухомора и называют Amanita muscaria var. umbrina, т.е. коричневый вариант красного мухомора). Красна и основополагающая жидкость человеческого организма - кровь. Т.е. снаружи человек бел, а внутри красен. Мухомор - наоборот. Это, конечно - по принципу дополнения - привлекает "стороны" обоюдно. Далее, из той же теории цвета: красный является дополнительно-контрастным цветом к зеленому, точно так же как белый к черному или желтый к синему. Применительно к господствующему зеленому цвету наших лесов и травянистых полян-опушек, это означает просто то, что мухоморы прямо-таки бросаются в глаза, сразу, издали заявляют о себе так, что невозможно не заметить, зовут так, что мимо трудно пройти, не остановившись, пленяют взор.

Более того, если взять идиому "темный лес" в таких устойчивых выражениях, как "жизнь - это темный лес" или "природа для нас - темный лес", то яркие, различных оттенков красного - от оранжевого до бордового - большие, заметные грибы будут служить чем-то вроде "огоньков в ночи", привлекающих внимание и сулящих если не прояснение-просвещение-просветление, то перемену и отдых, по крайней мере. И одновременно они служат "красным цветом", т.е. "стоп-сигналом" для нас, привыкших ориентироваться в городе по светофорам на опасных перекрестках (кстати то, что слово Светофор является несомненным дублетом слова Люцифер, мало кого смущает, даже самых набожных людей).

Иначе говоря, наше внимание-восприятие и воспитание делают так, что мухоморы как бы сигналят нам, людям, находящимся или оказавшимся в неведении-растерянности в "темном лесу": "Стоп! Обрати на меня внимание, верь собственным глазам. Склонись ко мне, подними меня до себя. Может быть я тебе что-то проясню".

Действительно, в русских народных (и не только русских) сказках именно гриб Мухомор, оборачивающийся говорящим бело-длиннобородым гномом в пятнистой широкополой шляпе, зачастую представлен как советчик-спаситель добрым молодцам и красным девицам, либо просто заплутавшим в чаще, либо оказавшимся там по чьей-то могущественной воле (чаще злой, чем доброй), с какой-либо целью (чаще всего раздобыть что-нибудь волшебное), либо без оной - т.е. на собственную погибель. Этот "архетип" настолько силен, что даже в самых "красных", советско-сталинских фильмах, т.е. снятых при режиме, в котором не только о психоделических свойствах Красного Мухомора, но и о психотропных веществах вообще не было речи, мудрый помощник, оборотистый дедушка Мухомор появляется регулярно, как регулярная Красная Армия.

Красный цвет по своему психологическому содержанию-воздействию (например, знаменитый в психологии-психиатрии тест Люшера) символизирует настоящее здесь и сейчас, активность, сексуальность, а кроме того с а м, без всяких символов, является возбудителем всевозможных импульсов-действий: "красная тряпка", приводящая в яр/к/ость быка, красное знамя, идущих в бой, красные фонари и такой же цвет интерьера борделей, собственный цвет половых органов или, хотя бы, призывно приоткрытых подкрашенных губ в какой угодно визуальной рекламе.

Действительно, то, что впитывание красного цвета зрением заставляет сердце биться живее и кровь бежать быстрее, считается доказанным современной наукой фактом. И в связи с этим не кажется удивительным, а звучит вполне правдоподобно тот "исторический" факт, что, например, викинги, и особенно их "зеленые", а точнее, пожалуй, "малиновые береты" - берсеркеры употребляли перед боем для повышения силы-воинственности-ярости напиток из красного мухомора. (Не исключено, что все "командос" имеют в качестве униформенных головных уборов береты именно потому что с таким на голове человек сохраняет-проявляет-несет свое сходство с "воинственнейшим" грибом древних). Так же поступали и русские витязи - исторически прошедшие выучку у варягов - именовавшиеся боЯРами, т.е. по одной из этимологий, беше ярыми, иначе говоря очень яркими. Эти, можно сказать, самые мухомористые ребята, завоевали себе впоследствии ключевые посты в общественно-государственном устройстве.

Даже если отбросить все специфические, "химические" свойства мухомора и ничего не знать о них, один его цвет, одно только потребление чего-то будоражаще-красного внутрь через зрение должно было приводить к повышению "марсианских" качеств человека. Ведь Марс - как полагают ныне все больше современных ученых, опираясь на результаты новейших космических исследований - откуда могла прийти на Землю цивилизация и сама "жизнь", является ближайшим к нам небесным телом красного цвета. В американском сленге (Slang and euphemism. R.A.Spears. - A Signet Book), например, мухомор называется "woodpecker of Mars", т.е."дятел с Марса" или "дятел Марса", в то время как само слово "woodpecker" (дятел красноголовый) означает в том же сленге отнюдь не "болвана" или "зануду", как у нас, но "пулемет", иначе говоря то, что внедряет что-то во что-то со страшной силой, частотой и быстротой - классически фаллические и осеменительные ассоциации, вызываемые любым видом огнестрельного оружия со стволом-дулом. Стягивая все сказанное в одну фразу, "арифметически" сокращая, получим, что "Марс некогда со страшной силой обстрелял-оплодотворил нашу Землю спорами чего-то такого, что впоследствии проросло и до сих пор прорастает в виде "космических", "ненормальных" порой огромных как (летающие) тарелки грибов".

При всех своих "воинственных" свойствах (кои будут подробнее рассмотрены ниже) мухомор в той же если не в большей мере считается "детским грибком", наверное самым детским, и уж точно самым распространенным представителем грибного мира, самым частым и освоенным человеческой культурой грибным символом.

Взрослые - когда им это удобно и нужно, т.е. когда сие не противоречит их установкам - любят приговаривать, что мол "устами младенцев глаголет истина". Что же, если привести ребенка в наш лес и последить за тем, на что - хотя бы только из грибов - он прореагирует-откликнется в первую очередь, если понаблюдать за тем, что ребенка в этом лесу привлечет, то это, конечно, будут красные мухоморы. И цвет их, и величина, и весь антропоморфный, максимально (хотя и схематично, мультипликационно) близкий человеку, гномический их вид вызывает у детей, не "просвещенных", на тот предмет, что сии грибы есть де "яд-отрава", чистый восторг. И если детям не запрещать, то те, конечно, наберут полное лукошко мухоморов, и, вероятно, попробуют на вкус (который, правда, им вряд ли понравится просто потому, что никакого особого вкуса у обсуждаемого гриба нет. Это не яблоко, не груша, не банан - особенно банан, о коем речь пойдет во второй главе). Однако такое - не только пробование на зубок, но и сам сбор мухоморов детьми - вряд ли может быть допущен взрослыми. Едва ли существуют специальные исследования по данному вопросу, но если бы таковые имелись, то, весьма вероятно, выяснилось бы, сколь существенна психологическая травма, наносимая ребенку взрослым, возвещающим, что "мухоморы - яд, отрава. От них можно умереть". Забегая немного вперед, процитирую по книге "Poison: sorcery and science, friend and foe" ("Яд: колдовство и наука, друг и враг"), Leipzig, 1987:

 

Случаи отравления Amanita Muscaria...крайне редки, поскольку яркие красные шляпки признаются почти всеми, как синоним "яда"...Сырые грибы содержат всего 0,0002 процента мускарина, тогда как целый ряд поганок, которые вызывают симптомы сильного отравления, фундаментально отличающиеся от мухоморного, содержат гораздо большее количество мускарина: Boletus satans, Clitocybe rivilosa, Amanita pantherina...

 

Можно без особого преувеличения сказать, что тут взрослые демонстрируют детям один из самых ярких и самых ранних примеров шизофрении - которая в той или иной степени и форме пронизывает всю вообще жизнь современного человека урбанистического - и заражают этой раздвоенностью, этим расстройством своих детей. И особенно зловеще, я бы сказал "цинично" это выглядит и звучит буквально в самом "лоне природы". Фактически же имеет место следующее: нынешний малыш, как правило не бывающий в лесу до трехлетнего возраста, тем не менее прекрасно знаком с веселыми, нарядными, красно-белыми в "горошек" грибочками по их многочисленным представителям, т.е. депутатам в домашнем и детсадично-дворовом обиходе: в виде вышивок на собственных ползунках-распашонках, костюмчиках и шапочках, в виде игрушек-погремушек, в виде изображений в книжках сказок, мультиках - где мухоморы, сочные, радостные, жизнеутверждающие, крупные, ядреные, присутствуют обязательно и на видных местах; в виде-форме кухонных солонок; в виде непременных бесчисленных грибков над дворовыми и детсадовскими песочницами. Все эти яркие, домашне-дворово-садовые грибные символы годам к трем, т.е. ко времени первого похода в настоящий лес уже освоены ребенком, впитаны в кровь-мозг, если не с молоком матери, то все равно весьма сходным образом (кстати, идиома образцового здоровья - "кровь с молоком" - может быть легко и без всяких натяжек визуализирована именно в виде маленького крепыша-мухоморчика). И связаны эти символы в детском мозгу-крови с чем-то добрым, родным, греющим, защищающим, хранящим, радостным, привычным и, в то же время - сказочным, таинственным, необычным, праздничным, новогодним.

И вот, когда малыш, воспитанный таким образом - что называется, вприглядку, т.е. без слов и комментариев, а на одном зрительно-осязательном ряде с несомненно положительной "доброй" подкладкой - входит в настоящий, как в книжках, как в кино, лес, для него, ребенка - безусловно и напрямую сказочный, и видит там красно-белых гномов, его спонтанная реакция - радости и узнавания - вполне предсказуема и прогнозируема. И естественным продолжением этой детской реакции будет желание немедленно подойти - трудно сказать к "оригиналу" или "дубликату" - сорвать, поднять, наклониться, приблизить к себе, потрогать, попробовать. Силы такой реакции придает и то, что мухоморы, особенно молодые, детеныши, едва показывающиеся из земли могут смотреться на природном фоне леса, состоящем из смеси множества неправильной формы мелких "деталей", из путаницы зелено-коричневого цвета как едва ли не инородные тела - точно настоящие рукотворно-разумные игрушки из магазина, точно "подарки", расставленные под елки-сосны-березы кем-то большим и добрым, Дедом Морозом, может быть, или волшебником из сказки. Или, напротив, может возникнуть неосознанное озарение, что елочные Деды Морозы суть слепки с природных подъелочных мухоморов. Такому восприятию способствует вместе с яркой окраской и округлая форма - особенно молодых - грибов, позволяющая принять их в первый миг за... апельсины-мандарины, тоже прочно ассоциирующимися с праздником, особенно новогодним. Кроме того сюда примешивается и невольное - из-за явной антропоморфности, из-за частого произрастания семейками, из-за похожести на маленьких человечков или гномов - отождествление детьми этих грибов с самими собой, особенно, если ребенок в лесу имеет на голове красную в белый горошек панамку, "от клещей" или "от солнца". Сюда же - делая реверанс в сторону Фрейда-Юнга - следует добавить и неосознаваемые детьми 3-х лет (находящимися в так называемой фаллической стадии развития) сексуальные ассоциации. И эти ассоциации будут, по всей вероятности, различными у маленьких мальчиков и девочек. Научных исследовательских данных опять же нет, но вполне можно предположить, что мальчики переживают подспудное радостное отождествление с тем, что у них "есть", а у девочек, напротив, бессознательно актуализируется "комплекс кастрации" и "зависть к пенису" (любой популярный мифологический словарь свидетельствует о грибах как об одном из древнейших фаллических символов человечества; вагинальные грибные символы, правда тоже встречаются - лисички, волнушки, рыжики - но значительно реже) и, соответственно - желание обладать-завладеть-присвоить-сорвать.

И, наконец, здесь нужно сказать, что мухомор не является сущностью исключительно красного - различных оттенков - цвета. Красна только его верхушка (шляпка), а ножка, юбочка, пластины на внутренней стороне шляпки и точки на шляпке - чистейше-нежно-белоснежные. Можно смело предположить, что восприятие такого сочетания цветов лесной, небольшого размера, антропоморфной, отдельно-самостоятельной сущности бессознательно-суггестивно выводит на знакомую к этому возрасту уже многим детям волшебную сказку "Белоснежка и семь гномов" и одновременно работает на усиление "добрых" мухоморных ассоциаций, ибо в нашей, Евро-Азийской то бишь, культуре, географически совпадающей с ареалом произрастания мухоморов, белый цвет укоренен в исключительно положительных смыслах: "свет", "чистота", "мягкость", "непорочность", "невинность" (даже самое белое вино не может быть полностью обелено без возгонки в так называемый чистый спирт - бесцветную жидкость), "покровительство", "покров" (в научно-ботанической, точнее, в микологической терминологии и "юбочка" мухомора и белые пятнышки на его шляпке называются "остатками покрывала").

И вот, после всего этого комплекса сильнейших и ярчайших переживаний, проходящих у ребенка эмоциональным взрывом за какое-то мгновение и тотчас трансформирующихся в порыв, взрослый хватает его за руку и кричит или шепчет "страшным" голосом что-то вроде: "Стой, не смей рвать! Не подходи! Эти грибы нельзя брать! Мухоморы - поганки, смертельная отрава. Если съешь - умрешь!"

Все это проговаривается и вбивается уже в сознание ребенка на артикулированно-вербальном уровне тоже за одно мгновение и действует тем мощнее, что приходит без всякой подготовки, без предварительных разъяснений, которые прежде - дома, в городе - казались большинству взрослых просто ненужными. Вернее: большинству взрослых - до лесной встречи - и в голову не приходило специально просветить на сей предмет своих чад, носящих одежду с изображением мухоморов, укрывающихся цветными веселенькими одеялками с тем же изображением, глядящих перед сном на прикроватный настенный коврик с тем же мотивом, пользующихся чашечками-блюдечками, украшенными либо собственно мухоморными картинками, либо просто раскрашенными "в горошек" (то, что это самая детская и едва ли не лучшая для детей расцветка ни у кого из них не вызывает сомнений), берущих зубные щеточки, дабы чистить белые зубки внутри красных ротиков - из специальных подставок, промышленно выпускаемых в виде и цвете мухоморов; играющих в песочницах под такими же грибками...

Однако, если такой удар нанесен и запрет поставлен, то по возвращении из лесу домой взрослым следовало бы уничтожить(сжечь-разорвать-разбить-выбросить) и все то домашнее, что несет на себе изображение смертельных де "поганок". Но современный человек цивилизованный, человек городской, будучи последовательным шизофреником, так отнюдь не поступает. Это ему тоже не приходит ни в одну часть тела. Все возобновляется-продолжается как ни в чем не бывало. И дети вырастают, как правило, такими же расщепленцами. А можно ли, спрашивается, вообразить природного человека, дикаря - будь то чукча, будь то папуас - коих регулярно показывает цивилизованным людям один из их идолов - телевизор, который пользуется в обиходе изображениями-символами тех вещей и сущностей, которые он считает враждебными себе?

 

* * *

 

Как бы там ни было, описанный выше вариант шизофренического поведения взрослых относительно мухоморов в лесу (каковая раздвоенность, как и всякая прочая, ведет прочь от цельности и, в крайнем варианте может дать раковую болезнь, исцеляемую, по молве, тем же мухомором) и мухоморных символов на/в предметах домашнего обихода - еще не самый худший. Весьма часто имеет место такое "развитие событий", когда родитель, якобы для увеличения "воспитательного эффекта" своих слов, для убедительности-наглядности пинает не-винный мухомор ногой - точно мячик - держа при этом свое чадо за руку. Ладно бы - т.е. такое поведение можно было бы хоть как-то оправдать - если бы сам /рас/пинатель пострадал от мухомора: сильно отравился, побывал бы при смерти, потерял бы, погреб бы под грибом близкого человека. А то, в гигантском большинстве случаев, человек поступает так просто "по наговору", как зомби, как жертва общественного мнения - понятия не имея о свойствах и истинно вредности пинаемого. Делая так, /рас/пинающий сам, понятное дело, не ведает того, что творит: он не сознает, что он - такой большой и сильный - попирая ногой столь несравненно малого, слабого и безответного, на самом деле ставит себя и гриб на одну доску, уравнивается с ним, т.е. признает его силу, признает в нем врага-противника, иначе говоря - живую и едва ли не человеческую (пусть и нечеловеческую) сущность. С другой стороны, страшась "вреда" от Природы себе любимому, он будто бы избывает этот страх тем, что судорожно вредит Природе и - если не аборигенский бумеранг Австралии, то хантыйский "самострел" бьет в него и его детей.

Почему-то никто не сбивает (с пути) бледную поганку, волоконницу путайяра, вонючий или белый мухомор, рядовку тигровую или обыкновенные сморчки-строчки, яд коих несравненно сильней и опасней яда красного мухомора, что является фактом давно известным науке. Почему так? Да просто потому, что все это грибы незаметные, невидные, неказистые. Их и обнаружить труднее, и встречаются они реже - не выходят к человеку, в отличие от красного мухомора, не бросаются в глаза, не призывают. Их вид не подстрекает и не толкает на "кощунство-святотатство", не соблазняет поглумиться над крас отой со сложным чувством выполненного человеческого долга и глубокого удовлетворения самых низменных инстинктов. Кроме того в этом ударе по мухомору ногой (бело-красная, упругая, сочно-волокнистая плоть, которая так и взрывается-разлетается от сильного пинка), на глазах у ребенка, со-держимого за руку, содержится и избывание собственного "детского страха" перед неведомым, непознанным заколдованно-заговоренно-табуированным, и на самом грибе осуществляется месть как собственным родителям и мнению общества, наложившим когда-то свой запрет, так и самому себе за трусость и неспособность преодолеть это запрет на свой страх и риск, переступить черту, за собственную боязнь отведать неизведанного, вкусить - здесь в прямом смысле - запретный плод. И, одновременно, в таком пинке присутствует намеренье "личным примером" запрограммировать на такое же поведение находящееся рядом собственное чадо.

 

(Есть одна весьма известная рыже волосая ирландская певица Шенид О'Коннор, у которой есть песня под названием "Red Football" - "Красный футбольный мяч". И хотя эта певица выступает как феминистка и националистка, данную песню без особых натяжек можно рассматривать и в нашем человеческо-грибном контексте. Щемяще-мощную мелодию на словах, естественно, не передашь, слова (подстрочник) же таковы:

 

Я не красный футбольный мяч,

Чтобы пинать меня по саду,

Я красный шарик с рождественской елки, и я хрупка.

Я вовсе не животное в зоопарке, хотя я предана тебе.

Я не крокодил, который жил в клетке, и из которого

Выбили весь дух тем, что без конца швыряли ему на

Спину монетки через маленькое окошко.

Я повторяю - я тебе никакое ни животное из зверинца,

Я не мальчик для битья,

Ты не смеешь со мной так обращаться.

Я не животное в зоопарке.

 

Моя кожа - не футбольный мяч для тебя,

Моя голова - не футбольный мяч для тебя,

Мое тело - не футбольный мяч для тебя,

Мое чрево - не футбольный мяч для тебя,

Мое сердце - не футбольный мяч для тебя.

 

Я не животное в зоопарке!

И я буду прыгать на каждого из вас –

Я не животное в зоопарке!

И я преисполнена решимости вскочить тебе на загривок

И покончить с тобой!

 

Ирландия - хотя там, конечно, тоже встречаются мухоморы - это далековато от нас. Чтобы взять пример "поближе", "погорячее", приведу в этих же скобках историю, рассказанную мне одним личным знакомым. Вкратце. В детстве он очень любил мухоморы...пинать. С родителями ездил на отдых в какие-то такие места, где эти грибы росли буквально полянами. И там он их футболил. Сам при этом будучи рыжим-конопатым. И уже после службы в армии, когда он переехал жить в большой город и, учась заочно в университете, подрабатывал где-то грузчиком, "сотрудники" вдруг принялись дразнить его "мухомором" - за белизну кожи в сочетании с рыжими волосами и конопатостью. Да так, по его словам, злобно, неотступно, что ему приходилось буквально драться с "обидчиками". Однако у этого человека хватило "ума" осознать происходившее в связи с собственной детской агрессией и пойти, наконец, на поклон к грибам и даже устроить им прием "на высшем уровне" - внутрь себя.)

 

Теперь, возвращаясь к тому, что было до скобок, следует заметить, что психологам пре- красно известно, что за святотатством (ощущаемым пусть, и подсознательно, как таковое тем, кто его совершает) обязательно следует вина - по типу похмелья - которую необходимо искупать-избывать или, по крайней мере, хотя бы "заглаживать". И вот, как раз широчайшее распространение мухоморных изображений-символов не только на мелких и носильных предметах повседневного быта, но вплоть до насаждения огромных рукотворных деревянных и металлических грибков в детских садах и на дворовых детских площадках, а то и до украшения ворот и фасадов самих этих "учреждений" может рассматриваться именно как процесс покаяния или "исправительных работ".

Тут, правда, возможно и иная - более широкая, что ли - точка зрения: "попросту" мухоморы велят людям все время смотреть на них, иметь их перед глазами как напоминание о чудесных силах природы, о том, что, быть может, сделало человека человеком (у известного нашего ученого-универсалиста В.В. Налимова в книге "Спонтанность сознания" выдвинута на полном серьезе гипотеза о том, что мухоморы, коих первобытные лесные люди поедали - изучая и пробуя "на вкус", "на язык" весь мир вокруг себя - благодаря своим психоактивным свойствам послужили тем самым толчком-ядерным ускорителем, который гигантски повысил или вообще "раскрыл" способности человеческого мозга и способствовал стремительному взлету воображения, созданию всевозможных символических систем, искусств и, главное - языка); они велят "почитать предков", почитать эту древнюю лесную "книгу" (ибо белые точки на красной шляпке могут вполне рассматриваться как первобытная тайнопись-шифр-информационный код-письменность-послание), чтить-помнить собственное детство в онтогенетическом смысле - потому и присутствуют эти изображения в городах чаще всего на всевозможных детских местах и вблизи-вокруг оных. (Ведь никакие иные широкоизвестные психотропы - ни конопля, ни дурман, ни кактус-пеотль - или "просто" опьянители типа виноградной лозы/грозди не используются и не красуются в качестве подобных детски-местных эмблем.)

Однако и это - при всеобщем заражении и поражении раздвоенностью - не спасает. Дети привыкают к этим изображениям, проникаются к ним добрым родственным чувством, а когда впервые приходят в лес... получают вышеописанный пинок, который гонит их дальше по этому заколдованному кругу или, иначе, по "ведьминому кольцу", каковой народный термин описывает любые грибы, растущие в лесу кругом-кругом. Самый радикальный выход из этого о-кружения - взять взрослому и просто съесть (или в одиночестве или на глазах у чада) этот гриб, а потом "все" про него рассказать. Или - хотя бы - не пробуя, не овнутряя, сообщить что-нибудь вроде: "Этот гриб не едят просто так, как другие. Видишь, какой он особый на вид, с первого взгляда понятно. Таких больше нет в лесу. Это волшебный и целебный гриб, им лечатся животные - медведи, лоси, волки - и люди от разных хворей. Но нужно знать как его правильно употреблять. А для этого прежде нужно подрасти."

Те же, кто отважатся попробовать мухомор, дабы выйти из "порочного круга", должны знать, что мухомор - гриб не только видный, но и честный: если съесть в сыром виде один-два гриба (чего все же лучше не делать), может просто начать поташнивать и, либо окончится рвотой, либо благополучно бесследно минует (вся "картина отравления", приведенная ранее в сноске, по книге "Наркотики и яды" является вопиющим несоответствием действительности или, по крайней мере, огромным преувеличением, будучи, видимо, следствием элементарного незнания, за которым опять же стоит боязнь перешагнуть табу-наговор о мухоморе) и вслед за этим, часа через два наступит подъем энергии, легкая эйфория (отдаленно похожая на алкогольное опьянение, но без дури и всех неприятных сопутствующих, побочных эффектов и последствий спиртопития), которая может длиться от 4 до 12 часов, а у особо восприимчивых людей - до 24 часов. У некоторых, при опущенных веках могут ожить "образы" и сны будут чуть ярче, глубже и сильнее обычного. Кроме того обостряются рецепторы - особенно вкусовые, обонятельные и слуховые, именно в таком порядке - любая пища будет казаться невероятно вкусной, "райской", и съесть ее можно будет больше обычного, наслаждаясь каждым кусочком, каждой порцией. Во всем теле появится дополнительная сила при легкой поверхностной анестезии. Координация движений в дозах не являющихся крайне высокими (10-12 грибов и более) не нарушается. На следующий день, после пробуждения ото сна, который внешне ничем не отличается от обычного, всякое похмелье отсутствует и на целый день может сохраниться повышенная энергия. Желания тотчас повторить "опыт" не возникает.

Говоря далее об искупительно-исправительных работах взрослых в отношении лесных мухоморов, можно без особого труда представить себе ту - именно детскую - радость, которую пережил современный производственный человек без специального художественного или дизайнерского образования, когда открыл сколь гениально-здорово и просто сделать, например, солонку в виде мухоморчика. Дырочки, просверленные в шляпке для высыпания соли тончайшими струйками, уже с первого раза, от первого же использования побелеют от высыпаемой изнутри соли и функциональное - одним движением, одним махом, точно по волшебству - станет украшением и сущностью! Маловероятно, чтобы такой первооткрыватель-изобретатель (вряд ли язык повернется назвать его рационализатором) соберет сей "фокус" в фокус почти поэтического высказывания: " Этот гриб есть соль земли!", но что-то такое, пусть и безмолвн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: