В группе особый ребёнок. 10 советов музыкальному руководителю
Марина Кишиневская
учитель-логопед ГБОУ «Школа № 830», с/п № 3, Москва
Елена Кузнецова
музыкальный руководитель ГБОУ «Школа № 830», д/о «Умка», Москва
Если на музыкальных занятиях появился особый ребёнок, как включить его в деятельность группы и сохранить комфортные условия для всех детей? Вам помогут советы специалистов о приёмах работы на примере детей с аутизмом.
© DragonImages / Фотобанк Фотодженика
Аутизм – что это?
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья в отдельную категорию выделяют детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Расстройства аутистического спектра (далее – РАС) – это тяжёлое первазивное – «всепроникающее» нарушение. Аутизм проявляется в первые годы жизни ребёнка и затрагивает все сферы развития: восприятие, познание, речь, общение. Наиболее ярко у детей с РАС проявляется «триада нарушений»: трудности с воображением, установлением социальных связей, коммуникацией.
Что может вызвать негативную реакцию у ребёнка с РАС 1. Изменения во внешнем виде педагога: новая причёска, цвет волос, одежда, которую ребёнок до этого не видел. 2. Изменения в музыкальном зале: перестановка мебели. 3. Изменения в структуре занятия: если в прошлый раз пение предшествовало танцу, то и сегодня всё должно быть так же; если в прошлый раз ребёнок играл на красном бубне, то и сегодня он потребует красный, а зелёный может спровоцировать истерику или самоагрессию. |
Трудности с воображением
В то время как нейротипичный ребёнок – «обычный», «нормальный» – с удовольствием играет в предложенную музыкальную игру, дошкольник с РАС не может понять и принять игровую ситуацию. Он не шагает по-медвежьи, не прячется под зонтиком от воображаемого дождя, не «видит» цветочки «на полянке», не верит в Деда Мороза и т. д. Вся игра такого ребёнка сводится к бесцельным манипуляциям с предметами, и зачастую эти действия деструктивны и никак не связаны с их привычным назначением.
Совет 1. До тех пор пока вы достаточно хорошо не узнаете ребёнка с РАС, не давайте ему то, с чем не будете готовы расстаться навсегда. Ребёнок может это съесть, сломать или унести с собой. |
С нарушением воображения тесным образом связана яркая поведенческая особенность дошкольника с РАС – стереотипия, то есть склонность к инертности и потребность в постоянстве, статичности окружающей среды и неизменной последовательности событий.
Совет 2. Придерживайтесь определённой структуры занятия. Держите в своём кабинете «ту самую» кофточку, к которой ребёнок с РАС привык, и надевайте специально для него. Будьте постоянны в выборе личных аксессуаров (украшения, часы), а лучше откажитесь от них на время занятия (см. совет 1). Давайте ребёнку с РАС всегда одни и те же атрибуты. |
Трудности социального взаимодействия
Нарушения социального взаимодействия у ребёнка с РАС проявляются чрезвычайно ярко. Музыкальный руководитель может заметить, что ребёнок не улыбается в ответ на улыбку, не «заражается» смехом, не смотрит в глаза или смотрит, но как будто «не видит» окружающих. Для дошкольника с РАС характерна неспособность подражать действиям педагога, отсюда возникают трудности с обучением, ведь подражание – естественное свойство и стремление любого нейротипичного дошкольника.
Совет 3.Воздержитесь от любых прикосновений к ребёнку с РАС Называйте так, как его называют родители. Отнеситесь спокойно к тому, что ребёнок не может ничего выполнить по показу. Помните: ребёнок вас слышит, даже если не смотрит в вашу сторону. |
Трудности социального взаимодействия проявляются также в неспособности делиться своими игрушками и выполнять игровые действия, во время которых необходимо что-либо отдать или поменяться.
Совет 4. Сложите в отдельную коробочку необходимые для занятий атрибуты, музыкальные инструменты. Ребёнок должен знать, что есть «его» коробочка и «его» инструменты (см. совет 2). При организации игры учитывайте неспособность дошкольника с РАС меняться ролями. |
Самой непростой для восприятия и принятия особенностью дошкольника с РАС является непонимание правил, принятых в обществе. Для него не существует понятий правильного или неправильного, хорошего или плохого, приемлемого или недопустимого поведения. Ребёнок не знает, не чувствует и не понимает «границ» дозволенного. Способность к неожиданным и ужасным с точки зрения социума поступкам поразит даже опытного педагога: обнажение различных частей тела, прилюдное оправление естественных надобностей, агрессивные и самодеструктивные выпады с вырыванием волос у себя и окружающих.
Совет 5.Воздержитесь от эмоциональной реакции на любые проявления со стороны ребёнка. Сохраняйте спокойствие. Нет смысла наказывать или порицать его за то, ошибочность чего он не понимает и не может понять. Это не плохое воспитание и не вина родителей. Это тяжёлое нарушение в деятельности ЦНС. |
Часто у ребёнка с РАС нет элементарных гигиенических навыков и потребности их освоить. Он не даёт себя мыть, так как боится воды и прикосновений, не позволяет стричь ногти и волосы, не любит менять одежду. Его не волнует, что он всклокоченный, немытый, с грязными ногтями, в рваной одежде.
Родители делают всё возможное, чтобы их сын или дочь были аккуратными и чистыми. Но это не всегда получается.
Совет 6. Воздержитесь от комментариев относительно внешнего вида ребёнка и каких-либо рекомендаций родным. Они делают всё возможное. Будьте готовы к тому, что на праздник ребёнок с РАС скорее всего придёт в привычной для себя одежде. |
Трудности коммуникации
Дошкольник с РАС не умеет общаться, он не может попросить о чём-либо или отказаться привычным для нас способом. Он не умеет рассказывать или отвечать на вопросы. Часто вообще не говорит или повторяет фразы окружающих, не понимая их смысла.
Совет 7. Общаясь с ребёнком с РАС, говорите максимально кратко и сжато. Излишняя многоречивость утомляет его и может спровоцировать нежелательное поведение. |